Аналитика и комментарии

07 июня 2006

Андрей Козлов: "Нельзя отдавать государственные функции на аутсорсинг"

- Андрей Андреевич, достаточно давно идут споры о разумном сочетании государственного и негосударственного секторов в банковском реформировании. На ваш взгляд, много или мало государства в отрасли? Согласны ли вы с тем, что в деле реформирования ЦБ РФ осуществляет контрольную и регулятивную функции, а вопросы перспективного развития решает совместно с банковским сообществом?

- Начну с того, что вопрос о регулировании и надзоре, т. е. функциях, которые государство осуществляет по отношению к банковскому сообществу, решен достаточно давно. Существует хорошо известный во всем мире документ - <Основные принципы эффективного банковского надзора> (принятый Базельским комитетом по банковскому надзору в 1999 г.), который определяет роль задачи государства. Думаю, что какой-либо спор здесь неуместен. Россия приняла Базельские принципы, и сейчас в своей практике, полагаю, примерно на 80% руководствуется ими.

Если же вести речь о саморегулировании банковской системы, то, на мой взгляд, оно должно ограничиваться общепринятыми в мировом банковском сообществе рамками. Вкратце они сводятся к трем задачам, которые банки и банковские объединения по мере возможности решают, опираясь на собственные силы и возможности. Это этические нормы поведения, техника проведения банковских операций и подготовка (обучение) кадров. Других элементов практически нет. Нам не нужно выдумывать велосипед. Лучше придерживаться этой столбовой дороги, тем более что в России все три названных параметра не соблюдаются почти повсеместно.

Другое дело, что у нас любят обсуждать вопросы передачи государственных функций рынку. Но мне кажется, что, прежде чем ставить вопрос о саморегулировании, надо бы решить базовые задачи. Моя позиция такова: задачи, которые должно решать государство, нельзя передавать на аутсорсинг.

- Главный вопрос XVI съезда АРБ утверждение стратегии повышения конкурентоспособности российских банков. Совпадают ли позиции ЦБ РФ и ассоциации по этому вопросу?

- Антагонизма здесь нет. Выработка стратегии повышения конкурентоспособности - не монополия государства. Основная логика повышения конкурентоспособности отечественных банков определяется тем, как банковская система будет себя позиционировать на международной арене. Стратегические интересы государства и банков совпадают. Государство заинтересовано в создании сильной кредитно-финансовой системы, устойчивой к разного рода воздействиям как извне, так и изнутри. Банкам важно вести нормальный бизнес у себя в стране, для своих клиентов, чувствовать свою защищенность.

Не могу сказать, что у нас с банковским сообществом не достигнут полный консенсус по вопросам повышения конкурентоспособности. Надеюсь, что съезд заложит позитивную психологическую основу для дальнейшего сотрудничества. Главное - искусственно не провоцировать конфликты.

- В последнее время идет много споров о повышении статуса и значения госбанков.

- Сказать о том, что это однозначно плохо нельзя. Достаточно много примеров позитивного влияния государственных банков на экономику. И если провести некую аналогию с космическим кораблем, то для любого банка важно выйти на определенный уровень гарантированного существования, саморазвития - как на околоземную орбиту, движение по которой уже не требует сверхусилий и происходит как бы само по себе (при отсутствии управленческих ошибок, разумеется). Размер капиталов и активность менеджмента четырех госбанков - Сбербанка, ВТБ, Газпромбанка и Банка Москвы - позволили им выйти на эту условную точку невозврата.

Разумеется, у нас есть и коммерческие банки, освоившую эту виртуальную орбиту. Остальным придется выбирать: или постепенное приближение к ней, или вынужденная специализация. Тем, кто не сможет освоить ни первого, ни второго, придется сложно.

Выработка стратегии повышения конкурентоспособности - не монополия государства.

- Насколько сочетаются стремление повысить конкурентоспособность отечественных банков и открытость рынка для иностранных кредитнофинансовых учреждений?

- Говоря об открытости рынка для иностранных банков, важно понимать, где проходят границы защиты, - ведь любой уровень открытости должен быть зафиксирован. Наша позиция в этом вопросе достаточно проста: мы - за равные условия участников рынка, готовы предоставить национальный режим для зарубежных банков, но с небольшими административными оговорками. Как то: доступ на российский рынок возможен в виде либо <дочек>, либо открытия представительства. В мировой практике известен третий способ доступа - в виде открытия прямого филиала. Наша принципиальная позиция - этого не допускать, т. к. работа филиалов создает серьезные (я бы выразился резче необратимые) преимущества иностранным конкурентам. Мы должны защитить своих участников рынка.

- Насколько важны для Центробанка поддержка АРБ и сотрудничество с ней?

- События лета 2004 г. показали, что у нас с ассоциацией полное взаимопонимание - как по причинам кризиса, так и по тому, как следует купировать его последствия. Наше главное совместное достижение - высокая степень открытости друг перед другом. У нас есть общее понимание проблем. Не всегда есть согласие (странно было бы, если бы оно возникало по всем вопросам). Но при этом способны переубеждать партнера.

Андрей Черепанов
Поделиться:
 

Возврат к списку