Аналитика и комментарии

29 сентября 2017

мысли вслух

В столице соседней страны, которую некогда называли братской, а теперь все чаще именуют недружественной, в середине сентября состоялось довольно масштабное международное мероприятие – 14-я ежегодная встреча Ялтинской европейской стратегии. Название, которое выбрали организаторы для этой встречи, звучало следующим образом: «Стал ли мир новым? И что это значит для Украины?»

И можно было бы предположить, что организаторы последние как минимум три года пролежали в коме, а потому не заметили, что мир уже стал новым и говорить об этой трансформации следует не в будущем, а в прошедшем времени. И можно было бы даже посмеяться над этим, вот только мы, похоже, тоже не замечаем этого, особенно когда речь идет о внедрении международных стандартов, регулирующих банковскую деятельность.

Как очень четко и, на мой взгляд, исчерпывающе заметил один из авторов сентябрьского номера NBJ, а именно старший директор, руководитель группы банковских рейтингов Кирилл Лукашук, из-за введенных против России санкций и в силу ряда других факторов наша национальная банковская система «инкапсулировалась». То есть она во многом оказалась оторванной от международной финансовой системы. Даже в соответствии с ранее введенными санкциями ряд наших банков лишен возможности привлекать на рынках капитала долгосрочное фондирование, а если уж говорить начистоту, то этого лишены практически все участники отечественного банковского сектора. Хотя бы потому, что условия, на которых им готовы предоставлять долгосрочное фондирование, далеки не только от идеальных, но и от тех, которые принято называть приемлемыми.

И в этом контексте лично у меня возникает вопрос о том, что если в силу тех или иных причин наша банковская система является изолированной, то зачем она пытается жить по правилам, которые работают для неизолированных банковских организаций? И не напоминает ли она при этом Золушку, которой не удалось выйти замуж за принца после первого бала и которая теперь, привычно разгребая золу, ждет, а не позовут ли ее на следующий бал, где она уж не упустит своего шанса? Несостоявшаяся принцесса продолжает придерживаться жесткой диеты, чтобы не утратить стройность фигуры, периодически гладит и подшивает роскошное платье, начищает хрустальные туфельки. А принц, между тем, давно женился, и никакого нового бала не планируется, а даже если и планируется, то там не место для Золушки. Потому что никто в обозримом будущем санкции отменять или смягчать не будет, и это всем настолько очевидно, что сама эта тема уже перестала быть актуальной в рамках общественного дискурса.

Все бы ничего. В конце концов философы и мудрецы часто говорили о том, что нельзя отнимать у человека мечту, какой бы несбыточной она ни казалась. Но вот только как бы наша «Золушка» не уморила себя голодом, дожидаясь следующего бала. А диеты, которые ей прописывают извне, тем временем постоянно ужесточаются. И убедиться в этом можно хотя бы потому, что на смену МСФО 39 приходит МСФО 9, а на смену Базелю III, от внедрения которого наша банковская система только-только начала оправляться, идет новая версия стандарта.

У тех, кто выступает за принятие и переход на новые международные стандарты, есть ряд аргументов. Во-первых, как справедливо отмечают они, Россия добровольно присоединяется к ним. Во-вторых, выполнение требований стандартов дисциплинирует банки, минимизируя таким образом прецеденты недобросовестного поведения с их стороны. В-третьих, выполнение стандартов является своего рода гарантией против повторения хорошо известных кризисных событий. Последний аргумент в более расширенной версии звучит так. Вот грянет новый кризис, а наши банки уже будут готовы к нему, и не будет необходимости докапитализировать их или, точнее, их узкую группу, за счет средств налогоплательщиков.

Все три этих аргумента выглядят вполне состоятельными. И сказать в ответ на них можно только одно: время покажет. Кризис является проверкой не только прочности банковской системы, но и правильности стандартов и того, смогут ли они сыграть предназначенную им роль. А пока стандарты вводятся, и, конечно же, надо уметь разбираться в их требованиях. 

 


Анастасия Скогорева,
главный редактор NBJ

 

Поделиться:
 

Возврат к списку