Аналитика и комментарии

17 июня 2020

Роман Ромашевский, VR_Bank: Как искусственный интеллект меняет финансовую сферу

Консерватизм больше не в моде – искусственный интеллект (Artificial Intelligence, AI) стремительно меняет бизнес-ландшафт финансовой отрасли. О ключевых трендах, которые определят будущее отрасли, рассказывает финансовый директор VR_Bank Роман Ромашевский.

Мечта об интеллектуальных роботах-помощниках возникла задолго до появления первых компьютеров. С тех пор компании ведут активный поиск способов обучить компьютер, роботизированную технику, аналитическую систему мыслить разумно как человек с тем, чтобы получить конкурентное преимущество на рынке.

Эксперименты по искусственному интеллекту с 2012 года показывают экспоненциальный рост вычислительных мощностей, технологии AI позволяют принимать решения быстрее, точнее и дешевле, чем это делает человек.  Пока эта тенденция сохраняется, можно ожидать появление продуктов, выходящих за пределы текущих возможностей.

В туризме AI позволяет разработать персонализированные предложения по датам поездок, маршрутам, стоимости билетов и бронированию номеров, предотвратить мошеннические транзакции.

Парктрон, расширенные функции круиз-контроля и многие другие опции, призванные сделать управление автомобилем легче и безопаснее также основаны на AI. Искусственный интеллект приблизил появление автомобилей с автономным управлением.

AI является ядром виртуальных ассистентов типа Apple Siri, Google Now, Amazon Alexa, а также сервисов рекомендаций онлайн-магазинов. Искусственный интеллект сортирует контент по предпочтениям пользователей сети и популярности, распознает речь, фильтрует и блокирует спам, идентифицирует людей по селфи, сетчатке глаза и другими способами.

Цифровые рельсы

Искусственный интеллект обещает стать высшим национальным технологическим приоритетом. Буквально несколько дней назад на совещании по вопросам развития IT-отрасли президент поручил правительству ускорить подготовку пошагового плана реализации утвержденной в 2019 году стратегии развития искусственного интеллекта.

В России рынок AI формируется. По оценкам аналитического агентства IDC, объем российского рынка искусственного интеллекта в 2019 году составлял $139 млн, а к 2023 году может вырасти на 30%. Объем мирового рынка искусственного интеллекта составляет $36 млрд. Доля AI в течение ближайших 2-3 лет будет увеличиваться, данная технология станет неотъемлемой частью любой отрасли. Такие выводы приводит ABBYY.

Аналитики IDC прогнозируют, что пандемия и вынужденная изоляция, обеспечат дополнительный импульс развитию технологий искусственного интеллекта. К тому же вычислительные мощности ежегодно становятся дешевле и доступнее с развитием облачных сервисов (AWS, Microsoft, Mail.Ru Cloud Solutions).

Спад в экономике подтолкнет консервативную финансовую сферу к кардинальному переосмыслению роли AI в развитии бизнеса. В ближайший год мы можем увидеть рост объема финансирования на создание цифровых продуктов, в том числе венчурное инвестирование в финтех стартапы.

Трейдинг

Фондовый рынок идеален для эффективного функционирования AI, ведь из него можно извлечь терабайты информации. Алгоритмы AI могут делать прогнозы на основе данных прошлых лет, объединять информацию в режиме реального времени, выявлять закономерности изменения цен, предлагать портфельные решения для инвесторов с разным аппетитом к риску.

AI помогает инвестиционным компаниям автоматизировать процедуру due diligence и выбирать оптимальные активы для инвестирования.

Дальнейшая цифровая трансформация розничного сегмента брокерского бизнеса будет основным драйвером рынка. Искусственный интеллект будет все шире использоваться брокерами для предоставления клиентам рекомендаций по формированию портфеля инвестиций, развитию чат-ботов.

Риск-менеджмент

Финансовый сектор использует решения на основе AI чаще всего при оценке кредитного риска и в смежных сферах. По данным Эксперт РА, наибольший финансовый эффект от искусственного интеллекта банки ждут в таких сферах, как выявление мошеннических транзакций, взыскание задолженности и кредитный скоринг, – именно их банки чаще всего включают в тройку самых перспективных направления для внедрения технологий.

Оценить потенциального заемщика AI сможет быстрее и точнее, чем аналитик, учитывая при этом больше параметров. В отличие от человека, машина никогда не будет предвзятой. Уровень развития технологий в российских финансовых компаниях позволяет выявлять мошенничество еще до того, как оно произойдет, проверять транзакции всех портфелей банка, не оказывая влияние на скорость их проведения.

Часто заемщикам предлагается дать согласие на обработку персональных данных и данных сотового оператора.  Использование альтернативной аналитики, например, объема переданных и полученных данных в роуминге, частоты поездок за рубеж, потребляемого контента, позволяет кастомизировать услугу.

Если за розничным клиентом тянется шлейф из Big Data, то сделать встречное предложение корпоративному клиенту намного сложнее. При помощи AI банки оценивают взаимозависимость клиентов и выходят на новых. Позволить себе такой подход пока могут банки с очень большой клиентской базой.

Консультационные услуги

Искусственный интеллект, машинное обучение в финансовых компаниях выходит за рамки бэк-офисных функций.

Интеллектуальные системы отслеживают доходы, основные текущие расходы и привычки, а также предлагают оптимизированный план и финансовые советы, которые позволяют людям достичь своих финансовых целей.

Рынок движется к совершенствованию цифровых помощников и приложений. Интеллектуальные машины смогут планировать и выполнять краткосрочные и долгосрочные задачи, от оплаты счетов до подготовки налоговых деклараций. Компании выстраивают прямую связь с пользователем через платежный кошелек, привязанную банковскую карту, аккаунт в соцсети.

Используют AI для создания алгоритмов, помогающих анализировать фискальные данные. С согласия клиента, рассчитывают на их основе кредитные предложения, могут предоставить полную картину о расходах клиента, выступая в качестве личного финансового менеджера.

Можно ожидать появления предложений на основе AI по автоматизации бухгалтерского учета, финансовой отчетности уже для самих банков. До сих пор многие пользуются пакетными предложениями или собственными разработками.

Чат-боты

Активное проникновение чат-ботов стало новым явлением в финансовой сфере во всем мире. В течение последних двух лет рынок чат-ботов, поддерживающих технологию NLP (понимание естественного языка) активно растет. Согласно оценкам Just AI, по итогам 2023 года его объем может достигнуть 33 млрд руб.

В формат чат-общения могут быть переведены почти все ключевые процессы взаимодействия клиента с компанией. Это позволит максимально адаптировать customer journey под конкретного клиента, оперативно ответить на клиентский запрос, повысить конверсию при продаже. Замещение человека чат-ботом избавит от неточностей, связанных с принятием решения человеком, снизит нагрузку на call-центр.

Будущее за виртуальными помощниками с новым функционалом, например, позволяющим не открывая приложение, голосом осуществить банковский платеж, отдать распоряжение брокеру купить или продать акции.

Антифрод-меры

Наилучшим образом технологии AI себя зарекомендовали в области безопасности и предотвращения мошенничества.

Российские банки успешно экспериментируют с искусственным интеллектом. Собственные системы фрод-мониторинга позволяют отслеживать мошеннические операции, снижать риски неосознанной передачи клиентами своих данных злоумышленникам, анализировать корпоративную инфраструктуру на предмет уязвимости и критических точек.

Системы обнаружения мошенничества анализируют поведение клиентов, местонахождение и покупательские привычки. Стоит ожидать развития технологии поведенческого анализа, которая изучает характерные особенности клиента при каждом посещении личного кабинета. Использование этой технологии в системах защиты информации станет повсеместным для сотрудников сферы информационной безопасности.

Что дальше

Отставание во внедрении технологий сегодня ставит под вопрос выживание компаний, догнать лидеров инноваций без значительного уровня инвестиций уже не представляется возможным.

Без сомнения, искусственный интеллект – будущее финансовой сферы. Прогнозы относительно развития приложений, чат-ботов и других решений на основе AI самая горячая тема в наши дни.

Искусственный интеллект позволит крупным компаниям и банкам сократить затраты на обслуживание клиентов, а также работу с подрядчиками – автоматизировать платежи, проведение тендеров для подбора оптимальных продуктов, минимизировать сопутствующие издержки.

Вместе с тем, открытым остается вопрос создания благоприятного правового режима для развития технологий, этических норм взаимодействия человека и AI, обучения квалифицированных кадров в области работы с данными. AI представляет потенциальную угрозу для неприкосновенности частной жизни, были прецеденты, когда технологии использовались для профилирования людей. Более того, будущее AI напрямую связано со сбором и обработкой персональных данных.

И это только часть вопросов, на которые предстоит ответить профессиональном сообществу на пути перехода к цифровой экономике.

 

Поделиться:
 

Возврат к списку