Аналитика и комментарии

07 июня 2006

От войн — к свободной торговле

В 30-е гг. прошлого столетия перед Второй мировой войной международная торговля практически прекратилась — страны не хотели делиться своими ресурсами и технологиями с потенциальными противниками. Переломить эту ситуацию удалось лишь в 1946 г. В ходе переговоров представители 23 стран договорились о снижении импортных пошлин, было сделано 45 тыс. тарифных уступок на сумму, равную одной пятой объема мировой торговли. Новые договоренности и правила стали известны как Генеральное соглашение по тарифам и торговле (ГАТТ), которое вступило в силу в январе 1948 г.

Принципы и правила ГАТТ гарантировали снижение тарифов, импортных квот, налоговых сборов и ослабление административных мер регулирования. Чтобы обойти новые правила, страны при продвижении товаров на иностранные рынки стали предоставлять национальным компаниям государственные субсидии и требовали от партнеров добровольно ограничивать экспорт в обмен на беспошлинный доступ на внутренний рынок.

Интересно, что в 1947 г. СССР отказался участвовать в ГАТТ. Но уже в 1979 г. Политбюро ЦК КПСС приняло решение о начале работы по присоединению к соглашению, чему воспрепятствовали США и европейские страны.

Постоянные переговоры в рамках ГАТТ способствовали росту международной торговли. Так, в_1964–1967 гг. на шестой встрече (раунде Кеннеди) около 50 стран-участниц договорились о снижении тарифов в среднем на одну треть. На седьмой встрече, проходившей в Токио с 1973 по 1979 г., аналогичное соглашение заключили 99 государств. Восьмая и заключительная встреча, известная как Уругвайский раунд, проходила с 1988 по 1993 г. На ней страны приняли решение о глобальном снижении тарифов до 40%, резком сокращении государственных торговых субсидий и либерализации торговли услугами.

Уругвайский раунд положил конец ГАТТ и привел к созданию Всемирной торговой организации, наделенной более широкими полномочиями по регулированию мировой торговли. Членами ВТО стали 125 стран-участниц. Правила новой организации предполагали, что при возникновении торгового конфликта между странами они могут обращаться с жалобами непосредственно в ВТО. Было запрещено квотирование экспорта и импорта для решения проблем платежного баланса, выделения национальным экспортерам субсидий. Страны договорились об отмене любых мер нетарифного регулирования в области сельскохозяйственной торговли.

Россия прошла две трети пути вступления в ВТО. Скоро и у нашей страны появится право голоса при обсуждении правил международной торговли

Безусловно, ВТО не гарантирует прекращения торговых войн. Так, в марте 2002 г. США ввели 30-процентную импортную пошлину на сталь. В ответ Евросоюз инициировал расследование и направил жалобу в ВТО. Страны ЕС потребовали выплатить компенсации за ущерб европейской металлургической промышленности в размере 2,5 млрд. евро и пригрозили ограничить импорт американской стали, текстильной продукции и цитрусовых. Путем политических переговоров конфликт был сведен «на нет».

Кстати, эта история затронула и российские компании, однако трудно себе представить, чтобы Россия с такой же настойчивостью и с такими весомыми аргументами, как Евросоюз, добивалась отмены ограничений на чужом рынке. Возможно, это произойдет после вступления страны в ВТО.

Две трети пути

Как правило, процедура вступления страны-претендента во Всемирную торговую организацию занимает 5–7 лет (и лишь Китаю понадобилось 15). Все зависит от предъявляемых требований и уступок, на которые готов пойти претендент. Некоторые страны, обычно со слаборазвитыми рынками и промышленностью, выполняют все требования в минимальный срок. Например, Эквадору понадобилось на согласование позиций с ВТО 3 года, Киргизии — 2, а Грузии — 4.

