Аналитика и комментарии

22 марта 2017

мысли вслух

Весна – это не только время пробуждения природы, но и время, когда люди ставят перед собой новые задачи и обсуждают планы на будущее. В этом контексте тот факт, что банкиры в этом году проявляют особый интерес к теме конкуренции, можно только приветствовать – особенно если учесть, что и год, и два года назад тема дня формулировалась совсем иначе. Всех волновало одно: как перестроить свой бизнес, чтобы выжить, и возможно ли это в принципе, когда, с одной стороны, ухудшается экономическая ситуация в стране, а с другой, происходит ужесточение регулирования и надзора.

Сегодня же, судя по всему, этот вопрос если не полностью, то в значительной мере снят с повестки дня, а тема конкуренции, если можно так выразиться, на пике спроса в экспертном сообществе. Это действительно внушает оптимизм, но есть свои нюансы. Все безоговорочно признают, что конкуренция необходима, что в ней – залог развития и банковского рынка, и финансовой системы страны в целом, залог совершенствования банковских продуктов и услуг, повышения эффективности и прозрачности деятельности финансово-кредитных организаций и т.д. Но точно так же все признают, что конкуренция в нынешней ситуации чем-то напоминает мед в горшочке Винни-Пуха: она если есть, то ее сразу нет. И, судя по выступлениям экспертов в рамках различных мероприятий, что с этим делать, не очень ясно.

Вполне естественно, что есть три позиции по существу затронутого вопроса. Представители государственных структур утверждают, что дела с конкуренцией на банковском рынке обстоят не очень хорошо, но указывают на то, что тут уж ничего не поделаешь, в России исторически сложилась двухуровневая банковская система, и ее радикальное реформирование может привести к непредсказуемым и очень болезненным результатам, в первую очередь для потребителей банковских услуг. Представители банков «первого уровня» указывают на то, что с конкуренцией все в порядке, просто не все проявляют необходимую мобильность или, как сейчас модно говорить, адаптивность. Представители банков «второго уровня» сетуют на то, что российский банковский сектор работает в соответствии с известным принципом «все равны, но некоторые гораздо равнее других». Особенно когда речь заходит о доступе к средствам государства, который имеет ограниченное количество банковских организаций.

Поскольку есть проблема, то очевидно, что должно быть и ее решение. Центральный банк РФ и Федеральная антимонопольная служба разработали дорожную карту, включающую в себя в том числе шаги и меры, направленные на повышение уровня конкуренции на банковском рынке. Поможет ли реализация этой карты улучшить ситуацию, пока неясно: чиновники признают, что, в любом случае, позитивные перемены начнутся не завтра, а через два-три года, и это еще оптимистичный сценарий развития событий. А пока тем организациям, которые не входят в число банков «первого уровня», фактически предлагается что-нибудь придумать. Изменить подходы к клиентам, разработать и внедрить сверхпривлекательные для них продуктовые предложения (что наверняка затруднительно в условиях, когда все новые продукты и услуги незамедлительно «копируются» конкурентами), поработать над оптимизацией расходов и т.д. 

Вроде бы хорошие, правильные предложения. Но в общем и целом сложившуюся ситуацию можно охарактеризовать, немного переформулировав известное определение «верхи не могут, низы не хотят». У нас как раз «верхи» не хотят. Не хотят, например, корректировать критерии доступа банков к средствам бюджета. А «низы» не могут убедить их в том, что это необходимо, раз уж государство признает то, что конкуренция в любой отрасли, и особенно в банковской, которая относится к разряду социально значимых, нужна и важна. 

Получается какой-то круг – хочется надеяться, что не заколдованный и что ответы на те вопросы, которые формулируют сейчас эксперты, обсуждая тему конкуренции, все же будут найдены.  

 


Анастасия Скогорева,
главный редактор NBJ

Поделиться:
 

Возврат к списку