От финансовой грамотности к финансовой безопасности

21 февраля 2023

СБП для бизнеса: как работает система быстрых платежей

В прошедшем году национальная Система быстрых платежей развивалась темпами, опережающими не только прогнозы специалистов, но и планы Банка России. Санкции и уход из страны зарубежных платежных систем ускорили продвижение сервисов СБП в российской бизнес-среде. Так как в ближайшие годы внешнеэкономическая конъюнктура не изменится, Система быстрых платежей продолжит быстро развиваться.

СИСТЕМА БЫСТРЫХ ПЛАТЕЖЕЙ ДЛЯ БИЗНЕСА

Новая стратегия Банка России предполагает, что к концу 2023 года число предприятий, подключившихся к СБП, составит 590 тыс., тогда как план на прошедший год изначально предполагал подключение всего 70 тыс. организаций, ведущих бизнес. За 2022 год количество C2B-операций в Системе быстрых платежей увеличилось в десять раз, приблизившись к 40 млн, а общий объем операций составил более 9 трлн рублей, что почти вдвое больше, чем в 2021 году.

С появлением новых платежных сценариев и выплачиваемых государством компенсаций за их использование все больше МСП начали присоединяться к Системе быстрых платежей. За итоговый квартал 2022 года к СБП подключилось на 360 тыс. предприятий больше, чем за предыдущие два. Такая статистика скорректировала планы ЦБ на будущее национальной платежной системы, поэтому для текущего года ожидаемая доля безналичных платежей в ритейле была увеличена с 75% до 80%.

НСПК (оператор Системы быстрых платежей) не скрывает, что новые сервисы и сценарии оплаты в СБП для бизнеса продолжат появляться. И банкам нужно учитывать этот момент при разработке своих стратегий развития.

Банки, начавшие подключать платежные инструменты СБП к инфраструктуре клиентов уже сейчас, прежде других поймут, как они работают и отладят механизм технической интеграции сервисов. Снизится стоимость будущих подключений, а лояльность клиентов, уверенных, что новые функции СБП для малого и среднего бизнеса им предложат в первую очередь, увеличится.

ЧТО ПОЛУЧАЕТ БИЗНЕС ОТ ПОДКЛЮЧЕНИЯ К СИСТЕМЕ БЫСТРЫХ ПЛАТЕЖЕЙ?

●       Мгновенное зачисление денег на счет. Сервисы Системы быстрых платежей позволяют перевести денежные средства на счет за считаные секунды, что выгодно МСП, которые стараются не допускать кассовых разрывов. Подключившись к СБП, предприятия помогают клиентам быстро и беспроблемно провести возврат средств, что увеличивает доверие потребителя к бизнесу.

●       Минимальная комиссия за использование. Ритейлер, работающий с карточным эквайрингом, за проведение платежа вынужден платить комиссию от 1,5% до 3,5%. Прием оплаты по СБП облагается в разы более низкой комиссией, не превышающей 0,4-0,7%. И даже столь малую комиссию государство возмещало бизнесу последние полтора года, а недавно Банк России предложил Правительству РФ продлить эту практику и на 2023 год.

●       Без лишних трат на оборудование. Работа с традиционным карточным эквайрингом вынуждает ритейлера покупать и обслуживать POS-терминалы. Дополнительное оборудование не понадобится бизнесу, подключившемуся кСистеме быстрых платежей. Клиент оплачивает товар или услугу через СБП по QR для бизнеса, который можно распечатать на наклейке или вывести на экран смартфоне продавца.

●       Удобные методы оплаты. Клиенты бизнеса, ставшего участником СБП, получают современный метод бесконтактной мгновенной оплаты. А если покупатель подключает сервис C2B-подписок, то может не раскрывать реквизиты платежной карты и видеть все подписки в одном месте.

С какими проблемами сталкивается банк, подключая клиента к СБП?

Участниками Системы быстрых платежей с 2019 года стали более двухсот банков, включая все системообразующие. В июле 2022 года банки-участники СБП обязались разрешить своим клиентам пользоваться мобильным приложением СБПэй. Кажется, будто вопрос о подключении российского бизнеса к Системе быстрых платежей уже не стоит, однако де-факто все несколько сложнее.

Подключить даже одно небольшое предприятие к СБП — непростая, трудозатратная для банка задача. На интеграцию сервисов Системы быстрых платежей с точками продаж кассовым ПО банк тратит время и деньги. Так как комиссия за СБП в разы ниже, чем за эквайринговое обслуживание, то банк лишается части дохода.

Кроме того, бизнес может потребовать подключить СБП к сайту — особенно если там есть «корзина» и функции интернет-магазина. Эту задачу так же реализует банк.

Чтобы обойти эти трудности, снизить издержки и время, необходимое на техническую реализацию, банки могут воспользоваться программными решениями, упрощающими подключение клиентов к СБП.

Системообразующие банки, обладающие командой компетентных ИТ-специалистов, могут позволить себе создать подобное ПО. Другие игроки рынка обращаются за помощью к сторонним разработчикам промышленных решений, упрощающих подключение малого бизнеса к СБП. Рассмотрим несколько таких решений, чтобы понять, как они упрощают банкам жизнь.

КАКИЕ ФРОНТАЛЬНЫЕ ПРИЛОЖЕНИЯ ДЛЯ МЕРЧАНТОВ ЕСТЬ НА РЫНКЕ?

