Главные новости

25 сентября 2023

Банк России: граждане стали чаще жаловаться на навязывание допуслуг при получении кредита

Россияне в этом году стали чаще жаловаться в Банк России на кредитные организации из-за навязывания дополнительных услуг при оформлении кредита, однако в основном эти претензии связаны с договорами, заключенными год назад или ранее, говорится в официальном сообщении регулятора.

«В этом году Банк России отмечает рост жалоб на навязывание дополнительных услуг при оформлении кредита. Однако в основном люди жалуются на невозможность вернуть средства за навязанную дополнительную услугу к кредитному договору, заключенному год назад или ранее (более 60% жалоб на навязывание допуслуг к кредиту)», – сказано в релизе пресс-службы ЦБ РФ.  

Что касается заключенных в этом году договоров, то ЦБ РФ не наблюдает роста жалоб по ним, несмотря на восстановление и существенный рост кредитования.

Банк России также отмечает, что самый распространенный вид дополнительных услуг – это предложение к кредиту или займу приобрести дополнительно различные страховки, а также, например, подписку на онлайн-кинотеатр, консультационные услуги психолога, астролога или ветеринара на абонентской основе, юридические услуги, телемедицинские консультации и так далее. В результате может набежать значительная переплата.

«Если такая услуга действительно нужна заемщику, он может ее приобрести, но это должен быть осознанный выбор, не под давлением менеджера и не с помощью уловок на сайте или в мобильном приложении кредитора», – отмечает регулятор.

Банк России напоминает, что в стране действуют законы о сквозном «периоде охлаждения», в течение которого можно отказаться от таких услуг и вернуть деньги, о запрете предустановленных согласий клиентов (так называемый запрет «галочек»), а также другие нормы, ограничивающие возможность манипуляций и повышающие уровень информирования заемщика о своих правах.

Кроме того, с января 2024 года вступит в силу новый закон, который увеличивает «период охлаждения» с 14 до 30 дней и обязывает кредитора сообщать заемщикам о приобретенных ими дополнительных услугах и возможности от них отказаться. Закон также требует включения в полную стоимость кредита платежей за дополнительные услуги, связанные с кредитом, что должно помочь заемщику оценить стоимость заемных денег и принять осознанное решение о приобретении дополнительных услуг.

 

Поделиться:
 

Возврат к списку