Главные новости

24 июня 2022

ЦБ снимет ограничения эквайринговой комиссии

Банк России не планирует продлевать после 31 августа ограничения, наложенные на размер эквайринговой комиссии; банкиры подсчитали, что по итогам четырех месяцев действия ограничений они недосчитаются десятков миллиардов рублей, пишет «Коммерсант». В компаниях отмечают, что ограничение должно было помочь перестройке логистики.

Центробанк на период с 18 апреля по 31 августа 2022 года ограничил значение эквайринговых комиссий банков для компаний, которые продают социально значимые товары или предоставляют такие услуги, планкой в 1%. 23 июня первый зампред ЦБ Ольга Скоробогатова заявила, что Банк России увидел негативный эффект от данной меры для потребителей и не планирует ее продлевать.

«Что мы увидели после наших последних ограничений? Многие банки свернули программы лояльности, отменили кэшбэки. В результате пострадал именно потребитель», — заявила Скоробогатова.

Сразу после введения ограничений ряд банков пересмотрели программы лояльности. Как рассказал руководитель департамента развития эквайринга и платежных сервисов Альфа-Банка Алексей Киричек, банки-эмитенты вынуждены сокращать выплаты по карточным программам лояльности, что в конечном счете негативно сказывается на потребителях, которые получают меньше привычных баллов и кэшбэков по карточным операциям.

Торговые компании сэкономят с 18 апреля по 31 августа около 60–80 млрд рублей — в среднем 6–10 тыс. рублей в месяц на компанию, следует из оценки Делобанка. Это в целом сходится с данными крупнейших российских банков на рынке эквайринга, которые за 2021 год заработали на этой услуге около 600 млрд рублей при средней ставке около 2%.

Комиссия за обслуживание торгового эквайринга, как правило, является частью пакетного предложения услуг вместе с расчетно-кассовым обслуживанием, кредитованием, инкассацией и тому подобным, пояснил сопредседатель комитета по платежным системам Ассоциации банков России Алексей Маслов. По его словам, при заключении договора просчитывается общая экономика предоставляемых услуг, и если какая-то часть запланированных доходов выпадает, то банк получает убыток.

При этом бизнес не согласен с такой постановкой вопроса. Когда ЦБ вводил ограничения эквайринговых комиссий, регулятор четко обозначил цель, которую преследовала эта мера, отмечает президент АКИТ (Ассоциация компаний интернет-торговли) Артем Соколов. Предполагалось, что это позволит бизнесменам перестроить логистику и бизнес-процессы за счет снижения издержек.

ЦБ «оценивает эффективность этой меры по тому, какие были цены и какую выгоду от нее получили потребители», отмечает Соколов. Что касается программ лояльности банков, то на них серьезное влияние оказывала поддержка международных платежных систем. По словам Соколова, сокращение программ лояльности банков нужно связывать не только с ограничениями, но и с прекращением этой поддержки.    

 


Поделиться:
 

Возврат к списку