Аналитика и комментарии

28 марта 2024

Автокредитование бьёт рекорды: что дальше?

По оценке банка ВТБ, в феврале 2024 года российские финансовые организации выдали физлицам на покупку автомобилей порядка 170 млрд рублей, что на 28% превысило итоги января и стало историческим рекордом за отдельно взятый месяц. Всего с начала 2024 года физлица получили на покупку автомобилей свыше 302 млрд рублей – почти в два раза больше, чем в январе-феврале прошлого года. Национальный банковский журнал (NBJ) попросил экспертов дать свою оценку нынешнего рынка автокредитования, объяснить причины его роста и поделиться прогнозами на ближайшее будущее.

03_Chernov.jpgВладимир Чернов
Аналитик Freedom Finance Global

«Инфляция стимулирует людей купить авто в кредит, а не ждать очередного повышения их стоимости»

Полагаю, что у роста автокредитования в России есть сразу несколько причин. Во-первых, в начале прошлого года среди граждан РФ ещё была заметна некоторая экономическая неопределённость, из-за чего наблюдалась сберегательная модель поведения. Видимо, граждане РФ начали экономить на фоне внешних ограничений и высоких темпов инфляции в стране. Поэтому действует так называемый эффект низкой базы. Во-вторых, автокредитование увеличивается в объёмах из-за высоких темпов роста цен на фоне ухода из России иностранных производителей авто и формирования их дефицита на рынке. То есть при том же количестве выданных автокредитов, за счёт роста цен на авто их объёмы тоже заметно выросли. Что касается предложения, то в отличие от 2022 года, когда был заметен явный дефицит на рынке авто в РФ, сейчас оно восстанавливается, в первую очередь за счёт насыщения рынка китайскими моделями. Автокредитование растёт ещё и на фоне опережающего роста цен на автомобили, которые обгоняют среднегодовые темпы инфляции в стране и темпы роста доходов населения примерно в 2 раза, что стимулирует людей купить авто в кредит, а не ждать очередного повышения их стоимости.

Полагаю, что в 2024 году темпы роста объёмов автокредитования в России замедлятся на фоне эффекта базы, слишком высокой ключевой ставки рефинансирования и замедления инфляции в стране. При этом в июле прошлого года был установлен рекорд по объёмам кредитования в стране на фоне ожидания введения утилизационного сбора за авто с августа прошлого года. Поэтому, скорее всего, в июле 2024 года темпы роста кредитования в России в годовом выражении будут наиболее медленными в году, а в среднем они замедлятся до 10–20% в месяц в годовом выражении.



03_Matveev.jpgДмитрий Матвеев
Генеральный директор компании «Мой Автопрокат» 

«Рынок хороших и относительно новых б/у машин будет сжиматься»

 В 2023 г. соотечественники взяли кредитов на 1,3 трлн рублей. Цифра такая внушительная в первую очередь из-за роста среднего чека кредита – до 1,5 млн рублей. Также на такой объём повлияли низкая база кризисного 2022 года и государственные льготные программы.

В 2024 году китайские производители и дилеры планируют реализовать 1,2 млн машин в России, и это осуществимо по ряду причин.

Во-первых, в 2023 году из-за дефицита новых авто и высоких цен на них и на фоне снижения покупательской способности россиян большая часть выданных кредитов пришлась на б/у автомобили, которые в текущем 2024 году могут быть в дефиците, потому что автовладельцы всё чаще откладывают продажу старого и покупку нового авто. Это значит, что рынок хороших и относительно новых б/у машин будет сжиматься.

Также авто с пробегом по-прежнему невыгодно завозить в страну по параллельному импорту, поскольку из-за таможенных пошлин и прочих сборов для конечного потребителя получается нереально высокая цена. Падение рынка б/у авто в 2024 году – хороший шанс для китайских производителей, которые уже сейчас начали давать акционные цены.

Во-вторых, за рынок России активно борются многие китайские производители. Автосалоны уже сейчас предлагают на китайские модели специальные скидки, которых нет на европейские марки. Доля китайского автопрома в общем объёме продаж в прошлом году составила 51%, и это хороший результат, учитывая то, что до санкций отношение у соотечественников к «китайцу» было настороженное: они не были уверены, смогут ли со временем выгодно продать приобретённый актив.

Многие эксперты ожидали падения рынка автокредитов в 2024 году из-за высокой ключевой ставки и растущих цен на авто, но я считал и считаю, что автокредитование как было, так и будет востребованным, потому что, как показывает практика, если человеку нужна машина здесь и сейчас, высокая ставка по кредиту его не остановит. Покупатель не станет ждать лучших времён, когда ставка снизится, и приобретёт авто на невыгодных условиях, а со временем (после смягчения политики регулятора), рефинансирует свой кредит.

03_Frank.jpgИрина Франк
Управляющий директор Frank Auto

«Сегодня выгоднее приобрести автомобиль в кредит даже по ставке 16–18% годовых»

Мы согласны с оценками ВТБ. В марте ожидаем ещё большую активность по покупкам авто в кредит. Люди заметно активизировались, поскольку до 1 апреля ещё можно выгодно купить автомобиль, а переплата по кредиту будет незначительная с учётом подорожания машин.

По нашим прогнозам, автомобили вырастут в цене в связи с изменением таможенных правил ориентировочно на 20–28%. Поэтому сегодня выгоднее приобрести автомобиль в кредит даже по ставке 16–18% годовых.

Благодаря льготному ипотечному кредитованию и семейной ипотеке под 6% у людей также появилась возможность направить часть своих средств на покупку авто. Если раньше при выборе между покупкой квартиры и машины граждане часто принимали решение в пользу жилья, то сегодня доступная ипотека высвободила часть средств, которые можно направить на приобретение авто.

Определённую роль сыграл слух о том, что после мартовских выборов в России курс доллара может заметно подскочить – чуть ли не до 150 рублей, что приведёт к очередной девальвации. То есть с 1 апреля машины и так подорожают, а с ростом курса доллара станут ещё менее доступными. Причём это касается как новых машин, так и автомобилей с пробегом. Поэтому граждане понимают, что покупать авто нужно именно сейчас.

Ещё один фактор, касающийся автокредитов на машины премиум-класса, заключается в том, что покупатели автомобилей от 7 млн рублей чаще всего являются собственниками какого-либо бизнеса. Их капитал работает, преумножая деньги, и нет никакого смысла вытягивать их из бизнеса, когда проще отдать 10–12% первоначального взноса, а остальную сумму прокредитовать.

Что касается автомобилей масс-сегмента, то у их покупателей немного другая логика. Граждане хотят жить здесь и сейчас и прекрасно понимают, что в ближайшее время также подорожают подходящие и доступные им марки. Людей может волновать ситуация в политике и экономике, поэтому в непонятных обстоятельствах они решают куда-нибудь вложить свои деньги – приобрести тот же автомобиль.

Ещё одной причиной можно назвать появление определённых сумм денег у участников СВО. Например, люди возвращаются домой с 2–3 млн рублей и решают купить себе автомобиль. Они покупают в кредит даже дорогие машины от 6–7 млн рублей с первоначальным взносом.

Мы предполагаем, что 2024 год поставит новый рекорд в автокредитовании. Граждане понимают, что не стоит ждать лучших времён, которые могут и не настать, поэтому используют все доступные финансовые инструменты сейчас.

03_Astafiev.jpgДенис Астафьев
Основатель инвестиционной компании SharesPro

«Далее нас ожидает спад по кредитной активности, продиктованный текущей политикой ЦБ РФ»

Рост автокредитов в первом квартале 2024 года нужно рассматривать как незначительный временный всплеск. Есть несколько факторов, которые его спровоцировали. Во-первых, отложенный спрос с 2023 года. Во-вторых, оптимизм платёжеспособного населения, чьи реальные заработные платы росли в 2023 году. В-третьих, новое грядущее подорожание авто с 1 апреля вслед за уже свершившимся поступательным повышением ценника на автомобили (что стоило 1.9 млн в 2021 – в начале 2024 уже стоит 3.2 млн).

Данные факторы являются существенными и способны подтолкнуть население, имеющее возможность и необходимость, обновить свой автомобиль. Но, повторюсь, это лишь небольшой всплеск в череде общей кредитной эйфории.

Что касается объёмов кредитования, сейчас мы находимся примерно на уровне третьего квартала 2023 года, что весьма неплохо, однако взрывного роста нет и не будет.

Далее нас ожидает спад по кредитной активности, продиктованный текущей политикой ЦБ РФ.







03_Solovyov.jpgАнтон Соловьёв
Генеральный директор CASHMOTOR

«Активизировались китайские производители, которые предлагают выгодные условия при покупке авто в кредит»

Автокредитование растёт по нескольким причинам. Во-первых, автомобили дорожают, соответственно и кредитных средств требуется уже больше для покупки авто. Во-вторых, активизировались китайские производители, которые предлагают выгодные условия при покупке авто в кредит. Так, в ПСК по специальным совместным программам автопроизводителей и банков можно найти диапазон ставок 0,01%–17,678% годовых.
















03_Tolkachev.jpgСергей Толкачёв
Профессор кафедры экономической теории Финансового университета при Правительстве РФ

«Банки могут позволить расширять потребительское кредитование, поскольку просто захлёбываются от свободной ликвидности и высоких прибылей, заработанных в 2023 году»

Февральский рекорд закономерен и со стороны спроса, и со стороны предложения. Спрос покупателей подогревается сохраняющейся неопределенностью поставок иномарок, тревожными ожиданиями по поводу возможности купить автомобиль в будущем. Поэтому, многие приобретают авто сейчас, рассматривая покупку не только с функциональной точки зрения, но и как средство сбережения денег от инфляции. Со стороны предложения банки могут позволить расширять потребительское кредитование, поскольку просто захлёбываются от свободной ликвидности и высоких прибылей, заработанных в 2023 году. Имеет значение и госпрограмма субсидирования автокредитов, дающая скидку от 20 до 35% на российские автомобили модельного ряда АвтоВаза. Китайские автобренды также предлагают привлекательные кредитные условия.












03_Gataullin.jpgСергей Гатауллин
Ведущий научный сотрудник лаборатории социального моделирования ЦЭМИ РАН

«Значительное повышение интереса у заёмщиков к кредитованию на рынке подержанных автомобилей выглядит как единственная возможность для многих семей приобрести личный автомобиль»

Для резкого роста автокредитования в январе-феврале 2024 года, зафиксированного аналитиками одного из системообразующих банков, есть несколько причин. Это увеличение среднего чека и срока кредитования ввиду непрерывного роста цен на автомобили, отложенный спрос в ожидании скидок на модели прошлого года, и уверенность покупателей, что цены на автомобили на внутреннем рынке продолжат движение вверх под давлением инфляции, заградительных регуляторных мер и ослабления рубля. Следует также отметить, что значительное повышение интереса у заёмщиков к кредитованию на рынке подержанных автомобилей выглядит как единственная возможность для многих семей приобрести личный автомобиль. Что касается прогноза по автокредитованию на 2024 год, то многое будет зависеть от доступности заёмных средств в разрезе значения ключевой ставки и проводимой мегарегулятором денежно-кредитной политики. Совершенно необязательно, что рекордный рост начала года приведёт к аналогичным результатам по итогам года. 







Подготовила Оксана Дяченко

Материал также опубликован в печатной версии Национального банковского журнала (март 2024)
Поделиться:
 

Возврат к списку