Аналитика и комментарии

16 ноября 2020
 

Антон Зиновьев, CarMoney и стартап «Запросто!»: Техника с блокировкой и без. Зачем это нужно банкам?

Недавно в России появилась новая технология Smart Collection, которая способна блокировать на расстоянии любые устройства с дистанционным управлением. Сегодня она применяется при аренде смартфонов с правом выкупа. Однако в перспективе может быть применена и в сфере POS-кредитования. О том, как появилась технология Smart Collection и каковы ее возможности, в интервью «Национальному банковскому журналу» рассказал Антон Зиновьев, основатель финтех-сервиса CarMoney и сооснователь стартапа «Запросто!».

NBJ: Антон, вы стали сооснователем стартапа «Запросто!», который разработал технологию Smart Collection. Почему и как возникла эта идея?

А.З. Идея родилась достаточно давно. Я всю жизнь имел дело с различными ценностями. Сначала я занимался частным бизнесом, покупая антиквариат. Я сам зачастую пользовался услугами ломбарда, потому что в моем собственном бизнесе бывали кассовые разрывы, не хватало оборотных средств. Я видел, что услуга по предоставлению ссуды под залог предметов очень востребована, она дорогая, но необходима людям. И я видел, как менялись предметы, которые сдавались в залог. Если когда-то чаще всего это были золото, хрусталь и ковры, то впоследствии люди стали закладывать технику. Самый крупный мой бизнес на сегодняшний день – это финтех-сервис CarMoney, который работает в 68 регионах России. И имеет более 2000 партнерских филиалов. CarMoney выдает ссуды под залог автомобиля. Инновационность услуги заключается в том, что клиент может пользоваться автомобилем, находящимся в залоге, и при оформлении ссуды он остается у него, как и ПТС на транспортное средство.

И я видел, что любой бизнес, который предоставляет кредит или заем, в той или иной степени занимается взысканием. Всем кредитным организациям государство предоставляет определенный механизм возврата долгов. Решение суда и сам процесс взыскания через федеральную службу судебных приставов – это зачастую долгий, дорогой и сложный процесс, а стоимость в результате ложится на клиентов кредитных организаций, которые вынуждены платить за услуги больше. Рынку нужна была технология, которая позволяла бы снизить подобные затраты путем автоматизации. 

NBJ: И какие методы автоматизации здесь применимы?

А.З. Традиционный коллекшен – весьма непростой процесс, связанный с негативом. Однако вот для операторов мобильной связи такой проблемы, как взыскание, не существует. Если клиенту нужна связь, он может ее активировать, заплатив за услугу. Если нет, он может просто не вносить платеж. Так и финансовая организация, банк или МФО, которые занимаются POS-кредитованием, могут уменьшить ценность предмета, который является залогом, в случае если клиент не платит по кредиту, или, напротив, ее увеличить, в случае если платежи поступают регулярно.

NBJ: Такая возможность выглядит немного фантастически…

А.З. Не совсем. Предметами из мира интернета вещей (IoT) можно управлять. Например, смартфоном. В его операционную систему вшита возможность поиска телефона и его блокировки, именно ее мы использовали при создании технологии Smart Collection.

NBJ: В чем суть этой технологии?

А.З. При помощи Smart Collection мы можем изменять функционал предмета, снижая или возвращая ему его базовую ценность. Например, представим, что для покупки смартфона человеку выдан POS-кредит, но, к сожалению, платежи покупатель задерживает или даже, как иногда бывает со смартфонами, перепродает его. Тогда на экране устройства возникает надпись с напоминанием о платеже. Если платежи и дальше не поступают, аппарат можно заблокировать, лишив его возможности функционировать. Дистанционно разблокировать его в случае оплаты так же легко.

NBJ: Кто создатель технологии?

А.З. Речь идет о стартапе «Запросто!», который основали мы с партнером Александром Жирновым. Команда «Запросто!» адаптировала ряд существующих технологий, пропустив их через бизнес-логику с учетом законодательных ограничений и технических возможностей операционной системы, а также возможностей производителя смартфонов на аппаратном уровне. Сейчас компания применяет Smart Collection в своем бизнесе по аренде смартфонов с правом выкупа.

NBJ: Насколько успешно «Запросто!» сейчас применяет Smart Collection?

А.З. Компания «Запросто!» заключила договоры с несколькими торговыми точками, в которых можно было взять смартфон в аренду с правом выкупа, таким образом было сдано в аренду 1000 аппаратов одного из ведущих мировых брендов.

В Smart Collection невозможно снести устройства. При этом технология позволяет приобрести смартфон любому желающему.  Ведь тот, кто хочет купить его, не всегда может взять кредит. Банки и даже МФО часто вынуждены отказать в предоставлении ссуды клиенту, если у него, например, плохой кредитный рейтинг и ранее он допускал просрочки.

NBJ: Снижает ли Smart Collection уровень просрочки платежей?

А.З. При применении Smart Collection NPL «три платежа плюс» составляет 8,5%. При том что в традиционном POS-кредитовании этот показатель составляет 18–20%.

NBJ: «Запросто!» планирует применять Smart Collection в POS-кредитовании?

А.З. Нет, мы видим перед собой возможности на рынке шеринга, который растет двузначными темпами. «Запросто!» планирует заключать договоры с новыми торговыми точками, где смартфоны будут предоставляться в аренду.

Но Smart Collection — это SaaS-решение, и мы готовы предоставлять его банкам или МФО, которые занимаются POS-кредитованием, по подписке. 

NBJ: Существуют ли аналоги данной технологии в мире? И планирует ли компания выходить на мировой рынок?

А.З. Прежде всего, мы планируем проработать возможность предустановки технологии и на другие предметы из мира IoT, имеющие дистанционное управление. Это могут быть ноутбуки, телевизоры с выходом в интернет и многое другое.

Мы подписали первые договоры с несколькими ритейлерами на запуск продукта в сетях. И, конечно, думаем о выходе на зарубежные рынки, поскольку аналогов Smart Collection как технологии, которая предустановлена на гаджеты различных мировых производителей и может применяться на различных устройствах, не существует. 

 

Поделиться: