События
Ассоциация «Национальный платежный совет» организовала обсуждение вступления в силу принципа «ограниченной ответственности» и проблем реализации статьи 9 закона «О национальной платёжной системе»
27 сентября в Москве в формате открытой дискуссии состоялось экспертное обсуждение вступающей в силу с 01 января 2014 года 9-ой статьи закона «О национальной платёжной системе» с участием представителей Банка России, Государственной Думы, Минкомсвязи, платёжных систем Visa, MasterCard, «Золотая Корона», кредитных организаций, в том числе ВТБ24, Сбербанка, Связной Банк, Альфа-Банка, Банка «Россия», МТС, ключевых экспертов в платежной сфере, журналистов.
Это уже второй Круглый стол, организованный Ассоциацией «Национальный платёжный совет» по теме 9-ой статьи, которая вводит так называемый принцип «ограниченной» или «нулевой ответственности», призванный сбалансировать ответственность банков и держателей электронных средств платежа (банковских карт, электронных кошельков, систем дистанционного банковского обслуживания и т.д.) в ситуациях с мошенническими операциями. Предыдущее мероприятие прошло 20 ноября 2012 года и было посвящено обсуждению выпущенных Банком России Рекомендаций о порядке использования электронных средств платежа, при исполнении требований статьи 9 Федерального закона от 27.06.2011 № 161-ФЗ «О национальной платежной системе».
Модератором дискуссии выступил со-председатель комитета по управлению рисками и безопасности Ассоциации «Национальный платёжный совет», директор департамента по управлению рисками VISA Олег Скородумов.
В своём выступлении Алексей Белов, член Совета Ассоциации «Национальный платёжный совет», эксперт в области платёжного законодательства, обозначил основную задачу круглого стола: «поскольку сам принцип, заложенный в 9 статье, не подвергается сомнению большинством участников рынка, необходимо совместно найти те её части, которые, по мнению участников обсуждения, требуют корректировки».
Представители Банка России рассказали о подходе регулятора к положениям 9 статьи, а также о произведённом мониторинге готовности банков к вступлению ее в силу. В частности было отмечено, что за прошедший год банки проделали большую работу в этом направлении. «На текущую дату согласно проведённому мониторингу уровень готовности банков составляет 50%, т.е. половина банков готовы. Если говорить о лидерах индустрии, срок их готовности - октябрь-ноябрь текущего года». Среди наиболее часто встречающихся проблем банков при подготовке к вступлению в силу 9-ой статьи были названы неготовность клиентской базы, неготовность соответствующих договоров, отсутствие понимания, как реализовывать процесс уведомления. Часть банков заявила о необходимости разработки системы хранения уведомлений.
Андрей Рего, директор Департамента управления регуляторными рисками МТС в своем выступлении обратил внимание участников обсуждения на техническую возможность создания и функционирования системы уведомлений на базе оборудования операторов связи. Докладчик отметил, что работу по уточнению отдельных положений 9 статьи следует проводить с привлечением операторов связи, учитывая накопленный положительный опыт взаимодействия между кредитными организациями и операторами связи.
В ходе дальнейшего обсуждения позиций участников круглого стола относительно отдельных положений и норм 9 статьи, наиболее дискуссионными стали вопросы о требовании обязательного уведомления клиента о проведении транзакции и форматах такого уведомления, о сроках, в которые клиент может направить в банк несогласие с операцией по своему электронному средству платежа, а также об обязанности сначала вернуть клиенту деньги даже в том случае, если у банка будут доказательства мошенничества со стороны клиента или грубого нарушения требований использования ЭСП, а после этого запускать процедуры взыскивания средств.
При этом, как показало обсуждение, не все вопросы имеют однозначный ответ. Например, требование «сначала компенсируй, потом доказывай» в случае с мошенническими операциями является очевидным нарушением баланса ответственности между клиентом и банком и может спровоцировать безответственное отношение клиента к своей банковской карте или другому ЭСПу. Также и отказ от законодательного закрепления обязательств по уведомлению клиента банком о проведённой транзакции может лишить его возможности оспорить операцию, которую он не санкционировал.
Подводя итог обсуждения Олег Скородумов отметил: крайне важно было прийти к пониманию, что сам принцип ограничения ответственности и его положительное влияние на развитие рынка безналичных платежей не вызывает противоречий между разными участниками и регуляторами рынка.
При этом в рамках Ассоциации «Национальный платежный совет» будет проводиться дальнейшая работа по уточнению отдельных аспектов закона и внесению изменений в действующую редакцию 9 статьи. Помимо этого будет продолжаться работа и по мониторингу ситуации, технической реализации и согласованию позиций игроков рынка, регуляторов и законодателей после вступления 9 статьи в силу.