События

09 октября 2013
 

Подведены итоги VIII ежегодного международного форума по бизнес-аналитике

Бизнес-аналитика становится неотъемлемым инструментом современной культуры управления организациями, и для дальнейшего расширения области ее применения и числа пользователей необходимо развивать как технологии Big Data, основанные на высокопроизводительных вычислениях, так и методы визуализации данных.

Уже сегодня углубленная аналитика используется для решения самых разных задач: повышения эффективности целевого маркетинга, управления различными видами рисков и предотвращения мошенничества, прогнозирования отказов оборудования, планирования государственной политики в социальной сфере и многих других.  С развитием новых технологий возрастает список отраслей, использующих аналитику (прежде всего, это госсектор), и она становится по-настоящему массовой.

Такой вывод сделали участники VIII ежегодного международного форума по бизнес-аналитике, организованного компанией SAS Россия/СНГ. Форум прошел в московском отеле The Ritz-Carlton Moscow под девизом «SAS – технологии, вдохновляющие на преобразования», собрав наибольшее число участников за всю его историю – около 650 человек, представляющих различные отрасли российского бизнеса и государственные институты.

Если раньше подавляющее число участников были представителями финансового сектора, причем преимущественно банков, то сегодня к ним присоединились ведущие специалисты других финансовых учреждений – страховых компаний, коллекторских агентств, микрофинансовых организаций; вместе они составили 61% участников. На второе место среди отраслей впервые вышел государственный сектор (7%), причем его представители проявили наибольшую активность. Сохранилась доля делегатов от телекоммуникационных компаний (6%), зато представители ТЭК – эксперты и нефтегазового, и энергетического рынков – «доросли» до 4%, и интерес с их стороны активно увеличивается. Традиционно присутствовали эксперты транспортного рынка и промышленности (2%), а вот участники от ритейла появились на форуме впервые – это отражает рост интереса российских ритейлеров, вслед за своими зарубежными коллегами, к инструментам бизнес-аналитики, способным кардинально повысить эффективность данного вида бизнеса.

Среди участников форума – представители Банка России, Сбербанка, Альфа Банка, Банка Хоум Кредит, ВТБ24, «Лето Банка», Ситибанка, Газпромбанка, Райффайзенбанка, компаний «Секвойя Кредит Консолидейшн» и «Домашние деньги», Росгосстраха, Ингосстраха, Счетной палаты Российской Федерации, ФАС России, Федеральной миграционной службы, префектур г.  Москвы, Санкт-Петербургского информационно-аналитического Центра, Государственной регистрационной палаты, МТС, Вымпелкома, Tele2, Ростелекома,  Энел ОГК-5, НИАЭП (Росатом), НП «Совет рынка», Транснефтьэнерго, РЖД, Аэрофлота, многих других известных компаний, зарубежных организаций.

«Несмотря на непростую экономическую ситуацию мы можем отметить серьезный рост интереса к нашим продуктам и технологиям, – сказал, выступая на пленарном заседании, Валерий Панкратов, генеральный директор SAS Россия/СНГ. – Область применения технологий прогнозной аналитики расширяется с каждым годом: ее используют не только банки, страховые и телекоммуникационные  компании, но и государственные структуры. Органы власти во всем мире начинают привлекать консультантов SAS для того, чтобы разрабатывать стратегии по уменьшению расходов государственного бюджета и оптимизации работы собственных чиновников и в то же время улучшения качества жизни своих граждан».

Впечатления участников подтвердили актуальность тематики форума. «SAS Forum – это возможность пообщаться с людьми, которые ежедневно занимаются и рисками, и CRM, и обменяться опытом, – делится впечатлениями о мероприятии Павел Тулубьев, директор по CRM “Лето Банка”. – На форуме было много нового для банков, проявивших интерес к современным технологическим решениям». Отметив актуальность тематики форума для банков, он продолжил: «В текущей ситуации в областях, связанных с работой с большим количеством данных – не обязательно с Big Data – роль бизнес-аналитики велика. Без глубокой аналитики нельзя прийти к полному пониманию того бизнеса, которым занимаешься».

