Аналитика и комментарии

09 октября 2018

хочу сказать

Есть два подхода. Один из них сформулирован в пьесе Шекспира «Гамлет»: «слова, слова, слова – наполняем желудки восточным ветром, так и каплунов не откармливают». Второй нашел свое отражение в позднейшем по времени создания из канонических Евангелий – Евангелии от Иоанн, и гласит он, что «вначале было Слово». Каждый волен выбирать тот подход, который ему ближе, и, исходя из него, формировать свое отношение к словам.

Лично мое мнение – слова очень важны, потому что действительно все начинается с них. Поэтому я с большим интересом наблюдаю за тем, как в наше время все чаще звучат слова о необходимости дедолларизации национальных экономик. У нас в России об этом совсем недавно сказал глава Группы ВТБ Андрей Костин, в Китае об этом в последнее время говорят и пишут с завидной регулярностью, а Европейском Союзе на тему о необходимости увеличения доли расчетов в евро высказался глава Еврокомиссии Жан-Клод Юнкер, которого, кстати, называют «отцом Евросоюза», точнее, одним из отцов этого наднационального объединения.

И, конечно, можно отмахнуться от всех этих высказываний, процитировав фразу из пьесы Шекспира, но дело в том, нет ни одного великого исторического события, которое начиналось бы сразу с действий. И возникновению великих мировых религий, и Крестовым походам, и любой революции в любой стране, и мировым войнам, и падению великих империй предшествовали слова. Причем слова, ставящие под сомнение незыблимость ранее существовавших институтов и провозглашающие необходимость создания новых, более совершенных институтов. И только затем уже начинались конкретные действия.

Будет ли так на этот раз? – Уверена, что будет. По мере утраты Соединенными Штатами лидирующих геополитических позиций неизбежно должна утрачивать свои позиции и их валюта. Допускаю, что многим этот прогноз кажется плодом воображения – мол, доллару уже несколько лет, а то и десятилетий подряд пророчат крах, а он стоит на мировом финансовом рынке несокрушимой скалой. В ответ на это я могу возразить следующее: во-первых, речь не идет о крахе – совершенно необязательно, что валюта, утратившая лидерские позиции в мире, обречена на полное исчезновение. И во-вторых, в истории уже были прецеденты, когда национальные валюты, занимавшие на протяжении долгого время лидерские позиции в торговом и финансовом обороте, вытеснялись более сильными валютами. Такова была в свое время судьба британского фунта стерлингов – об этом уже забыли, хотя по историческим меркам это произошло сравнительно недавно. При этом следует отметить, что после утраты лидерских позиций фунт тем не менее остался весьма уважаемой валютой не только на своей родине, но и далеко за ее пределами. 

Не стоит питать иллюзий по поводу того, что процесс дедолларизации, единожды начавшись, пойдет, как писали советские классики, «стремительным домкратом». В пользу доллара работает и сила привычки, и огромная доля расчетов, проводимая именно в этой валюте, и даже надежды на то, что Дональду Трампу удастся, как он обещал, «make America great again» – сделать Америку снова великой. Не берусь рассуждать, насколько это вероятно – на мой взгляд, это, скорее, вопрос веры, чем логики. И я, скорее, с теми, кто говорит о том, что процесс дедолларизации будет долгим, сложным и небезболезненным, но не соглашусь с теми, кто отрицает возможность такого этапа в истории мировой финансовой системы от слова «совсем».   


Анастасия Скогорева,
главный редактор NBJ

Поделиться:
 

Возврат к списку