От финансовой грамотности к финансовой безопасности

24 июня 2021

Как избежать мошенничества при получении электронной подписи

Через полгода наличие квалифицированной электронной подписи станет обязательным для всех, кто занимается бизнесом – сдает отчетность через интернет, участвует в торгах и так далее. Управляющий партнер TOPLINE Наталья Ненашева рассказывает, как избежать рисков мошенничества при получении электронной подписи.

До поры до времени мы могли пользоваться ЭЦП по желанию, а с 1 января 2022 года наличие квалифицированной электронной подписи будет одинаково обязательно для всех, кто занимается бизнесом – для юрлиц и ИП.

На самом деле, ЭЦП – это очень удобно и экономит время при передаче электронных налоговых деклараций в инспекцию, оформлении заявок на патенты, сделок с собственностью, участии в электронных торгах, подписи заявок на тендеры и тендерную документацию в электронном виде, регистрации в системе маркировки продукции, электронных сделках с недвижимостью, оформлении трудовых отношений с удаленным сотрудником, дистанционной работе с банком.

Что изменится с 1 июля

Все, что связано с применением ЭЦП, серьезно изменится.

1. Выдачу USB-носителей ЭЦП возьмет на себя государство в лице налоговой инспекции. Из плюсов – ФНС будет раздавать ЭЦП бесплатно, из минусов – с 1 июля выдавать ее будут только руководителям. То есть собственникам либо генеральным директорам.

2. ЭЦП потребуется и тем, кто не является владельцем или топ-менеджером. Со следующего года все сотрудники организаций должны подписывать рабочие документы своей личной ЭЦП. Это касается прежде всего уполномоченных лиц – тех, кто отправляет документы «во внешний мир», например, бухгалтера, который сдает отчетность в налоговую. Если ЭЦП руководителя бизнеса называется «квалифицированной усиленной электронной подписью», то для сотрудников предусмотрен второй вид ЭЦП. Так называемая «электронная подпись физического лица». В ней есть только ФИО сотрудника, а данных о компании нет.

3. ЭЦП физического лица будет так же необходима и обязательна. Но вот ее в налоговой инспекции получить нельзя. Придется идти в удостоверяющий центр.

4. С 1 июля центров, имеющих право выдавать ЭЦП, станет меньше. Государство старается навести порядок в сфере работы с электронными ключами. ЭЦП до сих пор можно было получить во множестве компанией, отсюда возникал высокий риск мошенничества, связанный с воровством денег.

5.Срок действия всех подписей, выданных коммерческими центрами, истекает 1 января 2022 года. Если у вас уже есть ЭЦП, до конца года все равно придется получать новую.

Как получить ЭЦП в налоговой

Итак, сейчас есть полгода, чтобы спокойно посетить налоговую инспекцию и получить ЭЦП.

Флешку с усиленной подписью выдадут только руководителю организации – собственнику либо генеральному директору. Получить ее несложно, потребуется:

- записаться в налоговую.

- приобрести носитель информации – специальную флэшку, на которой будет ваш ЭЦП. В налоговую нужно приходить со своим оборудованием. Такой носитель стоит около 2 тысяч рублей. Рекомендуемый тип – Рутокен.

- прийти в инспекцию с заявлением, СНИЛС и паспортом

- пройти идентификацию.

Квалифицированная ЭЦП, выданная в ФНС, будет действовать 15 месяцев. Руководитель может получить только одну подпись на юрлицо.

Как получить ЭЦП в удостоверяющем центре

Вариант с походом в ФНС подойдет не всем. Ведь обычным сотрудникам ЭЦП в инспекции пока не выдают. Да и руководителю не всегда удобно ехать в налоговую.

Поэтому второй вариант – получить ЭЦП в коммерческом удостоверяющем центре.

Но в этом случае необходимо быть очень внимательным и проявлять осмотрительность, чтобы не потерять деньги.

Дело в том, что большинство удостоверяющих центров не пройдут аккредитацию по новым правилам. Они постараются заработать напоследок – и никогда не скажут вам, что выданная ЭЦП будет работать в лучшем случае до Нового года. А, скорее всего, перестанет действовать намного раньше. Ведь если выдавший ее центр потеряет аккредитацию, будут обнулены и выданные подписи. Изменится алгоритм работы ПО, и ваша подпись станет недействительна.

Проверить перечень аккредитованных центров можно по ссылке https://digital.gov.ru/ru/activity/govservices/2/?p=1210&utm_source=yandex&utm_medium=organic&utm_referer=yandex.ru&utm_startpage=kontur.ru%2Farticles%2F5728&utm_orderpage=kontur.ru%2Farticles%2F5728.

Или при выборе центра, проверяйте какая дата стоит в приказе об аккредитации конкретного центра. Те центры, которые имеют право выдавать ЭЦП по новым правилам, получили свою аккредитацию после 1 июля 2020 года.

Что еще полезно знать

Тем, кто не входит в категорию руководителей бизнеса использовать ЭЦП физлица для документов компании можно только вместе с электронной доверенностью. Первые такие доверенности появятся к концу 2021 года. Пока неизвестно, как именно будет выглядеть это новшество, как оно будет работать.

Отправляясь в удостоверяющий центр, возьмите с собой не только паспорт и СНИЛС. Но и доверенность от руководителя компании.

Помните, до 1 января новые ЭЦП надо получать всем. Тем более, это потребуется при смене владельца или гендиректора, смене фамилии руководителя, реквизитов компании, юридического адреса или «переезда» в другую налоговую инспекцию.

Поделиться:
 

Возврат к списку