Программа форума включала 6 тематических и отраслевых секций, демонстрацию самых востребованных продуктов SAS и пресс-конференцию.

Секция «Решения для государственных организаций» показала резко возросший за последний год интерес госструктур к аналитическим решениям. Одним из ключевых здесь стал доклад Светланы Тарашниной, доцента Санкт-Петербургского информационно-аналитического центра при Комитете по информатизации и связи, на тему «Типовые решения информационно-аналитического обеспечения органов государственной власти». На примере реального проекта в Санкт-Петербурге она рассказала об использовании технологий SAS в управлении крупным городом. Решение позволяет прогнозировать социально экономические процессы города, выявлять взаимное влияние факторов социально-экономического развития, оценивать реализацию приоритетных национальных и региональных программ. Были также представлены примеры моделей потенциальной рождаемости населения и краткосрочного прогнозирования уличной преступности, много другой интересной информации.

Неподдельный интерес вызвало выступление Марка Питтса, старшего вице-президента компании SourceHOV, который рассказал об использовании SAS в сфере здравоохранения и истории развития этой области за рубежом. Например, в United HealthCare (США) было построено решение, которое позволило исследовать записи в медицинских картах пациентов. Анализ всей этой неструктурированной информации и исторических данных позволил повысить точность диагностики и подбора медикаментов, при этом всегда можно было проверить, соответствует ли диагноз описанным симптомам и анамнезу пациента, и насколько адекватным было лечение.

Рассуждая о том, о том, как можно было бы улучшить концепцию информатизации российского здравоохранения, Марк Питтс отметил: «По сравнению с США и европейскими странами, в России информатизация здравоохранения началась относительно недавно, поэтому уровень использования ИТ сейчас невысокий. Тем не менее, у этого есть и свои плюсы: возможность учиться на опыте других стран и применять экспертизу, накопленную крупными мировыми вендорами, которые уже реализовали десятки проектов в сфере здравоохранения и чьи решения во многих странах мира де-факто стали стандартом. Я бы настоятельно рекомендовал российским властям и организациям сферы здравоохранения инвестировать средства в информатизацию отрасли и в особенности в аналитические решения. Эти вложения способны дать ощутимую экономию расходов на здравоохранение, которая многократно превысит затраты на внедрение и использование решений».

Для госстуктур, занимающихся регулированием тарифов, особенно интересным стало выступление Руслана Батдалова, начальника отдела гарантирования доходов ОАО «МГТС», посвященное проекту учета затрат и обоснованию тарифов в этой организации.

Второй год подряд с успехом проходит отраслевая секция «Решения для предприятий топливно-энергетического комплекса: нефтегазовых и энергетических компаний». Рост количества участников в полтора раза говорит о возросшем интересе рынка к возможностям аналитики для решения актуальных задач ТЭК.

Роман Стерхов, начальник отдела внедрения и освоения программных средств ОАО «НИАЭП» (предприятия корпорации «Росатом»), рассказал, как построена система мониторинга и управления капитальным строительством АЭС, в которой важное место занимает блок аналитики. Созданная система позволяет следить за соблюдением и сроков строительства объектов, и утвержденного бюджета, и требований к качеству и безопасности работ. Визуализация результатов анализа реализована с помощью SAS BI Dashboard. Чтобы руководители могли быстро принимать управленческие решения и отдавать дальнейшие распоряжения, даже находясь в командировках, в ближайшее время «НИАЭП» начнет использовать также решение SAS Visual Analytics в качестве инструмента мобильного BI.

Нововведением форума стало включение в программу отдельной секции «Борьба с мошенничеством». Этой же теме была посвящена и пресс-конференция. Причина понятна: консервативных методов борьбы с мошенничеством сегодня уже недостаточно в силу постоянного совершенствования мошенниками своих приемов и схем. Технологии и инструменты для предотвращения и обнаружения мошенничества должны развиваться настолько же динамично, насколько оперативно мошенники изобретают все более изощренные схемы. Этим объясняется растущий интереса организаций к управлению рисками мошенничества в целом.

