Аналитика и комментарии

07 июня 2006

Иветта Воронова: "Не верю, что Третьяковы и Морозовы перевелись на Руси"

- Иветта Николаевна, когда речь идет об искусстве, цифры - не самые убедительные свидетельства успехов. И все же некоторые цифры о деятельности вашего фонда поистине поражают. Реальную поддержку фонда моральную, материальную и организационную - уже испытали около десяти тысяч молодых людей, из них более трех тысяч получали его стипендию.

- Согласна. Одно перечисление сделанного, даже заняв несколько страниц, не даст полного представления о работе, в которую удалось вовлечь специализированные художественно-экспертные советы, сотни виднейших мастеров культуры и педагогов. Я бы хотела, однако, подчеркнуть, что фонд приобрел и подарил молодым исполнителям и музыкальным учебным заведениям и около ста так необходимых инструментов и среди них - 14 концертных роялей и 30 пианино. Уже 12 лет стабильно работает Летняя творческая школа в Суздале, принявшая на стажировку четыре тысячи юных исполнителей и художников из России и зарубежья. Наконец, состоялись три тысячи концертов в 94 городах: И, конечно, наша гордость - традиционные благотворительные концерты одаренных детей в больницах, госпиталях, армейских частях, в Комитете ветеранов войны.

Новые имена России выступают в резиденции Папы Римского

- Выполнять такой объем работы из года в год невозможно без любви к избранному делу, без специальных знаний и, скажем прямо, без больших денег:

- Да, за 16 лет нам довелось познакомиться с государственными и общественными деятелями, людьми бизнеса и финансистами из России и зарубежья, с всемирно известными музыкантами, которым отныне близки наши цели, сложности и трудности. Первым, кто сделал взнос в наше дело, был американский пианист, лауреат Первого Международного конкурса имени Чайковского Ван Клиберн.

- Давайте вспомним, как это было?

- Ван Клиберн приехал в Москву на гастроли в 1989 г., я тогда на общественных началах была членом Президиума Российского фонда культуры. Тогдашний председатель фонда академик Дмитрий Лихачев поручил мне его сопровождать. Мы много говорили о том, как важно иметь организацию, которая взялась бы за поддержку молодых талантов. В ходе своего концерта Клиберн обнародовал наши беседы и прямо на сцене вручил мне от себя чек на десять тысяч долларов для осуществления, как он сказал, этой светлой идеи. С того и началось. С помощницами мы объехали немало городов, прослушали сотни вундеркиндов. Они и стали первыми воспитанниками <Новых имен>. Многие из них теперь музыканты с мировой известностью: Денис Мацуев, Александр Гиндин, Борис Андрианов, Борис Бровцын, Алексей Огринчук, Ольга Пушечникова, Игорь Федоров, Александр Кобрин: Прослышав о нас, стали приходить банки. Купить первые три рояля нам помогли Инкомбанк, ОНЭКСИМбанк, Кредобанк - мы подарили их музыкальному училищу при Московской консерватории, школе имени Гнесиных и Центральной музыкальной школе.

- Покупали для вас, а вы раздаривали?

- В начале 1990-х гг. музыкальные учебные заведения почти не получали денег, а многие стипендиаты вышли из них.

- Со временем ваши детишки стали выезжать за рубеж, о них узнали в 35 странах Европы, Америки, Азии. Состоялись презентации в резиденции Папы Римского, в ООН, в ЮНЕСКО...

- Среди наших друзей появилась компания <Де Бирс>, мать французского <сахарного короля>, уроженка Петербурга госпожа Варсоне, принц Майкл Кентский. Супруга покойного генсека НАТО Вернера пригнала в подарок два автобуса из Германии.

...И началось соревнование отечественных меценатов с зарубежными?

- К сожалению, не началось. К концу 1990-х наши проекты поддержали Министерство культуры РФ и правительство Москвы. Это не решило всех наших проблем, но жить стало гораздо легче. Большое внимание нам оказывают Министерство иностранных дел, Совет Федерации. В итоге нас включили в президентскую программу <Одаренные дети>.

- Почему же банки к вам охладели?

- Возможно, кто-то подумал, что мы купаемся в деньгах. Но ведь с развитием той или иной культурной акции ее деятельность не останавливается, с ростом числа фестивалей, конкурсов, стипендиатов появляются новые потребности. Например, сколько средств нужно для издания компакт-дисков, сборников стихов, альбомов рисунков - это же история не одного нашего фонда, но история страны! Такой архив имеет государственное значение, пренебрегать им нельзя. Я не говорю о стипендиях, которые банки могли выплачивать бы юным талантам. Недавно нам удалось подарить десятилетней девочке Ане Савкиной из Братска скрипку за пять тысяч долларов. А если бы это сделал банк - как бы он поднял свой имидж!

- Думается, что банки сами должны это понимать. Речь ведь идет не о больших, но об очень важных суммах, которые совсем не помешают культуре, особенно в форме так называемой адресной поддержки.

- Думается, что банки сами должны это понимать. Речь ведь идет не о больших, но об очень важных суммах, которые совсем не помешают культуре, особенно в форме так называемой адресной поддержки.

- <Новые имена>, в частности, могли бы организовать такую поддержку наиболее справедливо, избегая субъективизма, семейственности, на основе рекомендаций художественно-экспертных советов.

Сейчас мы ведем переговоры с некоторыми банками, пытаясь подвигнуть их на установление стипендий для особо одаренных детей, живущих в регионах. Не верю, что Третьяковы и Морозовы перевелись на Руси. Не знаю, к чему приведут наши контакты, но надеюсь, в частности, на Внешторгбанк и Альфа-Банк, с которыми, кажется, удается прийти к взаимопониманию. С кем нам совершенно не удавалось договориться никогда и ни по какому вопросу - так это со Сбербанком (кстати, не самый бедный в стране).

Впрочем, есть еще одна причина, почему снижается интерес банков к нам. На нынешнем этапе деньги, как говорится, не вопрос. Для иного банка престижнее приглашать на гастроли зарубежных звезд, финансировать театр, оркестр или отдельный сложный спектакль, нежели <детскую программу>. С этим никак не могу согласиться. При всем огромном значении отдельного спектакля, шумных гастролей зарубежных звезд, фонд <Новые имена> работает на перспективу, на культуру завтрашнего дня, на Россию XXI века. Хороший урожай большое благо, но ведь его надо еще заложить...

Георгий Меликянц
Поделиться:
 

Возврат к списку