Аналитика и комментарии

16 марта 2020

Вячеслав Алексеев, R-Style Softlab: «Страховому бизнесу нужны инструменты, позволяющие оперативно обслуживать клиентов»

О том, какие перемены происходят в вопросах автоматизации и цифровой трансформации страхового рынка, в интервью NBJ рассказывает Вячеслав Алексеев, директор департамента систем электронного банковского обслуживания R-Style Softlab.

NBJ: Сейчас каждая отрасль в той или иной мере вовлечена в цифровую трансформацию. Разумеется, она затронула финансовую отрасль в целом, и страховые компании в частности. Что, на ваш взгляд, необходимо страховым компаниям, чтобы эффективно конкурировать на рынке в новых условиях?

В. Алексеев: На мой взгляд, драйверами цифровизации в страховой отрасли являются три основных фактора. Первый – необходимость оперативно обслуживать клиентов, обратившихся в отделение страховой, банка или любого другого партнера. Второй – максимально быстрый вывод на рынок новых продуктов: time to market критически важен для представителей страхового бизнеса, чтобы побеждать в непрерывной конкурентной гонке. И третье – активное регулирование процесса страхования со стороны Банка России. Появляются новые законодательные нормы, которым должны соответствовать страховые продукты, и проверки, которые необходимо осуществлять в части страхователей, застрахованных и других участников договора страхования. На сегодняшний день многие нормативные акты находятся в стадии формулирования, так что процесс появления новых требований не прекращается, поэтому страховым компаниям надо уметь быстро на них реагировать. Таким образом, страховому бизнесу нужны инструменты, позволяющие оперативно обслуживать клиентов, быстро выводить продукты на рынок и соответствовать изменяющимся требованиям регулятора.

Чтобы обеспечить выполнение этих задач, страховые компании, в первую очередь, нуждаются в современных фронтальных решениях для оформления страховых продуктов в офисах и других точках присутствия. Также им нужны решения, которые позволили бы коммуницировать со своими клиентами посредством дистанционных каналов – отображать информацию о продуктах, предлагать их к продаже онлайн, взаимодействовать с клиентами в течение срока жизни приобретенного продукта. Должен заметить, что у многих крупных страховых компаний этот функционал давно и успешно автоматизирован.

В то же время на сегодняшний день у ряда компаний за пределами первой десятки фронтальные системы устарели и требуют модернизации, а системы для дистанционных каналов иногда вовсе отсутствуют.

В то же время ожидания клиентов, привыкших получать абсолютно одинаковый уровень обслуживания вне зависимости от способа обращения в страховую компанию – будь то отделение, call-центр, мобильный или интернет-банк, – оказывают большое влияние на бизнес страховых компаний. Обращение к дистанционным каналам становится неизбежным.

NBJ:Какие требования предъявляют страховые компании к решениям в части дистанционного взаимодействия с клиентами?

В. Алексеев: Чтобы быть серьезным игроком на этом рынке, страховым компаниям необходимо наряду с работой в офисах продвигать свои продукты в цифровом виде на различных площадках и маркетплейсах. Mast have – предоставление клиентам «Личного кабинета» в веб- и мобильных приложениях. Немаловажное значение для клиента имеет гибкость и оперативность реагирования страховщика. Автоматизированное решение должно позволять оперативно подключать витрины и партнерские сети к продаже тех или иных продуктов. Важно при этом соблюдать четкое разделение прав доступа участников процесса для сохранения конфиденциальности информации.

Полисы инвестиционного или накопительного страхования жизни, например, являются сложными продуктами, и ИТ-решение должно позволять их настраивать и предоставлять понятный инструментарий финансовым консультантам, которые эти продукты продают. Что касается клиентов страховых, то для них необходимо в удобном виде визуализировать информацию о том, что они получат, приобретая тот или иной продукт, строить графики прибыльности, сравнивать различные продукты с точки зрения сроков, сумм, доходности. Для клиента немаловажно получить полис с прописанными в нем условиями и рисками, и ИТ-решение должно эту возможность обеспечивать. Печатные формы для условий, правил и полисов должны настраиваться в соответствии с текущими нормами законодательства.

