От финансовой грамотности к финансовой безопасности

07 марта 2023

Финансовый омбудсмен Юрий ВОРОНИН: В 2022 году средний размер требований потребителей финансовых услуг составил 215,8 тысяч рублей

Об этом заявил главный финансовый уполномоченный Юрий Воронин, выступая спикером на «круглом столе» «Практические вопросы надзора и регулирования деятельности кредитных организаций», который прошел в рамках ежегодной встречи руководства Банка России с кредитными организациями «Регулирование Банком России деятельности коммерческих банков».

В своем докладе Воронин рассказал об итогах рассмотрения финансовым уполномоченным споров потребителей финансовых услуг с кредитными организациями в 2022 году, а также озвучил предложения по совершенствованию механизмов защиты прав потребителей банковских услуг.

По предварительным данным, в 2022 году в Службу финансового уполномоченного поступило 153 168 обращений потребителей финансовых услуг, средний размер требований составил 215,8 тысяч рублей. В отношении кредитных организаций поступило 13 761 обращение, из которых 8 257 обращений (60%) связаны с потребительским кредитованием.

Финансовый уполномоченный рассмотрел 4 889 обращений по существу в отношении кредитных организаций, в том числе 30,6% решений было вынесено об удовлетворении требований, 69,4% - об отказе в удовлетворении требований потребителя.

Воронин озвучил ряд неприемлемых практик, выявленных при рассмотрении обращений в 2022 году. К ним относится взимание банком несоразмерной комиссии за подключение к программе коллективного страхования, одностороннее увеличение кредитной организацией процентной ставки при самостоятельном заключении заемщиком обеспечительного договора страхования, непризнание договора страхования обеспечительным, когда выгодоприобретателями являются кредитная организация и заемщик.

«Следует отметить, что в 2022 году мы видели, что некоторые неприемлемые практики, которые были выявлены в предыдущие годы, по-прежнему используются кредитными организациями. Это касается непосредственного взаимодействия финансового уполномоченного с банком при рассмотрении обращений», - продолжил Воронин. 

Так, финансовый уполномоченный запрашивает у банка информацию, сведения, документы, чтобы рассмотреть все обстоятельства, а банк предоставляет документы «по своему усмотрению». Например, по мнению банка, договор страхования заключался не одновременно с кредитным договором, в связи с чем банк не считает необходимым предоставлять заявление на предоставление кредита по причине его неотносимости к спору.

Финансовые уполномоченные также сталкивались с ситуациями, когда предоставляются документы не в той редакции, или направляются не документы, а ссылки на них на официальном сайте.

Воронин также озвучил предложения по повышению уровня защищенности прав потребителей услуг кредитных организаций.

Поделиться:
 

Возврат к списку