От финансовой грамотности к финансовой безопасности

03 декабря 2021

Год финансовых пирамид: более миллиона россиян уже столкнулись со звонками от аферистов

По данным Банка России, только в первом полугодии 2021 года было зафиксировано 474 тыс. мошеннических операций (для сравнения, в 2020 – 362 тыс. операций). По прогнозу Президента Ассоциации российских банков, академика РАН Гарегина Тосуняна, к концу этого года общее количество выявленных мошенничеств может достигнуть 1 млн, что отразится на доверии населения к банкам и финансовой сфере в целом.

Об этом глава АРБ заявил на организованной им 59-ой Открытой дискуссии. Она была посвящена теме «Мошенничество в финансовой сфере: масштаб, динамика и способы противодействия». Он обратил внимание, что доля возвращённых клиентам банков средств очень мала и составляет порядка 7%. «Мошенники сталкивают банки с их клиентами, а сами при этом остаются в тени. Получается две пострадавшие стороны: клиент и банк, который тоже становится стороной разбирательства», – отметил Гарегин Тосунян.

Управляющий Федеральным фондом по защите прав вкладчиков и акционеров Марат Сафиулин назвал 2021 год «годом финансовых пирамид». По оценке Сафиулина, до конца года в России количество выявленных финансовых пирамид составит не меньше 600. В своём докладе он отметил, что основной канал продвижения у мошенников – это реклама у блогеров-миллионников.

Основатель проекта финансовой грамотности «Вкладер» Олег Анисимов обозначил два канала продвижения финансовых пирамид – через Интернет и телефонный обзвон. По его словам, появление криптовалюты удвоило объём рынка фальшивых финансовых услуг.

Первый заместитель Директора департамента информационной безопасности Банка России Артём Сычёв сообщил, что более миллиона людей столкнулись со звонками от аферистов. По его словам, главная проблема распространения финансовых мошенничеств – это нелегальная продажа персональных данных. «Источники информации, распространяющие персональные данные – это не банки, а, к сожалению, бизнес, который и формирует спрос на подобные базы данных с персональными данными», – считает Сычёв.

Важной мерой противодействия мошенничеству он назвал ликвидацию подмены телефонных номеров, что с этого года регулируется уже законодательно. Он также сообщил, что одно из последних нововведений ЦБ – внесение изменений в 683-е положение Банка России, которыми финансовые организации обязываются предоставлять клиентам сервис, позволяющий им отказаться от получения услуг в дистанционной форме.

Со стороны вузов с краткими докладами выступили заведующий кафедрой информационной культуры цифровой трансформации МГЛУ им. Мориса Тореза Михаил Левашов – о цифровой коммуникации аферистов, и доцент кафедры криминалистики юридического факультета МГУ им. Ломоносова Александр Сотов – о расследованиях мошенничеств с открытием фиктивных депозитов.

Завершил дискуссию анализ реального случая похищения крупной суммы с кредитной карты через Интернет от лица пострадавшего, генерального директора компании «Открытые Технологии» Олега Гизатулина.

Подводя итоги, Президент АРБ Гарегин Тосунян предложил создать специальную рабочую группу по вопросу противодействия финансовым мошенничествам, куда вошли бы участники финансового сектора и ведомств. По мнению Тосуняна, совместная работа рынка и представителей государства в формате группы принесёт конкретный результат. Глава АРБ также предложил вузам, участникам открытой дискуссии, совместную научно-исследовательскую работу, где Ассоциация готова помочь с практической частью исследований и коммуникацией с банками-членами Ассоциации для сбора материала. Научную часть, включая методологию, по мнению Тосуняна, должны разрабатывать сами вузы. «Фактически это возможность практической апробации научных разработок, причём на большой выборке – в АРБ входят банки со всей страны», – отметил президент АРБ.

 

Олег Гизатулин, генеральный директор «Открытые Технологии»:

Советы банкам: «Когда мошенники осуществляют кражу денег, то тем или иным способом они всегда подключаются к личному кабинету с другого устройства. Поэтому важно, чтобы подключение любого нового устройства в банковском личном кабинете сопровождалось целым рядом сообщений на всех других авторизованных устройствах, с координатами нового устройства, с его IP-адресом, и также с кодом, с дополнительным оповещением по электронной почте!

Ещё один важный факт: при подключении нового устройства, как правило, доверенное устройство находится поблизости. И если происходит попытка авторизации, то при существенной разнице в геопозиционировании процесс должен блокироваться с дальнейшим подключением работника банка. Также нужно блокировать подключение, если абонент находится в другой стране или применяет VPN-соединение. И, конечно, стоит ввести «красную кнопку» для возможной блокировки ещё не ушедшего перевода в личном кабинете или у работника колл-центра".

Советы клиентам: «А клиентам банков я советую быть максимально внимательными, подключать все возможные информационные уведомления, отказаться от push- уведомлений в пользу смс-сообщений, регулярно менять пароли. Соблюдать обычные правила «цифровой гигиены».

 

Олег Анисимов, основатель проекта финансовой грамотности «Вкладер:

«Самое главное правило – верить незнакомым звонкам нельзя. Лучше перестраховаться и не поверить одному нормальному звонку, чем поверить потенциальному мошеннику. Поэтому нужно воспринимать любой звонок как звонок мошенника. Закон о персональных данных запрещает коммерческие звонки по телефону, если не было письменного согласия человека. Поэтому все звонки с коммерческими предложениями нелегальны изначально, потому что согласия на них пользователь не давал, и не надо вступать в переговоры.

Так называемый «звонок следователя» – всегда развод, потому что процессуальный подход работы следователя начинается всегда с повестки. Поэтому в ответ на звонок следователя нужно сразу говорить: «Вызовите меня повесткой» и повесить трубку. Нормальный следователь вот так звонить не будет.

Все бесплатные плюшки – это всегда способ заманить клиента в свои сети. Бывает, что лжеброкеры заманивают клиентов спецпредложением и обещанием добавить 20 процентов средств на счёт клиента в подарок, – тут у клиента должен срабатывать стоп-сигнал. Ни один настоящий брокер так не поступит: его заработок – это маленькая комиссия с биржевых операций. Поэтому любая финансовая халява – это тревожный признак».

Текст: Сергей Беляев

Материал также опубликован в печатной версии Национального Банковского журнала (№11, ноябрь 2021)

Поделиться:
 

Возврат к списку