Аналитика и комментарии

14 июня 2020

Ваш кредит одобрен… роботом

В России, по данным исследования KPMG, начиная с 2017 года, компаний, которые тестируют или уже внедрили RPA (Robotic Process Automation), увеличилось в более чем в несколько раз. Банковские и финансовые организации — лидируют в этом списке.  

Сегодня, когда рынок требует от банков все большей гибкости и скорости в запуске новых продуктов и сервисов, новых бизнес-концепций и подходов к клиентам, роботизация процессов становится одной из главных точек роста. Грамотное использование RPA позволяет руководителям достичь необходимых ключевых показателей их бизнеса.  Потому что в основе любых роботизированных решений всегда лежат два эффекта: повышение операционной эффективности и сокращение затрат.

Цифровые сотрудники

Технология RPA все шире применяется в процессах, предусматривающих большой объем рутинной работы: робот выполняет операции быстрее, чем человек, делает это без ошибок и может заменить несколько сотрудников одновременно. Аналитики утверждают, что один внедренный робот в среднем выполняет работу, эквивалентную трудозатратам 4,5 полных штатных единиц. Но в тоже время роботизация вовсе не исключает человеческого труда, она высвобождает время сотрудников для выполнения более интеллектуальных задач.

Задач, которые можно решить с помощью внедрения программных роботов в банках много: поиск сотрудников, обработка платежей, входящей почты, выгрузка документов, перенос данных из системы в систему, их сверка, сбор информации из внешних источников, проверка внесенных данных клиента и др. – все это сейчас успешно роботизируется.  Среди наиболее частых случаев применения экосистем роботизации – применение технологии RPA в процессах оценки кредитоспособности потенциальных заемщиков.

Робот проверит

При интеграции RPA-систем и элементов машинного обучения с омниканальными коммуникациями банков, все рутинные операции – взаимодействие с потенциальным клиентом, сбор необходимых документов, проверка их подлинности, кредитной истории – могут быть проведены роботом. Такой подход существенно упрощает процедуру оценки заемщиков: после перестройки процесса на новый с использованием RPA отпадает необходимость в его ручном контроле, который был необходим для снижения уровня ошибок в операциях, выполняемых сотрудниками вручную.

Программный робот анализирует и сопоставляет информацию, полученную из различных информационных ресурсов: данные ведущих бюро кредитных историй (НБКИ, ОКБ,), СПАРК, сведения из доступных государственных баз данных, социальных сетей и других внешних источников. В случае внештатной ситуации, если рассматриваемый случай не будет вписываться в заложенный алгоритм, заявка автоматически передается на вторую линии обработки. На этом уровне заявкой займутся менеджеры. Впрочем, в случае микрокредитования физических лиц организация второй линии по работе с заявками вовсе не требуется. Всю работу по оценке кредитоспособности потенциального заемщика можно делать автоматически.

Внедрение RPA в процессах скоринга имеет ряд преимуществ: банки не только оптимизируют операционные процессы и минимизируют риски кредитного фронт-офиса, но повышают лояльность клиентов за счет ускорения обработки клиентских запросов и принятия решения по кредиту. Использование подобного решения уже позволило некоторым участникам рынка сократить время на их проверку заемщиков с нескольких часов до нескольких минут.

Платежеспособность робот может оценивать при выборе любого кредитного продукта. При обработке заявки на ипотечный кредит роботизированная система сама может вычислить возможную процентную ставку.

Трансформация без перемен

Важная особенность RPA — в том, что новые технологии работают поверх текущей инфраструктуры, не изменяя под себя ни бизнес-критичные IT-системы, ни пользовательские приложения. Они легко программируются, гибки и недороги. Программных роботов можно достаточно быстро подключать к определенным участкам работы и полностью заменять ими человека, выполняющего операции в нескольких традиционных системах. Общение роботов с традиционными системами происходит через пользовательские интерфейсы.

***

Хотя технология RPA ещё сравнительно новая на рынке, однако примеры положительных реализованных бизнес-кейсов по роботизации в банковской сфере уже дают о себе знать. Не за горами тот день, когда вся тяжесть выполнения стандартизированных процедур полностью ляжет на интеллектуальные машины.  

Текст: Антон Сидоров, руководитель направления RPA в Softline.

Поделиться:
 

Возврат к списку