События

24 мая 2022
 

Кризисы, которые делают сильнее: как Рунет вырос в 2021 и что нас ждёт в 2022, обсудили на РИФ

С 18 по 20 мая 2022 года в подмосковном пансионате «Лесные дали» прошел 26-й Российский интернет форум (РИФ 2022). Представители госструктур, ИТ-компаний и стартапов, студенты и digital-специалисты приняли участие в главном ИТ-событии весны. Были представлены результаты исследования «Экономика Рунета», и сформулированы векторы развития ИТ-отрасли в России. Основными задачами РИФ 2022 стали формулирование новых смыслов Рунета и перезапуск российской IT-отрасли. Всего в форуме приняли участие 5000 человек за 3 дня. 

Кризисы — прививки для отрасли?

Каков вклад интернета в российскую экономику и ВВП, какие прогнозы дают эксперты, какие сегменты вырастут, а где начался кризис: основные цифры, выводы и прогнозы – представили в свежем исследовании «Экономика Рунета 2021-2022».

«В 2021 году вклад Экономики Рунета в ВВП России составил 9,5 трлн рублей, увеличившись на 42% по сравнению с 2020 годом.  Вклад сегмента маркетинга и рекламы – 432,5 млрд рублей (+24% к показателям 2020 года), вклад сегмента электронной коммерции – 8652,4 млрд рублей (+44% к показателям 2020 года), вклад инфраструктурного сегмента – 204,3 млрд рублей (+34% к показателям 2020 года), вклад сегмента цифрового контента – 153,4 млрд рублей (+24% к показателям 2020 года).  Можно с уверенностью сказать, что для российской интернет-отрасли кризисы стали своего рода «прививками», которые раз за разом укрепляют ее иммунитет к дальнейшим вызовам», – отметил директор РАЭК Сергей Плуготаренко

Ознакомиться с исследованием: https://raec.ru/activity/analytics/9884/

Рунет сегодня и завтра: откровенный разговор министра с ИТ-отраслью 

В рамках круглого стола «Рунет сегодня и завтра» участники дискуссии обсудили ИТ-кадры, меры поддержки, цифровые платформы, цифровую трансформацию, старые и новые рынки. Модератором дискуссии выступил глава Минцифры Максут Шадаев.

Генеральный директор VK Владимир Кириенко рассказал об активном росте пользователей на платформе. Президент ПАО «Ростелеком» Михаил Осеевский рассказал о текущей ситуации с серверами. Результатами деятельности Ozon Group поделился представитель компании Александр Шульгин. Генеральный директор Авито Владимир Правдивый рассказал об успехах компании и тех вызовах, с которыми пришлось столкнуться. Илья Паршин из «Учи.ру» отметил тенденции EdTech на примере платформы. О темпах роста Тинькофф рассказал директор по информационным технологиям, вице-президент — заместитель председателя правления компании Вячеслав Цыганов

Подробнее: https://2022.rif.ru/news/startoval-26-j-rossijskij-internet-forum

Медиапотребление и цифровые сервисы для МСП

О том, что сейчас представляет собой аудитория Рунета, рассказала исполнительный директор Mediascope Ксения Ачкасова. По результатам исследования, 80% населения России от 12 лет и старше пользуются интернетом — это 97,5 млн человек. 

Идеолог Российского интернет форума (РИФ) Сергей Гребенников представил результаты исследования продвижения и ведения бизнеса субъектами МСП. Почти 80% респондентов из числа МСП используют для ведения или развития своего бизнеса e-com площадки и/или средства интернет-коммуникаций. Более 40% опрошенных использует и то, и другое. 

Директор Координационного центра доменов .RU/.РФ Андрей Воробьев рассказал о доменных секциях КЦ. Директор по связям с госорганами Baring Vostok Марина Амелина обратила внимание на важность господдержки молодых ИТ-специалистов. 

ИТ и кадры 

На сессии, где обсуждались меры поддержки ИТ-отрасли государством, выступил председатель комитета Госдумы РФ по информационной политике, информационным технологиям и связи Александр Хинштейн.

«Для всех собравшихся очевидно: мы столкнулись с беспрецедентными вызовами — от поддержания инфраструктуры до информационной безопасности. Те вызовы, которые стоят сегодня перед отраслью, дают шанс на полную перегрузку системы… Тех мер поддержки, которые получила наша отрасль, не получила никакая другая», — отметил спикер.

Он добавил, что с уходом иностранных компаний с российского рынка у отечественных компаний есть возможность занять их места.

При этом не секрет, что российские ИТ-специалисты испытывают ряд трудностей с уходом зарубежных компаний. Это связано и с сокращением рабочих мест, и с последствиями санкций, введенных по отношению к России странами Запада. Таким образом, представители ИТ-сообщества говорят о недостаточности принятых мер и просят большей поддержки у государства. Более того, владельцы небольших интернет-компаний говорят о том, что на них меры поддержки и вовсе не распространяются.

ИТ-образование, женщины в ИТ, «умный дом» и искусственный интеллект 

АНО «Цифровая экономика» провела актуальные секции, где эксперты обсудили вопросы подготовки кадров и тренды образования в сфере высокотехнологичных профессий.

Среди интересных выводов:

  • Психологические барьеры в восприятии образования в ИТ: до сих пор жаркие споры разворачиваются относительно онлайн и офлайн образования, курсов и ВУЗа, коротких «обучалок» и треков длительного обучения с тысячами страниц учебников. Психологические барьеры касаются также и возраста студента, и пола, и даже направленности — удивительно, но многие россияне до сих пор считают, что без углубленных знаний в высшей математики — нет пути в ИТ-специальности.
  • У современных школьников и студентов не хватает навыков программного и продуктового воззрения, понимания сути вещей, виной которому отсутствие единой архитектуры целеполагания карьерно-образовательной траектории и системности в разных ступенях образования. Эксперты единогласно сошлись во мнении, что школьное образование нуждается в глубоком реформировании, а также дополнительных мер со стороны бизнес-экспертного сообщества по популяризации пути в ИТ. 
  • Выявлены пути развития отечественного EdTech в том числе в плотной кооперации с системой средне-профессионального образования, которая сейчас находится под пристальным вниманием со стороны государства и бизнеса. Интеграция экспертизы компаний в колледжи и училища поможет улучшить качество подготовки будущих ИТ специалистов и в перспективе увеличение объема подготовки в рамках СПО и различных механизмов софинансирования этого обучения обеспечит весомый вклад в вопрос насыщения рынка профессиональными кадрами.
  • Культ личности индивидуального специалиста мешает ИТ-бизнесу развиваться. По мнению спикеров, командная работа, а также наём команд для крупных задач и вызовов намного лучше отвечает запросам бизнеса.
АНО «Цифровая экономика» представила на площадке РИФ новый проект «Иди в ИТ», в рамках которого любая девушка сможет выстроить свой путь в сфере высоких технологий. Спикеры в ходе беседы с участницами сессии сошлись во мнении, что гендерное равенство в ИТ необходимо для достижения ещё больших успехов в амбициозных задачах, с которыми сталкивается отрасль сейчас. При этом барьеры вхождения женщин в ИТ должны быть устранены широкомасштабными мерами информирования. 

Также АНО «Цифровая экономика» провела секции о возможностях маркетплейсов для малого бизнеса; состоянии ИИ в стране на сегодняшний день; отечественных решениях и продуктах в сегменте «умного дома».

РИФ-смыслы

Презентация российского магазина приложений RuStore

На РИФ VK представили российский магазин приложений RuStore — глава VK Владимир Кириенко и Глава Минцифры Максут Шадаев презентовали его сразу после открытия РИФ в первый день.

Цифровая трансформация и право

Эксперты РАПСИ обсудили подготовку цифровых юристов в рамках «зонтичной» (обобщающей) сессии по теме правового регулирования цифровой трансформации. Спикеры ответили на многие насущные вопросы: обучение будущих профессиональных кадров и повышение квалификации уже практикующих юристов, место цифрового права в юридической практике, «цифровая гигиена», актуальные кейсы в мировой практике цифрового права, нужды государства сейчас и в перспективе.

Инфлюенсеры и развитие новых площадок для блогеров

В рамках секции «Есть ли жизнь за МКАД: какие площадки пригодны для influencer marketing прямо сейчас» спикеры обсудили варианты развития Influencer-маркетинга, говорили об адаптации пользователей к новым площадкам, о будущем региональной блогосферы. Российские площадки пока не могут похвастаться большими охватами, зато дают то, чего блогеры лишились, — монетизацию.

Бесконечность метавселенных и осознанность в потреблении контента

Директор по маркетингу «СберСпасибо» Дмитрий Завиша рассказал о цифровой осознанности: сегодня люди имеют такое огромное количество источников легкодоступной информации, что пора задуматься об осознанности в потреблении контента. Метавселенные — это будущее, и они продолжат развиваться, но вместе с их «бесконечностью» будет ставиться и вопрос «осознанности».

Digital-маркетинг и агентский рынок

В Красном шатре Kokoc Group Talk&Chill с утра до позднего вечера проводились самые душевные сессии. Говорили про digital-маркетинг и опыт агентств — форматы необычные и с максимальным вовлечением аудитории. Среди дневных: «Что Было Дальше?», Bla Bla Land, брейнсторм-сессии, Q&A и лаборатории. Вечером гостей Форума ждали на Ночь факапов и костылей и в Клуб анонимных маркетологов, организованные партнёрской рекомендательной сетью Kokoc Clan. Участники делились бизнес-кейсами и историями из жизни и карьеры. Среди активностей в рамках генеральной для РИФ темы про work-life balance Красный Шатёр подготовил квиз и лотерею с розыгрышем well-being призов.

EdTech

В шатре Skillbox & GeekBrains (входят в экосистему VK) спикеры компаний, а также представители ведущих российских бизнесов поделились экспертизой на тему главных тенденций развития ИТ-индустрии. Онлайн-образование позволяет человеку учиться в темпе, который ему подходит. Если у человека достаточно мотивации, и ему понятно, зачем он идет в IT, то онлайн-формат обеспечивает для него профессиональную непотопляемость уже на этапе обучения. Почему? IT-сфера меняется очень быстро, ежедневно появляются новые профессии, инструменты и методы работы. Если человек прошел путь онлайн-образования, которое требует самостоятельности и внутренней мотивации — осознания своих ценностей, обладания скиллами тайм-менеджмента и умения учиться — то для него само существование внутри IT будет комфортным и продуктивным. 

Криптотрек на РИФ

В рамках РИФ проходила криптосекция, организатором который был шуточный токен Durcoin! Секция получилась яркая, веселая, полностью отражающая суть крипторынка, были доклады стартапов, дискуссии, споры и приятные неожиданности. Для участников РИФ был выпущен сувенирный RIFCOIN. Каждый участник РИФ имеет право на получение 1 млрд RIFCOIN!

Питч стартапов

20 мая на РИФ проектный офис «Развитие технологий» ПАО «Ростелеком» провел полтора часа со стартапами. На секции участники рассказали о своих продуктах и компаниях, получили обратную связь от экспертов и векторы развития проектов. В питче приняли участие амбассадоры конкурса «Цифровой прорыв», партнеры форума и начинающие стартаперы. 

Спорт и ЗОЖ

На РИФ состоялся забег RUNIT. Участники бежали две дистанции на выбор: 5 км и 10 км. В забеге приняло участие почти 100 человек. Также участники форума попробовали себя в перетягивании каната, тай-чи, слэклайне, петанке, постояли на балансбордах, научились ориентироваться на местности и ставить палатку. 

Масштабный ИТ-фестиваль

На РИФ была организована насыщенная фестивальная программа:  шатер Координационного центра доменов .RU / .РФ, зона «ЛизаАлерт», шатер «Новые горизонты» Российского общества «Знание», сорбет от телеканала «МИР», карьерные игры от «Хабр Карьера», школа туризма от «Спорт-Марафон», песни у костра и много другое. Также состоялась церемония награждения лауреатов конкурсов «Золотой сайт» и «Золотое приложение». Хедлайнерами вечерних концертов стали The Hatters и Лигалайз.

Бизнес-кластеры РАЭК на РИФ

В рамках РИФ прошли секции под эгидой Бизнес-кластеров РАЭК — объединений организаций по отраслевому принципу. Кластеры занимаются выстраиванием конструктивного, долгосрочного диалога и формированием консолидированной позиции компаний – представителей определенного отраслевого сегмента. 

Спикеры Бизнес-кластера «РАЭК / Искусственный интеллект» обсудили возможности искусственного интеллекта для бизнеса и общества. Эксперты Бизнес-кластера «РАЭК / Цифровые СМИ» рассказали про основные тренды эффективной работы медиа, о том, как правильно «захватить» своего читателя. Бизнес-кластер «РАЭК / Недвижимость» впервые собрался, чтобы обсудить текущие проблемы рынка недвижимости в цифровой среде. Про изменения и тенденции цифрового образования поговорили эксперты Кластера «РАЭК / EdTech». На встрече кластера «РАЭК / Pharma&IT» участники обсудили  зоны турбулентности в диджитал фарме. Как помочь бизнесу и собрать аналитические данные, поделились со слушателями эксперты Бизнес-кластера «РАЭК / Digital». В рамках совместной секции кластеров «РАЭК / Sharing-economy» и «РАЭК / Gig-economy» эксперты проанализировали настоящее и будущее института самозанятости. Бизнес-кластер «РАЭК / Privacy&LegalTech» обсудил основные риски и перспективы защиты персональных данных в 2022 году. Бизнес-кластер «РАЭК / PR&IT» провел мастермайнд — особый формат мозгового штурма для пиарщиков, маркетологов и владельцев бизнеса, у которых есть проблема или вопрос. 

Пересборка ИТ-отрасли

​Российский интернет форум 2022 стал глотком свежего воздуха для всей отрасли. На протяжении трёх дней ИТ-специалисты делились опытом и представляли кейсы, обменивались мнениями. В перерывах между секциями и в вечернее время участники занимались непрерывным нетворкингом, спортивными активностями, посещали концерты. 

РИФ стал площадкой для пересборки отечественной ИТ-отрасли, а с результатами форума предстоит ещё долгая аналитическая работа.

Российский интернет форум — ежегодный форум, который собирает на своей площадке представителей крупнейших компаний Рунета, государства, а также специалистов ИТ-отрасли. Одно из главных профессиональных мероприятий российской интернет-отрасли. В 2022 году форум проводится в 26-й раз. 

Организатор форума — РАЭК, соорганизатор — АНО «Цифровая экономика», форум проходит при поддержке Минцифры России, генеральные партнёры — VK и «Норникель», организационный партнёр — Координационный центр доменов .ru /.рф. Специальные партнёры: Avito, «Яндекс», Ozon, «Ростелеком», «Мегафон», RU-CENTER, «Почта России», ВТБ, Российское общество «Знание». Организационные партнёры: «Московская биржа», Mediascope, ПСБ, Kokoc Group, Durcoin, BelkaCar, Q-Block, Atomyze, Reksoft, Skillbox, «Игры будущего», GeekBrains. Партнёры: ClicksCloud, билайн, SACO, «СберМаркет», «ЛизаАлерт», «Спорт-Марафон», TenChat, Let's do pilates. Стратегические информационные партнёры: RMG и «Русское радио». Генеральные информационные партнёры: ТАСС, РБК, «РИА Новости», «КоммерсантЪ», «Европейская медиагруппа», Gallery, Novikov TV, Business FM, «РГ Медиа», 360, «Новое Радио», «Интерфакс», «Телеспутник», «Мел», «Звук», РАПСИ.



Поделиться:

Возврат к списку