Неподдельный интерес вызвало выступление международного эксперта Вишаля Марриа, старшего директора и руководителя направления противодействия мошенничеству и финансовым преступлениям в регионах EMEA/Asia-Pacific компании SAS. В докладе «Меняющиеся тенденции и технологии для борьбы с мошенничеством» спикер поделился лучшими международными практиками обнаружения и борьбы с мошенничеством, а также опытом и экспертизой компании SAS в области борьбы с мошенничеством и финансовыми преступлениями.

Мошенничество происходит практически во всех сферах бизнеса, везде оно имеет свою специфику, и одна из отраслей, где эта проблема является критичной – это страховой сектор. Президент Ассоциации страховой безопасности РФ Алексей Алгазин рассказал об актуальных проблемах страхового бизнеса в России, выразив обеспокоенность тем, что произошло слияние страховых мошенников и страховых юристов. Наиболее «популярными» стали деятельность антистраховщиков и исковое мошенничество. Кроме этого, отметил докладчик, в 2013 г. возросло количество случаев вынесения неправосудных решений в отношении страховщиков по спорам о защите прав потребителей.

Рассказывая о технологиях и инструментах для предотвращения, обнаружения и расследования мошенничества, руководитель направления по противодействию мошенничеству компании SAS Россия/СНГ Виталий Угольков представил новое для российского рынка решение - SAS Fraud Framework для проактивного обнаружения, предотвращения и расследования потенциальных мошеннических случаев. Он также рассказал о пользе гибридного подхода для анализа и выявления мошенничества, о прогнозных моделях и интеллектуальном анализе данных,

На секции «Управление рисками» были представлены сразу несколько выступлений представителей крупных финансовых институтов России. Внимание привлек обстоятельный доклад Зейна Адама, со-президента Комитета АРБ по внедрению стандартов Базельского Комитета, в котором он осветил результаты работы и новые вызовы, стоящие перед Комитетом по внедрению стандартов Базель II и III при Ассоциации российских банков.

Сергей Федоров, директор проектов департамента рисков Сбербанка, рассказал о том, как в банке построена система интегрированного управления рисками, из каких блоков состоит система, как в дальнейшем она будет развиваться, и о том, на что нужно обратить внимание, чтобы успешно реализовать такого рода проект. Сергей Федоров подчеркнул, что в первую очередь важно наличие в банке готовой методологии. Второй важный вопрос – это обеспечение качества данных: «Все такого рода “тяжелые” модели, их построение и расчеты риск-метрик очень чувствительны к качеству данных. Поэтому вопросом качества данных нужно начинать заниматься как можно раньше – желательно до старта проекта или, как минимум, одновременно». Третий момент – это внешняя экспертиза – как у интегратора, так и у вендора, поскольку создать систему интегрированного управления рисками только своими силами очень сложно. Отметим, что данный проект является одним из первых по внедрению Базель в России.

Интересной была также презентация Александра Шорникова, начальника Управления розничных рисков в Московском кредитном банке, посвященная описанию процесса построения кредитного конвейера на базе решений SAS. Сергей Голицын, член правления, директор по рискам компании «Домашние деньги», осветил целевой сегмент этой микрофинансовой организации и основные отличия МФО от банков. Презентация Ростислава Дюка, руководитель подразделения по управлению розничными рисками ПУМБ (Украина), затронула важный опыт построения LGD-моделей на данных заемщиков этой страны.

Выступление Рензо Траверсини, ведущего эксперта глобальной практики SAS, позволило увидеть будущее российского банковского рынка после внедрения Базель-II. Особенно интересными были замечания Рензо относительно последних требований Базельского комитета по управлению данными и отчетностью. Докладчик считает, что регуляторы придают все больше значения организации хранения исходных данных, а также результатам расчетов, на которых в дальнейшем строится отчетность. Эти требования обусловлены тем, что регулятору очень важно, чтобы подотчетная организация имела возможность в кратчайшие сроки подготовить отчет в новом разрезе. Помимо этого, зачастую могут потребоваться детальные исходные данные на исторических горизонтах, чтобы сделать возможным верификацию и бэктестинг показателей, которые рассчитывались, например, на протяжении всего прошедшего года.

