Аналитика и комментарии

22 октября 2019

Иван ВОРОНЦОВ: «Платежные карты банков – уникальный след в истории»

Люди на протяжении веков коллекционируют монеты, банкноты, жетоны и многое другое, порой самые неожиданные предметы. Таким образом причудливо отображается история и эволюция человеческих привычек. Как и в чем отследить и запечатлеть память о денежно-кредитных организациях? Конечно же в платежных картах!

История Национальной коллекции платежных карт началась в 2012 году, когда заместитель генерального директора журнала «БДМ» Иван Воронцов готовил материал о банке, входящем в ТОП-20. Ему очень понравились карты, присланные кредитной организацией в маркетинговых целях. Журнал тогда был тесно связан с двумя банковскими ассоциациями, имел широкие возможности для общения с профессионалами отрасли по всей стране, и Иван решился на создание коллекции. Уже через год в фондах коллекции имелись карты 50-ти банков, из которых 35 являлись действующими. «По сути, – говорит Иван Воронцов, – платежная карта – единственный «живой» и яркий документальный свидетель существования кредитной организации». 

О том, как пополнялась коллекция, нам рассказал ее создатель и хранитель, главный редактор РИА «Банки и Финансы», номинант Национальной банковской премии Иван Воронцов.

NBJ:Иван, за счет каких ресурсов формировалась коллекция? Ведь чтобы сформировать столь внушительную базу требовалось время и возможности.

И. ВОРОНЦОВ: Разными способами. Сильно помогли личные связи. Я продвигал свою идею в кулуарах деловых мероприятий, на конференциях, встречах банкиров с прессой. Начал писать об этом проекте – кто-то откликнулся, увидев статьи в СМИ. Какие-то раритеты я приобретал за личные средства. В 2014 году коллекция насчитывала 100 участников, в 2015 их было уже около 200. Сейчас в коллекции 450 банков и 9 тысяч платежных карт. В последние годы очень помогает Facebook, где в созданной мной группе «Банки и Финансы» насчитывается до 16 тысяч участников – сотрудников финансово-экономической сферы. Начиная с 2017 года, я поставил конвейер комплектования Национальной коллекции на официальные рельсы: теперь я готовлю соответствующие письма в кредитные организации, в которых прошу их принять участие в коллекции. Многие откликаются весьма охотно.

NBJ:Как выглядит на практике порядок получения искомых карт?

И. ВОРОНЦОВ: Банк предоставляет 2 комплекта образцов всех выпускаемых карт. Карты с нулевым эмбоссингом или болванки без повреждений передаются в коллекцию РИА «Банки и Финансы». Если у Банка имеются карты архивных дизайнов, мы их также с радостью принимаем. С некоторыми участниками можно ознакомиться на сайте нашего агентства. Для упрощения процедуры передачи карт может быть составлен акт приема-передачи. Мы храним карты и не передаем их третьим лицам – мы создаем историю!

NBJ: Но вряд ли все так просто и безоблачно. Есть ли какие-либо сложности в осуществлении проекта?

И. ВОРОНЦОВ: Разумеется, некоторые руководители финансовых структур выражают скепсис, не понимают, зачем все это нужно, и почему они должны прилагать усилия и тратить свое драгоценное время, ради какой-то, хоть и Национальной, но, как им кажется, пустой затеи. Несмотря на свою «продвинутость», не балуют отзывчивостью многие крупные банки: дают пластик, лишь бы я отстал от них, и больше не реагируют на мои просьбы о предоставлении новых дизайнов.

Еще есть банки, которые упорно прокалывают дыроколом чип в отправляемых мне картах. Есть банки, как правило, региональные, которые угрюмо отказываются от участия в коллекции под любыми предлогами.

NBJ:Может, это структуры с криминальным шлейфом?

И. ВОРОНЦОВ: Вообще у меня сложилось устойчивое мнение, что те кредитные организации, которые всячески избегают публичности, ведут не самую прозрачную деятельность, скажем так.

Есть, кстати, и объективные трудности. При всей внешней простоте процедуры передачи интересующих нас экземпляров пластика, сотрудникам крупных банков необходимо предпринимать определенные манипуляции, чисто бюрократические, чтобы из общей партии заказанных у производителя карт откладывать новые варианты для такого фанатика, как я. Понятно, что не всем это нравится.

Для упрощения процесса передачи карт, мы договорились с крупными банками, чтобы они собирали у себя энное количество пластика до определенного момента, когда я все это богатство смогу забрать одной партией.

NBJ:Где ты все это хранишь?

И. ВОРОНЦОВ: Конечно в редакции, ведь коллекция собирается от имени РИА «Банки и Финансы». В специальных коллекционных альбомах на редакционных полках хранятся исторические образцы пластика. Особо раритетные экземпляры хранятся в банковской ячейке. Конечно, есть идея персональной выставки, но для этого необходимо подготовить стенды и соответствующее оформление… Короче, нужен спонсор. На Национальном платежном форуме в 2017 году, совместно с Mastercard, прошел показ части коллекции. Представители Mastercard сделали стенды-шестигранники, было огромное количество посетителей, удалось выставить более 1350 экземпляров.

У коллекции, надо отметить, есть ангелы-хранители. Совершенно разные люди: банкиры, пиар-службы банков, подписчики из Facebook, коллеги, друзья. Поименно не буду называть – вдруг кого-то забуду и тем самым обижу. Повторюсь: очень хорошо работают личные связи, медиа-ресурсы и «сарафанное радио».

NBJ: Вероятно, все же есть банки, которые тебе хотелось бы похвалить?

И. ВОРОНЦОВ: Скорее, не банки, а их руководителей и сотрудников, которые, видя, как я «болею» этой идеей, поддерживают меня и делают все для пополнения коллекции. Вот один из примеров: многолетний руководитель Новосибирского Муниципального банка Владимир Женов, узнав о коллекции, прислал внушительный пластиковый арсенал целого ряда сибирских банков – 44 карты, все вошли в коллекцию.

NBJ:Можешь вспомнить что-нибудь особо характерное для твоих поисков?

И. ВОРОНЦОВ: Как-то мне попала в руки именная карта одного из основателей Камеди-клаб, принадлежащая «Вятка банк» из Кировской области. Мне захотелось получить и другие варианты их «пластика», но банк оказался не слишком контактным и готовым к сотрудничеству. К тому же они проходили процедуру ребрендинга и должны были стать «Норвик банк». Это только возбудило мое любопытство – ведь через некоторое время «Вятки» уже не будет, т. е. речь о настоящем раритете, надо поспешить. Я выхожу на свою старую знакомую из Совета Федерации, а она в свою очередь – на представителя Кировской области. Объясняет ему про Национальную коллекцию, тот плохо понимает, о чем речь, но помочь готов. «Что надо-то?» – спрашивает. «Надо, – отвечает моя знакомая, – чтобы кто-то из сотрудников банка позвонил Ивану Воронцову и откликнулся на его просьбу об участии банка в Национальной коллекции платежных карт». Через день у меня зазвонил телефон: «Иван, здравствуйте. Я – председатель Совета директоров «Вятка банк». Чем мы можем вам помочь?». Через два дня курьер привозит всю коллекцию карт банка, весьма колоритную и с фолковым орнаментом.

NBJ:Лихо. Насколько нам известно, похожим способом тебе удалось заполучить картфолио Сбербанка. Хотя там уже содействие оказал лично Герман Греф.

И. ВОРОНЦОВ: Сбербанк долгое время предпочитал меня не замечать, пока в 2017 году, на одном из телеэфиров ВГТРК, на который я был любезно приглашен главным редактором «Вести. Экономика», мы не столкнулись с Грефом. «Ну, вы не переживайте, – заверил Греф, – я ваш вопрос решу, все будет хорошо». Буквально через день со мной связались, все сделали, но с тех пор дивизион банковского розничного бизнеса Сбербанка меня откровенно ненавидит. Еще бы, ведь им пришлось в течение дня подготовить для меня 400 карт с нулевым эмбоссингом. Похожим образом мне удалось раздобыть все карты (134 штуки!) ВТБ-24 перед его ликвидацией путем присоединения к группе ВТБ. Я знаком с экс-заместителем председателя правления Михаилом Кожокиным, который лично санкционировал передачу мне всех вариантов «пластика». А там были воистину уникальные экземпляры. Например, зарплатные карты для атомщиков, подводников, ФССП, многие из них с уникальным дизайном. Венцом всего была серебряная карта ВТБ-24, подаренная лично Кожокиным. Она была выпущена на Гознаке ограниченным тиражом (500 штук) и имела выгравированный автограф экс-министра финансов Михаила Задорнова.

NBJ:Какими раритетами можешь еще похвастать?

И. ВОРОНЦОВ: Интересных карт много, но абсолютным раритетом можно назвать именную карту Андрея Пономарева – сотрудника Внешэкономбанка СССР 1988 года. Такие карты тоже выпускались в формате limited edition, изготавливал их Eurocard. Дизайн стилизован под водяные знаки на банкнотах, а номер выбит прямо на магнитной полосе.  Любопытно, что карта предназначалась не для банкоматов, а служила внутренним дополнительным документом для получения зарплаты в бухгалтерии ВЭБа. Это самая старая карта в коллекции. Я очень надеюсь, что интерес к коллекции проявят производители карт Алиот, Розан и Gemalto. Их коллеги из Оренкарт и Новакард уже давно разрешают мне «порыться» в архивах.

NBJ:А что с наследием банков 90-х годов? Тогда же рождалась финансовая эпоха новой России.

И. ВОРОНЦОВ: Рождалось много чего, безусловно, но также быстро и умирало. Это обстоятельство весьма усложняет поиски. Иногда память о банке сохраняется через какой-либо документ, пишущую ручку, «канцелярку». Карт уже не найдешь, но для финансовой истории и такое сгодится. Есть и другие сложности, одна из основных – необязательные люди: обещают карты предоставить, но все разговорами и заканчивается.

NBJ:Скажи, а как менялись пластиковые карты с течением времени? Какие особенности, тенденции ты можешь отметить?

И. ВОРОНЦОВ: В 90-е годы основной «пластик» изготовлялся на базе платежного сервиса «Золотая корона» и «UnionCard». Сейчас же верховодят преимущественно 5 платежных систем. Кардинальным образом изменился дизайн – примитивность и безвкусная простота 90-х ушли в прошлое. Банки быстро поняли, что карта – это не только платежное средство, но и лицо организации, элемент маркетинга и вопрос престижа. С этого момента на первый план выходит визуальное исполнение и продуктовое наполнение, этому компоненту уделяется много внимания. Например, одни из моих фаворитов – «пластик» банка «Приморье». Они заказывали ароматизированные карты! Еще на стадии изготовления болванок производитель добавлял различные эфирные масла с парфюмерным оттенком. Мне очень нравится внимание к своим платежным сервисам Россельхозбанка, они не только предлагают красивый дизайн карт, но и платежные кольца.

NBJ:Как эксперт, что думаешь, в каком направлении будет развиваться в дальнейшем «пластиковый» сегмент?

И. ВОРОНЦОВ: Уже сейчас заметен крен в сторону развития элитарности, индивидуальности банковских карт. Более дорогие материалы, тиснение (металл, серебро). Такие продукты появляются как на Западе, так и у нас. Говорить о массовости пока рано – есть опасения, что не все банкоматы способны «переварить», например, металлические карты. С другой стороны, есть мнение, что пластиковые карты в обозримом будущем отойдут в мир иной. Их заменят платежные кольца, чипы, брелоки, смартфоны и пр. Но я думаю, «пластик» не умрет, благодаря, в первую очередь, мелким и средним банкам – ведь производство пластиковых карт стоит дешевле, особенно по сравнению с новомодными гаджетами. Кроме того, никто не отменял и «ярмарку тщеславия» – пластик позволяет банкам визуально напоминать о себе.

NBJ:Тебе приходилось приобретать карты в коллекцию за собственные средства?

И. ВОРОНЦОВ: Однажды я купил такую коллекцию, там было около 400 карт от 80-ти банков – сплошные раритеты, настоящая история банковской системы.

NBJ: Встречаются карты-фейки?

И. ВОРОНЦОВ: Пожалуй, нет… Была одна любопытная история. Мне попала в руки карта «Сбербар» – с узнаваемым логотипом, в зеленых тонах, с магнитной полосой и адресом кафе на обороте. Некое питейное заведение решило таким образом соригинальничать и выпустило бонусную карту в красках банка, который «Всегда рядом».

NBJ: Чьи карты показались тебе наиболее забавными, нетривиальными?

И. ВОРОНЦОВ: Оригинальная серия была у Промсвязьбанка, посвященная героям Angry Birds. Душевные «мультяшные» карты, по мотивам «Ежика в тумане», выпускал банк «Открытие». Серия видов Москвы от Газпромбанка, рысь от Ланта-банк и, конечно, целая палитра разных дизайнов от ушедшего с рынка Мастер-банка.

NBJ: Тебе предлагали продать коллекцию?

И. ВОРОНЦОВ: Предложения поступали, но я даже не мыслю об этом – это же мое детище, коллекция уникальная, столько сил и нервов вложено. Очень много региональных и столичных банков, пластика которых еще нет в коллекции. Я уже слился воедино с историей банковских карт и Национальной коллекцией.

Беседовал: Аркадий Арзамасцев

Статья также опубликована в печатной версии октябрьского номера (№10, 185) Национального Банковского Журнала.

Поделиться:
 

Возврат к списку