NBJ: Безусловно, все эти возможности позволят страховой компании улучшить эффективность и оперативность своей работы, повысить доступность страховых услуг. А каковы особенности решений с технологической точки зрения?

В. Алексеев: Для фронтального решения важно обеспечить отказоустойчивость и производительность. Высоконагруженные цифровые системы должны оставаться надежными и безопасными. Важно, чтобы у компании-разработчика был опыт интеграции с внешними системами, задействованными при осуществлении продаж: платежными шлюзами, онлайн-кассами, операторами фискальных данных с применением технологий, позволяющих быстро, надежно и безопасно осуществлять онлайн-транзакции.

Кстати, требования по надежности, безопасности и производительности сохраняются также для «Личного кабинета». Помимо этого должны быть предусмотрены современные привлекательные инструменты для осуществления всех необходимых операций. Традиционно для этих целей используются два канала: интернет-клиент и мобильный банк.

Важный аспект современных решений – технологическая платформа, лежащая в их основе.  Для своих решений мы используем платформу, построенную на микросервисной архитектуре, которая не только позволяет быстро запускать в эксплуатацию ту или иную отдельную функциональность, обеспечивать омниканальность решения, но и повышает общую надежность и масштабируемость системы.

NBJ:Чем R-Style Softlab как поставщик банковских решений может быть полезен страховому бизнесу?

В. Алексеев: На протяжении многих лет основной вектор развития компании связан с сегментом крупных финансовых организаций. У многих из них есть свои дочерние страховые компании, которые, благодаря наличию у нас успешного опыта работы с банками, все чаще стали рассматривать нашу компанию в качестве возможного ИТ-партнера.

Банковский сектор на сегодняшний день является самым прорывным с точки зрения развития и применения ИТ-технологий. Так как мы давно работаем на банковском рынке и имеем компетенции и экспертизу по созданию фронт-офисных систем и систем дистанционного банковского обслуживания, мы можем поделиться накопленным опытом и экспертизой со страховыми компаниями. Их работа, как и работа коллег из банков, тоже связана с обслуживанием клиентов, и чем лучше и быстрее они это будут делать, тем больших успехов добьются в борьбе за лояльность и количество клиентов.

Недавно мы завершили два проекта по внедрению своих решений в страховых компаниях группы Россельхозбанка – «РСХБ-Страхование жизни» и «РСХБ-Страхование». Сейчас решения находятся в промышленной эксплуатации. Мы довольны новым продуктом. Судя по отзывам наших клиентов, он удался. На данный момент один из первых проектов по автоматизации бизнес-процессов продаж страховых продуктов и взаимодействия с клиентами в ООО «РСХБ-Страхование жизни» стал победителем нескольких финансовых премий как лучшее ИТ-решение в области страхового бизнеса.

Могу поделиться некоторыми данными по этому проекту. За те 11 месяцев, пока он шел, проектной командой было установлено 50 релизов и обновлений системы, закрыто свыше 500 задач. Но результат того стоил. Сейчас к системе подключено более 5000 пользователей. Настроено 47 страховых продуктов. Успехи «РСХБ-Страхование жизни» были отмечены Всероссийским Союзом страховщиков, который поставил ее на 16 место среди компаний, предоставляющих услуги по страхованию жизни.

С точки зрения бизнес-логики, в страховых компаниях все происходит иначе, чем в банках. Но с точки зрения технологий особой разницы нет: использование нашей платформы, которая является достаточно гибкой, позволило автоматизировать совершенно новую предметную область в короткие сроки.

В целом наше решение подходит для продажи любых нематериальных продуктов и услуг – будь то страховые полисы, сертификаты на медицинское обслуживание или любой другой документ. Мы с энтузиазмом продолжим его дальнейшее продвижение и готовы к новым интересным проектам. Наши неоспоримые преимущества заключаются в том, что у нас есть профессиональная команда, классный продукт, и мы умеем адаптироваться под требования каждого заказчика, кастомизируя нашу платформу для решения именно его конкретных задач.   

Поделиться: