От финансовой грамотности к финансовой безопасности

13 декабря 2021

Какие ошибки чаще всего совершают плательщики НДС при ввозе товаров из стран ЕАЭС

Управляющий партнер TOPLINE Наталья Ненашева рассказывает о том, с какими неожиданными трудностями может быть связан ввоз товаров из Евразийского экономического союза.

Договор о создании Евразийского экономического союза (ЕАЭС) был подписан в г. Астане в 2014 году. В ЕАЭС вошли пять стран: Россия; Армения; Белоруссия; Казахстан и Киргизия. Одним из приложений к данному договору регулируется порядок взимания косвенных налогов и механизм контроля за их уплатой при экспорте и импорте товаров.

Проще говоря, союз создавался, чтобы обеспечить свободное движение товаров при отсутствии таможенных пошлин. Их действительно нет. Но это не облегчает жизнь российским компаниям, которые специализируются на импорте товаров из этих стран.

Камень преткновения

Независимо от применяемой системы налогообложения любая организация или предприниматель при ввозе в Россию товаров из стран ЕАЭС (Белоруссии, Казахстана, Армении или Киргизии) должны платить НДС (п. 13 Протокола о взимании косвенных налогов (приложение № 18 к Договору о ЕАЭС).

Исчислять и уплачивать ввозной НДС придется даже тем, кто применяет спецрежим и не является плательщиком НДС. Даже если вы ООО на упрощенке или ИП на патенте. Как только появляется импорт – у вас также появится НДС.

Платить в бюджет придется даже быстрее, чем при внутренних бизнес-операциях. Как только вы поставили купленные импортные товары на учет – не позднее 20 числа следующего месяца вы должны перечислить НДС.

При стандартном импорте ввозной НДС платят прямо на таможне. При ввозе товаров из Казахстана, Белоруссии или Армении – НДС приходится платить через налоговые инспекции.

Что нужно учесть

Основные особенности, которые необходимо учесть импортерам в налогообложении.

1. Налоговая база по НДС (стоимость товаров + акциз) должна быть определена на дату, когда приобретенные товары приняты к бухучету. Стоимость товаров в иностранной валюте, должна быть пересчитана в рубли по курсу ЦБ на дату принятия товаров к учету.

2. Ставка НДС также должна быть определена на дату принятия товаров к учету.

3. В случае, если стоимость товаров по условиям договора не включает дополнительные услуги, то их не нужно включать в налоговую базу. Это касается, в том числе услуг, например, логистики, которые указаны в том же договоре, но имеют свою стоимость. При условии, что местом реализации услуг является Россия.

Своя специфика есть и в оформлении документов. Вот что нужно помнить:

Транспортные листы нужно оформить в тот момент, когда продавец только загружает товар для отправки вам. Обычно компании вспоминают о транспортных листах или других документах, подтверждающих перевозку товаров, когда импортные товары загружены на склад, а с водителем фуры даже уже рассчитались.

Потребуется оформить счета-фактуры, на них мы будем опираться при расчете НДС. При этом нужно знать, что, например, в Белоруссии таких документов просто не существует. При импорте оттуда надо получать товарную накладную, именно она определит ввозную стоимость.

В договорах-контрактах, на основании которых проводится сделка, помимо цены, есть и другие важные пункты. Среди них – переход права собственности, спецификации в контракте, штрафы, неустойки. Именно от четкости формулировок этих параметров будет зависеть учет НДС и отсутствие разногласий с инспекцией.

Кроме того, проверьте наличие в договоре максимально полной информации о вашем контрагенте – реквизиты, вплоть до ИНН, а также название юрлица, контакты и адреса.

Сбор документов для подачи декларации НДС каждый раз требует огромных трудозатрат.

Наиболее частые ошибки, совершаемые импортерами

Неправильный расчет НДС наиболее популярная ошибка. Следует брать 20% не от чистой стоимости импорта, а от суммы. Цена товара плюс акцизы. То есть под это попадают белорусские сигареты, армянские коньяки и так далее. В случае ошибки ФНС вас вынудит доплатить. И вам придется вынуть из бизнеса больше денег, чем планировали. А кому нужны неожиданные проблемы с обороткой?

Не менее часто допускаются ошибки при вычете импортного НДС. Минэкономики и Минфин еще 10 лет назад выпустили специальные письма, запрещающие использовать вычеты бизнесу, который работает на спецрежимах – на патенте или на упрощенке. При этом есть важный нюанс, который многое меняет для импортеров. Если вы работаете как ООО на УСН «Доходы минус расходы», то имеете законное право зачесть уплаченный НДС в качестве расходов, уменьшив налогооблагаемую базу. Не следует упускать такую возможность налоговой экономии. Понятно, что в задачи инспекции не входят напоминания о праве налогоплательщиков на снижение платежей в бюджет.

При работе на общей системе налогообложения компании имеют полное право ставить импортный НДС к вычету внутри страны. Это применимо почти ко всем целям ввоза: внутреннее потребление, переработка, перепродажа. Но и тут имеются свои тонкости. Операции с импортными товарами должны быть «НДС-ными». Потребуется вести книгу покупок, подтверждения уплаты ввозного НДС.

Главное нельзя перепутать сроки заявления своего права на применение вычета. Это еще одна распространенная категория ошибок. Из-за нее предприниматели получают проблемы с инспекцией просто на ровном месте. Приведу реальный пример. Камеральная проверка доначислила бизнесмену более 4 млн рублей НДС. А еще 1,5 млн рублей обязала оплатить в виде пени и штрафов. Поводом для обвинения стало «неправомерное применение вычетов». Формально право на вычет у предпринимателя было. Но ФНС зацепилась за мелочь. Компанию наказали за то, что она заявила вычеты раньше, чем инспекция поставила штампы на документах об импорте и уплате ввозного НДС. На дату сделки и дату перечисления денег в бюджет внимания никто не обратил. Суды налогоплательщиком были проиграны.

Еще одна проблема с которой сталкиваются предприниматели – путаница с электронной первичкой. Бумаги от контрагента часто приходится приводить в соответствие с российскими требованиями, а это грозит временными потерями и трудозатратами. Их лучше избежать, передав эту часть бухгалтерии на профессиональный аутсорсинг.

Импортёр должен заказать коды маркировки, обеспечить их нанесение до пересечения границы РФ. То есть придется передать коды иностранному контрагенту - производителю, дистрибьютору, логистическому оператору или кому-то еще, кто осуществит нанесение. Затем, после фактического ввоза товаров необходимо ввести их в оборот. Программа 1С поддерживает обмен данными по маркированной продукции через электронный документооборот и здесь также обычно подключают квалифицированную внешнюю помощь специалистов.

Некоторые товары налогом на добавленную стоимость не облагаются. Например, отдельные виды комплектующих, медицинское сырье, племенной скот. Это позволяет сэкономить на НДС при импорте. Для получения льготы по НДС, необходимо обязательно подать документы вовремя. Нельзя сначала заплатить, а потом собирать бумаги и надеяться на возврат. В этом случае НДС вам никто не вернет.

Поделиться:
 

Возврат к списку