События

04 декабря 2013

В Москве состоялся CNews Forum 2013

CNews Forum 2013: Информационные технологии завтра, организованный CNews Conferences и CNews Analitycs, проводился уже в шестой раз. В этом году в его рамках прочитано более 110 докладов. На пленарном заседании выступили как вендоры, так и заказчики – представители госсектора и бизнеса, которые рассказали об основных трендах и представили свое видение ближайшего будущего в сфере информационных технологий.

Толкований термина «инновация» очень много. Нередко инновацией считается внедрение каких-то новых для компаний продуктов или технологий. Тем не менее, может статься, что в других компаниях аналогичные решения уже используются и внедрение – всего лишь сокращение технологического отставания. Заявленные инновации в массе своей – это частичные улучшения уже имеющихся продуктов.

Инновации в России

Россия в рейтингах по использованию инновационных технологий в бизнесе далека от лидеров и по многим параметрам находится в числе догоняющих.  Скажем, по удельному весу инновационно-активных предприятий в экономике, по опубликованным Высшей школой Экономики в 2012 г. данным, Россия достигла лишь 10%. Для сравнения – индикаторы инновационной деятельности в таких странах, как Германия, Финляндия, Великобритания, составляют от 45% до 80%.

Зато по доле зарегистрированных компаний Россия находится на втором после США месте. Кроме того, доля молодых специалистов 25–34 лет, имеющих высшее или послевузовское образование, на 2010 г. составляло около 39,5%, что выше, чем в Великобритании (37,9%), Финляндии (36,7%) и США (32,8%). Но количество не перерастает в качество. Такая ситуация, по словам Игоря Богачева, исполнительного директора кластера информационных технологий, «Сколково», происходит из-за того, что зачастую инновационные продукты не востребованы бизнесом в России и сразу «утекают» на запад. Повысить инновационность отечественного бизнеса потребует создание реально работающего механизма по привлечению, поиску и сохранению инновационных идей и технологий.

Перечисленные задачи старается решить «Сколково». В ИТ-кластере сегодня представлено около 320 компаний, которые разрабатывают решения во всех ключевых областях — и мобильных технологиях, и в сфере облачных вычислений, и в области хранения и обработки «больших данных», и в области безопасности. Игорь Богачев предложил ИТ-директорам активнее сотрудничать со «Сколково» — запускать совместные пилотные проекты, открывать стартапы, делиться собственным опытом и инвестировать в новые технологии и инновационные компании.

Основных трендов в области ИКТ и того, как их могут использовать компании, коснулся и Валерий Лановенко, вице-президент, глава представительства Oracle в России и СНГ. Если в 2012 г. число интернет-гаджетов составило около 9 млрд, то к 2020 г. оно превысит 50 млрд. Причем немалая их часть, как отметил Валерий Лановенко, сможет обмениваться данными между собой или с серверами в Интернете даже без участия и контроля человека. Все это приведет к взрывному росту числа данных. На «большие данные» повлияют такие тренды, как мобилизация и социализация контента. В результате ИТ-бюджеты вырастут в среднем на 1–2% (а в ряде отраслей – на 4%), из этого числа около 10% потребуется на поддержку систем хранения данных.

В ближайшее время окажутся востребованными такие технологии, как «базы данных как сервис», средства обработки больших данных и облачные решения. Со всем этим согласился и Сергей Мацоцкий, председатель правления IBS. Он сослался на исследования Gartner, где отмечено, что к 2016 г. размер рынка решений и услуг для аналитики «больших данных» составит $50 млрд, а объем ИТ-затрат, связанный с новыми задачами в этой сфере, превысит $230 млрд. При этом Сергей Мацоцкий подчеркнул, что Россия вполне может стать серьезным игроком в области big data, благо что имеется достаточное количество молодых специалистов с качественным инженерным или научным образованием.

Тема инноваций была основной и в докладе Евгения Жуланова, основателя и учредителя группы компаний InMedia. Сегодня интернет в той или иной форме используется более чем половиной жителей России – из 116 млн россиян во всемирную паутину с компьютеров, ноутбуков, смартфонов и планшетников заходит свыше 66 млн человек. Достаточно активно информационные технологии внедряются в предприятия госсектора и образование.

В ассортименте холдинга InMedia, (он состоит из четырех основных компаний — «РосТелеКонтент» доставляет контент на мобильные устройства, Skypark специализируется на электронной дистрибуции и облачных хранилищах, Bradbury создает платформу для видеотрансляций и Enaza выпускает интерактивный контент), есть ряд небезынтересных решений, куда входят и электронные учебники, и обучающие игры, и продукты для доставки контента. Доступен и онлайн-редактор для разработки мультимедийных книг для широкого спектра мобильных устройств.

Помимо образования, технологии InMedia применяются в видеомедицине, на транспорте, а также в сфере компьютерных развлечений. Так, одно из направлений деятельности компании – это «стриминг» (потоковая трансляция видеокартинки) современных игр, нередко требующих быстрых процессоров и видеокарт, на любые устройства от телевизоров до смартфонов.

Как сами компании могут повысить уровень своей инновационности? По мнению Николая Прянишникова, президента Microsoft в России, начать перестройку нужно с коммуникационной среды бизнеса и перейти к использованию самых разных способов взаимодействия как с сослуживцами, так и с клиентами и партнерами. Использование технологий соцсетей в рамках организации – серьезное подспорье бизнесу. По оценкам Николая Прянишникова, свыше 70% компаний уже применяют хотя бы один  инструмент социальных коммуникаций, свыше полутора миллиардов человек имеют по аккаунту в соцсетях и около 20% в первую очередь хотят получить ответ именно через соцсеть, а не каким-то иным способом.

Среди тех преимуществ, которые дают соцсети компаниям, можно выделить координацию совместной работы, упрощение поиска информации и в конечном итоге рост производительности. В конце своего выступления Николай Прянишников напомнил о продукте Microsoft Yammer, который позволяет организовывать корпоративные социальные порталы и интегрируется с другими решениями компании, включая SharePoint, Office, Dynamics CRM и Lync.

ИТ для государства

Вторая часть ИТ-форума была посвящена ИКТ в госструктурах. Развиваются различные ведомства и регионы отнюдь не равномерно. Одни — лидеры в сфере информатизации, другие серьезно отстают. Алексей Кулешов, вице-президент компании ОТР, детально рассмотрел все проблемы информатизации предприятий госсектора. По его мнению, главный сдерживающий фактор – децентрализация и декоординация ИТ-управления. О необходимости ответственного за государственную информатизацию CIO говорится уже давно, однако пока этого не произошло, поэтому федеральные и региональные структуры постоянно сталкиваются с дублированием функций, что приводит к росту затрат на реализацию проектов, срывами сроков и бюджетов, зависимостью ИТ-систем от их разработчиков или внедренцев.

Алексей Кулешов предложил процессный подход к управлению государственными ИТ, который предполагает принятие стандартов для проектного управления, информационных систем, сопровождения, в целом для ведомственной технической политики, а также для выработки требований к квалификации сотрудников.

Еще одну характерную проблему информатизации госвласти обрисовал Иван Громов, председатель Комитета по информатизации и связи Санкт-Петербурга. Подводя итоги проекту электронного правительства в северной столице, он отметил, что в процессе эксплуатации обнаруживались ошибки в проектировании инфраструктуры. Они привели к отказу в работе всей системе при высоких нагрузках. Первый такой серьезный сбой произошел 1 марта 2013 г. после запуска услуги «Запись в школу» – за 10 минут с начала работы к сервису обратилось около 30 тыс. человек и он оказался недоступен. Второй – в сентябре 2013 г. при более 2000 обращений в ЭДО МФЦ с различных мобильных устройств.

Решением этих проблем стало увеличение числа серверов в кластере, добавление кэширующих серверов, реструктуризация RAID-массивов, а также перевод клиентских движков на  фреймворк JQuery и библиотеку CSS Twitter Bootstrap. Дальнейшие планы правительства Санкт-Петербурга связаны с наращиванием числа услуг и одновременно с упрощением процедуры регистрации и доступа к личным кабинетам, а также с решением такой непростой задачи, как популяризация электронных услуг среди населения. При этом, в 2014 г. скорость ввода новых услуг возрастет – на запуск новой услуги потребуется в среднем 2 дня. В следующем году Иван Громов пообещал рассказать о реализации проекта информатизации территориальных подразделений города.

К категории госорганизаций-лидеров в сфере информатизации относится Федеральная налоговая служба (ФНС), обслуживающая сегодня свыше 140 млн налогоплательщиков в более чем 2100 офисах. Цели, которые поставила перед собой ФНС, – это переход полностью на электронное обслуживание налогоплательщиков, – успешно решаются.

Как отметила Татьяна Матвеева, начальник управления информационных технологий Федеральной налоговой службы, процесс стартовал в 2002 г. В то время в электронном виде можно было сдать лишь налоговую декларацию. В прошлом году число юридически значимых электронных документов возросло. Так, появилась возможность обмениваться обращениями, письмами налоговых органов, заявлениями о ввозе товаров, уведомлениями о гарантии, счетами фактуры, организовывать информационные рассылки, записываться на прием в инспекцию и др. Осенью прошлого года, кроме того, открылся личный кабинет налогоплательщика для физических лиц, в 2013 г. появился новый личный кабинет налогоплательщика юрлица, а кроме того, упростилась регистрация частных предпринимателей, которым теперь не нужно покупать довольно дорогие ЭЦП.

В целом, как отмечает Татьяна Матвеева, налогоплательщики высоко оценивает электронные сервисы ФНС. Конечно, до заветных трех-четырех девяток еще далеко, но 75,6% (доля электронных обращений от общего числа заявок) по итогам 2012 г. – тоже достаточно высокий результат.

В начале 2012 г. был инициирован проект «Электронный парламент», и в рамках форума Максут Шадаев, советник председателя Государственной Думы России, отчитался о его успехах и неудачах. При появлении финансирования в 2013 г. началась реализация принятой в прошлом году программы. К настоящему времени на интернет-портале госдумы появилась подробная информация о деятельности каждого депутата, включая стенограммы выступлений, тексты внесенных законопроектов, результаты поименного голосования, а также сведения о проводимых в парламенте мероприятий, сведения о доходах, командировках депутатов и др.

Одновременно с этим начал работать сервер видеотрансляций заседаний парламента (адрес сайта – http://www.video-duma.ru). До конца этого года планируется оснастить конференц-залы, где проходят заседания парламентских комитетов и комиссий, средствами видеосвязи, и тем самым полностью видеофицировать парламент.

Причем, доступ ко всему контенту до конца 2013 г. ожидается не только со стационарных компьютеров, но и с мобильных устройств. Поскольку, по словам Максута Шадаева, большинство депутатов пользуются Apple iPad, то в первую очередь мобильное приложение появилось для этой платформы. Аналогичное по функционалу решение для Google Android и для Веба с возможностью просмотра всех внесенных и рассмотренных законопроектов появится буквально в считанные месяцы. В следующем году будет усовершенствована электронная общественная приемная – так, в первом квартале 2014 г. на сайте появится информация о графике приема населения каждым депутатом, возможность записи на прием, а также средства для дистанционной видеосвязи. Эти меры, как отметил Максут Шадаев, позволят сэкономить до 10 млн евро в год.

Развивается с 2010 г. проект «Универсальной электронной карты», который должен заменить традиционные «бумажные» паспорта, обеспечить платежные инструменты, а также средства для доступа к электронным государственным, муниципальным и коммерческим услугам. По словам Алексея Попова, президента «Универсальная электронная карта», сегодня рамках проекта создается необходимая инфраструктура. Одновременно с января 2013 г. открыто около 850 пунктов выдачи карт по регионам. Число изготовленных карт, впрочем, невелико — напечатано около 120 тыс. УЭК для нескольких пилотных регионов (в частности, в Астраханской, Тульской, Орловской и Калужской областях), при этом половина карт поставляется со встроенной на чипе электронно-цифровой подписью.

Замена региональных социальных карт начнется с 1 января 2014 г. Как поясняет Алексей Попов, новые карты не сразу вытеснят старые – какое-то время они будут действовать одновременно. К 2016 г., когда начнется переход на электронные паспорта, резюмировал Алексей Попов, вся необходимая инфраструктура будет создана. Скажем, технологии идентификации авторизации и механизмы оплаты посредством универсальных электронных карт уже отработаны в 30 субъектах федерации.

Тему о необходимости контроля за деятельностью государственных структур, в том числе и в области информатизации, поднял Денис Бриль, заместитель руководителя Федеральной службы финансово-бюджетного контроля. В связи с этим в Федеральной службе в качестве эксперимента разработан целый ряд показателей, которые оценивают клиентоориентированность ведомства, юридическую и государственную значимость документооборота и делопроизводства, рассматривают особенности внутренних функциональных и управленческих решений, кадровую политику и финансовое обеспечение.

Показатели разработаны с учетом ряда федеральных законов и постановлений правительства, в частности, об информационных технологиях (№ 149-ФЗ), о системе госуправления (№ 601-ФЗ), о системе межведомственного взаимодействия (постановление № 697), о переходе ведомствами на безбумажный оборот (постановление № 176-р) и др., а также ряда международных стандартов ГОСТ/ISO. Надзорные службы, отмечает Денис Бриль, наделены полномочиями проверить, отвечает ли оборудование поставленным задачам, нужно ли вообще это оборудование и ПО. При выявленных нарушениях законодательства возможно наложение административного штрафа до 2 тыс. руб. на физических лиц и до 20 тыс. руб. на юридических лиц.

Завершила тему информатизации госсектора Мария Юргелас, министр государственного управления, информационных технологий и связи Московской области. Она отметила, что, по сравнению с Москвой, Подмосковье в сфере информатизации сильно отстало. Потому новая ИТ-команда в 2013–2014 г. активно взялась за целый ряд проектов по модернизации инфраструктуры, расширению числа электронных услуг и информатизации социальной сферы – это касается и сферы здравоохранения, где предполагается внедрить электронную регистратуру, и ЖКХ, и транспорта, где необходимо еще унифицировать тарифы на проезд, и многих других областей.

Наряду со строительством собственного ЦОДа, правительством Подмосковья рассматривается вопрос аренды дополнительных мощностей. В планах Московской области построить к 2015 г. 94 МФЦ (многофункциональные центры предоставления госуслуг) и открыть на их основе около 1300 «окон» для оказания 100 госуслуг, запустить единый контакт-центр, а также посредством специально созданного портала smartmosreg.ru обучать жителей Московской области работе с интернетом и электронными госуслугами.

ИТ для бизнеса

Хотя госсектор и является основными потребителем ИКТ-услуг, бизнес тоже может похвастаться глобальными проектами. Алексей Пирогов, вице-президент по банковским информационным технологиям Финансовой группы «Лайф», на примере собственной компании попытался обрисовать круг ИТ-задач, которые сегодня стоят перед банками. Финансовые учреждения уже давно называют ИТ-компаниями с банковской лицензией. Действительно, банки вынуждены создавать собственные центры обработки данных и облачную инфраструктуру для обслуживания клиентов, решать вопросы безопасности при доступе к счетам через интернет и с мобильных гаджетов, обеспечивать централизацию управления ИТ-инфраструктурой и стандартизировать все ИТ-процессы.

Со всеми этими задачами столкнулась и Финансовая группа «Лайф». Компания, кроме того, в 2011 г. поставила перед собой цель поднять уровень доступности информационных систем – если этот показатель на старте проекта в 2011 г. составлял 97,6%, то в 2013 г. достиг 99,975%, а в 2014 г. предположительно возьмет отметку в «пять девяток» – 99,9997%. Для реализации этих планов был построен распределенный центр обработки данных, и к частному облаку подключены филиалы и офисы (всего около 650 офисов), сеть банковских терминалов.

Еще один представитель бизнеса – это территориально-распределенная металлургическая компания «Новолипецкий металлургический комбинат» (НЛМК), один из лидеров отечественной экономики. НЛМК ведет бизнес в более чем 70 странах мира, при этом ее офисы находятся в 13 странах – в России, Европе, Северной Америке, странах Ближнего Востока, Азии и Океании. В холдинг входят 16 компаний и сервисных центрах на основных рынках сбыта. По словам Вадима Урьяса, вице-президента по информационным технологиям НЛМК, информационные технологии начали использоваться с момента образования в 1992 г. открытого акционерного общества. Тогда ни о какой глобальной стратегии развития ИТ в компании речь не шла. Различные подразделения автоматизировались зачастую спонтанно и обособленно.

С 2010 г. в НКЛМ стартовал новый этап в развитии ИТ – была принята стратегия, началась унификация и стандартизация систем. Как рассказывает Вадим Урьяс, были выбраны информационные системы-лидеры рынка Microsoft, 1C, SAP, и на их основе автоматизированы все подразделения компании. В 2013 г., кроме того, была построена локальная ИТ-инфраструктура. На период с 2013 по 2015 гг. запланирована централизация ИТ (включая создание единой службы каталогов, почтовой системы, мониторинга, виртуальной среды обработки данных, системы коммуникаций и др.), а на 2015 г. – подключение централизованных ИТ-сервисов.

Поделиться:
 

Возврат к списку