Участники форума обсудили ситуацию на кредитном рынке России. «Банки утрачивают позиции изолированного финансового института, куда люди приходят за деньгами, – комментирует Вячеслав Благирев, бизнес-партнер департамента рисков со стороны IT банка “Открытие”. – Сформировался тренд на развитие white label направления, создание совместных инициатив, на фондирование покупок в местах продаж, моментальную выдачу платежных и кредитных карт, где не указаны имя и фамилия клиента. Эти инициативы ориентированы на массовый спрос и предполагают быстроту получения продукта. Соответственно, с одной стороны, банки должны поддержать импульс к приобретению того или иного товара и услуги и использованию кредитного продукта – иначе клиент либо уйдет к конкурентам, либо вообще передумает, а с другой – важно сохранять приемлемый уровень риска. Кредитные решения должны приниматься быстро и без потери качества».

В целом секция позволила увидеть текущее состояние финансового сектора перед переходом на стандарты Базель во всем его многообразии, а также осветить возможные его перспективы.

В рамках секции «Клиентская аналитика и управление маркетинговыми кампаниями» были представлены реализованные проекты по автоматизации целевого маркетинга на базе решений SAS, а также новые решения для эффективной работы с клиентской базой и извлечения прибыли из всей имеющейся информации по клиентам. Слушателями секции были, в основном, представители банковского сектора, а также сферы телекоммуникации, розничной торговли и страхования, т.е. всех индустрий, где накапливается большой объем информации по клиентам (как изначальной, так и поведенческой), и где эта информация может и должна быть использована в целевом маркетинге. В рамках секции большое внимание было уделено оптимизационным задачам банков: это оптимизация и целевых маркетинговых кампаний, и тарифов на кредитные продукты, и кредитных линий.

Андрей Оберемок, руководитель управления стратегического анализа и планирования Ситибанка, в своем выступлении рассказал об опыте использования банком клиентской аналитики SAS, в частности, о том, как проводится оптимизация сообщений и предложений клиентам на основе предсказания вероятности положительного отклика, о сегментации клиентов на основе корреляций в их покупательском поведении – от типов посещаемых ими предприятий торговли до способа оплаты покупки. Получаемая аналитическая информация помогает банку увидеть новые возможности для предложения клиентам тех или иных сервисов и банковских продуктов. «Мы обратили внимание, что важна даже не столько социально-демографическая информация – возраст, образование и т.д., сколько поведенческие аспекты – предрасположенность к покупкам через интернет, использование депозитной или кредитной карты для оплаты, виды совершаемых покупок и посещаемых торговых точек, частота покупок в одной товарной категории. Например, мы выделили отдельную группу, куда входят люди, приобретающие товары для здоровья, занятий спортом, ухода за собой, разного рода бытовую электронику и товары для обустройства дома. Соответственно, если мы видим, что клиент делает покупки в какой-то из этих категорий, то с определенной долей вероятности его заинтересуют предложения по другим товарам, популярным в этой группе».

Отдельное внимание было уделено теме анализа клиентского поведения в интернете и использования этой информации в рамках целевого маркетинга.

На технологической секции «Шаги к Big Data» подробно освещались подходы и технологии компании, связанные с хранением и обработкой больших данных, а также их визуализацией. Об «облачных технологиях» рассказал Эндрю Мотт, ведущий эксперт глобальной практики SAS по платформенным решениям.

Также в рамках секции впервые в России были представлены инструменты SAS Data Quality In-Database. - решение повышает точность и актуальность данных, получаемых организацией.

Разнообразием отличалась на форуме демонстрационная зона. На 16-ти демо-стендах в течение всего дня участники смогли посмотреть работу продуктов компании SAS в действии, увидеть готовые кейсы, самостоятельно протестировать новые версии программных решений.

Необходимость использования новых инструментов аналитики была неоднократно отмечена на всех секциях.

Форум показал, что применение новых технологических инструментов – высокопроизводительных вычислений и визуализации данных – дает возможность эффективно решать все более сложные задачи, выдвигаемые сегодня бизнесом и государственными структурами.

Подробная программа, презентации, фотографии и другая дополнительная информация доступны на сайте Форума.

Поделиться:

Возврат к списку