Аналитика и комментарии

12 марта 2024

НАФИ: Почти 90% российских подростков задумываются о финансовой «подушке безопасности»

Молодые люди в возрасте от 14 до 24 лет – представители поколений «альфа» и «зумеры» – демонстрируют в целом грамотное финансовое поведение и ответственное отношение к финансам, констатируют авторы исследования Аналитического центра НАФИ. Так, 66% из них задумываются о своем финансовом положении в будущем, 89% считают важным иметь финансовую подушку безопасности, а 65% подходят рационально к совершению покупок. Но в то же время 42% готовы тратиться на брендовые товары, а 23% могут взять кредит на покупку любимой вещи.

Каждый четвертый опрошенный в возрасте от 14 до 24 лет признается, что не строит планы и живет одним днем (27%). Чаще такая установка встречается среди подростков и молодых людей из семей с низким уровнем дохода (58% – в 2 раза выше среднего).

То, что финансовая устойчивость человека или семьи непосредственно связана с наличием денежных накоплений, понимают подавляющее большинство опрошенных. Более того, 89% представителей поколения «альфа» и «зумеров» говорят, что лично для них важно иметь финансовую подушку безопасности.

Чем выше благосостояние семьи, тем выше они ценят наличие накоплений (93% против 79% среди тех, кто проживает в семье с низким уровнем дохода). Также чаще об этом говорят молодые россияне, проживающие в городах-миллионниках (94%), девушки и работающая молодежь (по 90%).

Устойчивое финансовое положение в будущем во многом зависит от того, как человек в настоящее время расходует финансовые средства. Так, рациональный подход к покупкам разделяют больше половины участников исследования. 65% из них соглашаются с высказыванием «Я покупаю только то, что действительно необходимо».

Более рационально тратят деньги зумеры (70%) и представители семей с низким уровнем дохода (89%). Менее рационально – подростки (60%) и молодежь из Москвы и Санкт-Петербурга (55% против 65% в целом по России).

Также выяснилось, что 42% подростков, представляющих поколение «альфа», и молодежи из числа «зумеров» предпочитают покупать брендовые товары. Интересно, что чаще об этом говорят юноши (50% против 37% девушек), а также «альфа»-подростки (45% против 39% среди совершеннолетних россиян от 18 до 24 лет).

Молодые «зумеры», в свою очередь, чаще выражают готовность приобрести желаемый товар в кредит (29% против 17% среди подростков, которые гипотетически выражают такую возможность), особенно те, кто проживает в семьях с низким уровнем дохода (37%).

Исполнительный директор Аналитического центра НАФИ Людмила Спиридонова резюмировала результаты исследования:

«Наши исследования показывают, что молодые люди в силу своей неопытности демонстрируют более низкий уровень финансовой грамотности по сравнению с представителями более старших возрастных групп и являются уязвимой категорией. По результатам этого исследования мы видим, что молодые люди самого юного возраста подвержены спонтанным покупкам, а ребята постарше готовы взять необдуманный кредит».

Поделиться:
 

Возврат к списку