Процесс вступления делится на несколько этапов. На первом специальные рабочие группы сравнивают торгово-политические и экономические реалии страны-претендента с нормами и_правилами ВТО. После этого определяются условия членства претендента в организации, выясняются взаимные претензии и возможные уступки; все поправки закрепляются соответствующими законами. Россия впервые подала заявку на вступление в ВТО в 1993 г., а сам переговорный процесс проходит очень оживленно. Например, только в 2001_г. было проведено 77 раундов переговоров по тарифам и 55_— по услугам. Наши партнеры по переговорному процессу предъявляли и предъявляют много претензий.

Надо отдать должное российским переговорщикам — они скрупулезно отвоевывают уступки для России. Так, Евросоюз был вынужден отказаться от значительной части своих первоначальных требований, таких как отмена экспортных пошлин на энергоносители и монополии Газпрома, допуск иностранных компаний к строительству газопроводов в России. Россия, в свою очередь, обязалась поэтапно повышать внутренние цены на газ для промышленных предприятий — с 27–28 долл. за 1000 куб. м в 2004 г. до 49–57 долл. к 2010 г., а также значительно снизить импортные пошлины на автомобили, самолеты и комплектующие. Россия не пустила филиалы европейских банков на свой рынок — они будут, как и прежде, работать по российским законам, даже если уставный капитал будет полностью сформирован за счет западных акционеров. Тем не менее, как отметил комиссар ЕС по торговле Паскаль Лами, Россия «прошла две трети пути» по вступлению в ВТО.

Россия по-прежнему не соответствует требованиям, предъявляемым США по вопросу защиты интеллектуальной собственности, предоставления финансовых услуг, в области средств связи, авиастроения и сельского хозяйства. Правда, на саммите «Большой восьмерки» Джордж Буш пообещал, что США поддержат Россию в вопросе о вступлении в ВТО.

Требования Китая к России заключаются в снятии ограничений на миграцию рабочей силы, снижении пошлин на экспорт и импорт и т. п. По словам министра экономики РФ Германа Грефа, некоторые требования Россия считает неприемлемыми и выходящими за рамки требований ВТО, и если Китай будет настаивать на своей позиции, то процесс вступления в ВТО может затянуться.

Зачем нам это надо

Согласно исследованию, проведенному ТПП РФ, вовлеченность отдельных регионов России во внешнеэкономические связи крайне неравномерна. Вступление в ВТО наиболее ощутимо коснется 23 регионов. Но ожидаемый прирост валового регионального продукта в этих субъектах под воздействием импортозамещающего роста не превысит 0,6–0,7%. Кроме того, от улучшения условий торговли выиграют экспортно-ориентированные промышленные и приграничные регионы, а также те, к промышленности которых применены антидемпинговые санкции.

Паскаль Лами (комиссар ЕС по торговле) и Герман Греф (министр экономики РФ) подписывают соглашение с ЕС в рамках присоединения России к ВТО

Европейский центр политических исследований при Еврокомиссии опубликовал доклад о перспективах развития экономического сотрудничества между Россией и странами Евросоюза. Согласно докладу, рост ВВП России после интеграции в мировое сообщество составит 14%, а при учете косвенных факторов_— 23%. Однако в переходный период он может сократиться на 1– 2% (из-за появления на отечественном рынке иностранных товаров).

С другой стороны, согласно докладу «Народнохозяйственные последствия присоединения России к ВТО» Национального Инвестиционного Совета, дополнительный рост ВВП РФ в случае присоединения к ВТО на условиях, предлагаемых российской стороной, на начальном этапе может составить 0,6%. В докладе сказано, что вступление России окажет незначительное отрицательное воздействие на экономику страны в целом, однако может серьезно сказаться на развитии ряда отраслей экономики и на некоторых зависимых от импорта регионах России. Членство в ВТО даст России повод для пересмотра направленных против нее антидемпинговых санкций, приведение их к рыночным правилам исчисления и применения. «Однако такой пересмотр еще не означает их отмены, поэтому нынешний расчетный ущерб, оцениваемый Минэкономразвития России в 3,5 млрд. долл. в год, может быть снижен в будущем лишь примерно на 30–40%», — отмечается в докладе.

Иван Петров
Поделиться: