Аналитика и комментарии

26 августа 2020

Markswebb, исследование: Мобильные банки Индии и Китая в свое время упустили важные моменты развития своих цифровых сервисов

В Индии и Китае мобильные банки значительно уступают электронным кошелькам и суперприложениям по охвату аудитории и числу решаемых финансовых задач. Оба рынка насыщены сильными игроками, которые не являются классическими банками, но при этом способны предлагать качественные цифровые сервисы для решения финансовых задач и составлять серьезную конкуренцию мобильным банкам. Об этом говорится в исследовании Financial Services Review Asia 2020 от Markswebb. Как сложилась расстановка сил на финтех-рынках Индии и Китая и чему сервисы этих стран могут научить российских поставщиков финансовых услуг? NBJ публикует наиболее интересные фрагменты этой работы.

Финтех-рынок Индии: электронные кошельки удобнее и популярнее мобильных банков

Электронные кошельки в Индии значительно популярнее мобильных банков. Это связано с тем, что банки упустили момент, когда клиентам нужны были удобные платежные инструменты — эту нишу заняли электронные кошельки, которые быстро выросли и стали основным инструментом платежей в Индии. Роль банка чаще всего ограничивается открытием счета, который потом прикрепляется к внешнему кошельку.

У каждого жителя Индии есть как минимум два кошелька, с помощью которых решаются все важные задачи: оплачиваются услуги ЖКХ, интернет и штрафы (в некоторых регионах), покупаются товары и сервисы, жд и авиабилеты. Кошельков очень много, собственные платежные сервисы имеют технологические лидеры — телеком-провайдеры (Airtel и Jio), интернет-гиганты (Amazon и Facebook).

Банки частично уступили и кредитную нишу: чтобы получить кредит, житель Индии также предпочтет воспользоваться займом в кошельке или обратиться в цифровые сервисы – аналог российских микрофинансовых организаций. Они выдают кредиты дистанционно, в том числе и населению, которому обычные банки отказывают в кредитовании.

Самая узкая ниша финтех-рынка Индии — инвестиционные приложения. Население Индии в большинстве не имеет свободные средства для инвестиций. Те пользователи, которые готовы инвестировать — не видят особой необходимости переходить на специальный сервис, поскольку простые инвестпродукты можно купить не только в банках, но и в приложениях кошельков. Сложные инвестиции в Индии не популярны.

Финтех-рынок Китая: мобильные банки проиграли  суперприложениям битву за аудиторию

Суперприложения Alipay и WeChat — это основные платежные инструменты в Китае. Они дают удобные платежи и переводы, быстро расширяют свои сервисы и занимают ниши, которым банки исторически не уделяли должного внимания. Поэтому даже бурный рост мобильных банков и их функциональное развитие не могут переманить аудиторию суперприложений. Другая часть аудитории, интересная банкам, остается в нишевых электронных кошельках Baidu, BestPay, и платежных сервисах мессенджера QQ и системы UnionPay.

Сами банки, упустив важные ниши финтех-рынка, стараются строить собственные суперприложения и предлагать доступные кредитные карты и рассрочки. Эти продукты рассматриваются жителями Китая, как доступные аналоги обычных кредитов. За потребителей таких продуктов банкам приходится конкурировать с технологически развитыми компаниями других отраслей. Это крупные цифровые банки Webank от Tencent и Ping An Pocket Bank, компания JD.com, крупнейший ритейлер Китая, и Xiaomi, чье приложение Xiaomi Finance может выдавать микрокредиты.

Страховые компании также упустили момент и не смогли предложить хорошие цифровые сервисы. Сейчас они выступают инфраструктурой, а открытие продукта происходит в других каналах — в тех же суперприложениях.

Также, как и в Индии, жители Китая инвестируют неохотно, предпочитая вкладывать в материальные ценности — чаще всего в недвижимость. Те пользователи, которые все-таки готовы инвестировать в рынок, покупают простые инвестиционные продукты в приложениях банков.

Общее заключение по рынкам Индии и Китая

Мобильные банки Индии и Китая в свое время упустили важные моменты развития своих цифровых сервисов, что привело к бурном росту новых игроков, готовых предложить доступные и удобные функции населению. Доступность и удобство критически важны в странах, где чрезвычайно сложная социальная стратификация и цифровое неравенство. Об этом говорит и то, что банки вынуждены делить с небанковскими организациями не только ниши платежей, но классические для себя сегменты кредитования.

В этой связи для любого финтех-стартапа, который запускается в условиях близких к азиатским (большие конкурентные рынки, определяющая роль регуляторов, неоднородное население) важно понимать возможности своей аудитории, продумывать путь клиента за пределами цифровых каналов (и в Китае и в Индии очень много офлайн-операций) и всегда давать ему альтернативные варианты решения задач, недоступные в других сервисах.

 

Поделиться:
 

Возврат к списку