Аналитика и комментарии

28 марта 2018

мысли вслух

Незаметно, а может, и заметно подкралась очередная годовщина – 30 лет назад в тогда еще Советском Союзе возник первый коммерческий банк. С этого момента началась полная перемен, достижений и проблем история современной национальной банковской системы. Чего только в ней не было – и кризисы, и периоды бурного роста, и время ее «очистки». Собственно говоря, этот процесс мы продолжаем переживать и сейчас, хотя, как говорят руководители мегарегулятора, он уже близок к своему завершению.

Тридцать лет – много это или мало? По меркам других стран, не переживших социалистическую революцию, наверное, не так уж много, а для нашей страны это целая эпоха. Поэтому мы решили посвятить главную тему следующего номера этому юбилею – в чем-то радостному, в чем-то грустному. В рамках главной темы мы попытаемся проанализировать тот путь, который прошли наши банки, и ответить и самим себе, и нашим читателям на вопрос, что же является главным фактором устойчивости и успеха, когда речь идет о финансовых организациях.

Так вышло, что частично ответ на этот вопрос мы дали в апрельском номере. Фраза «кадры решают все» далеко не у всех находит позитивный отклик с учетом того, что ее принято приписывать очень неоднозначному историческому персонажу, вызывающему самые разные эмоции. Но на деле так или иначе этот вывод озвучивали многие и до этого человека, и после него – возможно, используя другие слова, но суть от этого не менялась.

Действительно, вне зависимости от перемен на «технологическом фронте» и того, насколько последовательно и успешно идет автоматизация банковского бизнеса, люди остаются главной его составляющей. От их профессионализма, лояльности, умения принимать решения и претворять их в жизнь зависит то, будет ли финансово-кредитная организация – да и, честно говоря, любая иная компания – успешной или закончит свое существование в качестве банкрота. Подбор кадров, их удержание, контроль за работой персонала – все это задачи,

которые могут показаться простыми только на первый взгляд. Особенно в ситуации, когда – и это ни для кого не является секретом – банковский бизнес перестал быть таким высокомаржинальным, как раньше, и удерживать людей только сверхзарплатами невозможно.

Второй фактор успеха мы собираемся подробно осветить в следующем, майском номере NBJ. Один из наших авторов справедливо отметил, что не может быть успешного банка с неэффективной, неправильно выстроенной бизнес-моделью. И особо подчеркнул, что мало единожды сформировать правильную модель, надо уметь вовремя ее корректировать, поскольку мы с вами все свидетели того, насколько рынок не стоит на месте и как быстро меняются на нем приоритеты и обстоятельства.

Сегодня модным и многообещающим выглядит что-то одно, через сравнительно короткий промежуток времени – другое. Когда-то казалось, что одним из главных достижений для любого банка является наличие разветвленной филиальной сети, а сегодня представители банковского сектора в один голос говорят о необходимости развития дистанционных каналов обслуживания клиентов и думают над тем, как сделать офисы и филиалы своих организаций более «легкими» и менее затратными. Десять лет назад мало кто задумывался о важности обеспечения информационной безопасности своих банков, а сейчас это одна из главных тем, и не только потому, что ей уделяет повышенное внимание регулятор рынка, но и потому, что все приходят к выводу «нет безопасности – нет успеха». Слишком легко разрушить репутацию любого банка всего одной успешной хакерской атакой.

Конечно, есть и другие факторы, определяющие успешность той или иной банковской организации. Как говорится, не только кадрами и бизнес-моделями живы они. Но мне представляется, что это крайне важные составляющие успеха, которые всегда необходимо учитывать.

Анастасия Скогорева,
главный редактор NBJ

Поделиться:
 

Возврат к списку