Помимо самого подключения к сервисам Системы быстрых платежей, крупные банки предлагают бизнесу фронтальные приложения, позволяющие принимать оплату от потребителей. Внедрившие подобные решения предприятия могут получать платежи от клиентов через сайт, мобильное приложение (как собственное, так и обслуживающего банка), СБПэй или платежную ссылку.

Фронтальные приложения позволяют бизнесу:

●       формировать статические и динамические QR-коды для оплаты;

●       выгружать подробные отчеты о платежных операциях;

●       печатать QR-коды на предварительных чеках;

●       просматривать информацию о транзакциях в реальном времени;

●       получать уведомления о совершенных операциях.

Свои приложения с перечисленными опциями есть у Банка Синара, ПСБ, Райффайзен Банка, Альфы и Тинькофф Банка.

Хотя интернет- и мобильные банки взаимодействуют с Системой быстрых платежей схожим образом, различия все же есть. Например, Тинькофф и Райффайзен позволяют совершать возвращать деньги через личный кабинет на своих сайтах, так и через мобильные приложения для бизнеса (RBM и Тинькофф Бизнес). А бизнес-клиентам Промсвязьбанка доступна передача платежного динамического QR-кода по NFC, когда клиент подтверждает оплату, прикладывая смартфон к устройству продавца, выполняющему роль POS-терминала.

Мы изучили открытые источники, чтобы выяснить, какие дополнительные опции есть в разных бизнес-приложениях для подключения СБП, сравнили их между собой и делимся информацией с вами.

КОМПАНИЯ RIGHT LINE — СБП-КОННЕКТ

Right Line предлагает банкам модульное ПО, которое помимо поддержки внедрения сервисов СБП позволяет заказчику хранить информацию по операциям клиентов и осуществлять поддержку персонала по вопросам ТСП.

Специальный платежный виджет помогает банку настраивать интернет-магазин клиента, просматривать операции и формировать QR-коды для печати на прикассовых наклейках или предварительных чеках.

Right Line также предлагает разработку white-label (ПО под брендом заказчика) мобильного приложения с доступными функциями перевода и возврата средств через СБП.

BSS — QRSERVICE

Предприятия, подключившиеся к СБП с помощью мультибанковского решения QRservice, пользуются всем набором стандартных функций для приема платежей. Владельцы этих предприятий могут управлять торговыми точками: назначать на них сотрудников и устанавливать для них роли («Кассир», «Продавец», «Управляющий точкой» и т.п.).

Функционал фронтального приложения позволяет объединять сотрудников предприятия в учетные группы — это упрощает обработку платежной информации, поступающей от разных торговых точек.

Владелец предприятия может просматривать поступление средств со всех точек продаж, выгружать и анализировать отчеты обо всех операциях, совершенных через Систему быстрых платежей.

EKASSIR — АДАПТЕР ДЛЯ СИСТЕМЫ БЫСТРЫХ ПЛАТЕЖЕЙ

Программное обеспечение от компании eKassir — это комплексный набор фронтальных модулей для предприятий малого и среднего бизнеса, принимающих оплату через Систему быстрых платежей.

Через веб-приложение «Портал мерчанта» продавцы на точках могут генерировать статические QR-коды для приема оплаты по СБП, просматривать информацию по транзакциям, совершать полные или частичные возвраты, регистрировать продавцов и настраивать для них права доступа.

«Мобильное приложение для ТСП» поддерживает все описанные опции, позволяет принимать оплату по QR-коду или NFC и получать уведомления о совершенных транзакциях в режиме реального времени.

«Портал поддержки пользователей» содержит полезный инструментарий и справочную информацию для клиентов. Здесь можно изучить документацию по фронтальным приложениям eKassir, протестировать оплату по QR-коду, оставить заявку на подключение к Системе быстрых платежей и получить справку по интеграции ее сервисов в кассовое ПО.

Joys

Это упрощенная модель подключения к СБП через канал «последней мили» для клиентов, желающих подключить сервис C2B-платежей. Joys подключает бизнес с сервисам Систему быстрых платежей онлайн, интегрируя оплату по ней в мобильные приложения или сайты заказчиков-ритейлеров. Joys позволяет выводить QR-коды для оплаты на экран кассового аппарата или распечатывать их на стикерах. При интеграции применяется API от Национальной системой платежных карт — официального оператора СБП.

Внедрив сервис СБП — например, повесив его на кнопку «Оплатить по СБП», встроенную в мобильное приложение, — Joys может привязать это средство оплаты к его встроенной программе лояльности.

Преимущество таких решений — упрощенная цифровизация классического канала продаж. МСП, у которых есть свои мобильные приложения, при добавлении нового способа оплаты повышают количество скачиваний и обращений к ним покупателей.

Заключение

Число сторонних программных продуктов для подключения бизнеса к Системе быстрых платежей расширяется. Но пока на рынке не так много поставщиков ПО, которые поставляют банкам решения, способные упростить и сократить банкам время на внедрение опций СБП в торговые процессы клиентов.

Представленные в этом кратком обзоре фронтальные приложения помогают бизнесу подключиться к сервисам СБП, уменьшить стоимость их реализации и настройки для клиента. Между собой решения отличаются набором дополнительных опций, которые бизнес может получить помимо стандартного набора функций СБП по нескольким платежным сценариям.

Часть фронтальных приложений открывают доступ к расширенной аналитике торговых операций, тогда как другие помогают управлять точками продаж и сотрудниками предприятий, назначенными на эти точки. Чтобы подключить бизнес к СБП, владелец выбирает подходящий по условиям банк, и тот из них, кто предложит более удобный функционал, заметно увеличит приток новых клиентов.

Поделиться:
 

Возврат к списку