Аналитика и комментарии

29 декабря 2019

Как банк ЗЕНИТ начал системное движение к цифровой трансформации

Опыт использования «цифры» для радикального повышения эффективности бизнес-процессов реорганизующейся банковской структуры.

Банку ЗЕНИТ, как множеству других российских кредитных организаций, приходится одновременно решать множество параллельных задач: от установления единых бизнес-процессов после интеграции до внедрения новых коммерческих услуг с целью развития бизнеса компании. При правильном подходе к делу можно не только успешно выполнить весь спектр задач, но и получить существенные преимущества для бизнеса – для этого нужно грамотно распорядиться возможностями современных ИТ и ресурсами своего ИТ-департамента. Банк поделился своим успешным опытом.

Популярный тезис о том, что современный банк – это ИТ-компания, переходит со страниц журнальных публикаций в реальную жизнь кредитных учреждений. Для этого пути нет готовых «рецептов» успешных действий, ведь у каждого банка - своя уникальная история развития, как бизнеса, так и информационных систем. Банк ЗЕНИТ сумел в короткие сроки и без потрясений для бизнеса и персонала совершить радикальный сдвиг в сторону цифровой трансформации, которая стала одним из ключевых практических элементов бизнес-развития.  

В основе всего – системный подход 

Начальной точкой отсчета стал принцип цифровой трансформации как составной части бизнес-стратегии. ИТ-департамент банка объединил стратегию развития бизнеса компании и стратегию развития ее ИТ-инфраструктуры. В результате, как рассказал Илья Кучугин, ИТ-директор банка ЗЕНИТ, было определено главное направление первого «удара» цифровой трансформации, который должен задать тон всему последующему движению: поддержка с помощью ИТ активного продвижения банка на рынке малого и среднего бизнеса, что является важнейшим стратегическим направлением в среднесрочной перспективе. 

Ключевым элементом ИТ-«идеологии» стала единая для всех цифровых процессов банка системная ИТ-архитектура. Она рассматривается как надежная основа для прозрачной и удобной интеграции всех существующих ИТ-систем и сервисов, а также для добавления новых возможностей в ходе создания новых банковских продуктов и услуг. Причем, речь идет именно о цифровом формате разработки и предоставления новых услуг, что предъявляет жесткие требования к скорости рабочих процессов – желательно, чтобы они происходили на скорости клика «мышью» и не требовали больших трудовых и финансовых затрат. 

Два ключевых свойства ИТ-архитектуры: 

  1. Всемерное использование открытого программного обеспечения (open source, СПО) на всех уровнях: от системного ПО до прикладных бизнес-систем.

    «Мы разработали и утвердили стек, то есть перечень технологий, на которых мы ведем заказную разработку,- рассказал Илья Кучугин.- Это позволяет существенно снизить совокупную стоимость владения всеми ИТ-системами. И еще значительно упрощает взаимодействие с подрядчиками: когда мы приглашаем компании для участия в конкурсах, мы сразу четко задаем рамки технологий, которые будем рассматривать». В числе базовых открытых ИТ-систем: BPM-движок для автоматизации бизнес-процессов Camunda, CRM-система SuiteCRM, СУБД PostgreSQL. 
     
  2. Максимальное использование открытых платформенных ИТ-решений, нацеленное, в конечном итоге, на полное замещение устаревших проприетарных (связанных с конкретным вендором) продуктов.

    «Фактически банк решал задачу: что делать дальше? Вариантов несколько. Можно продолжать разрабатывать своими силами самописные системы. Можно использовать коробочные решения и за любой доработкой обращаться к их владельцам. И можно использовать платформы разной степени открытости,- поясняет Василий Халтурин, руководитель направления прикладных разработок компании SMART Technologies, которая стала ИТ-партнером банка в проекте цифровой трансформации.- В данном случае мы говорим о полностью открытых платформах, которые не связывают банк с каким-либо конкретным разработчиком, обеспечивают ему существенную гибкость в выборе вариантов дальнейшего развития своей ИТ-инфраструктуры».

    Вендорно-независимость платформенной архитектуры ликвидирует также серьезные риски, связанные с обеспечением отказоустойчивости ИТ-систем банка и их масштабируемостью в случае, если поставщик по тем или иным причинам перестал оказывать услуги, или эти услуги не качественны.
     
  3. Микро-сервисная ИТ-архитектура. Этот подход предполагает, что какая-либо функциональная задача, выполняемая сотрудником банка, разбивается на ряд более мелких отдельных функций – так называемых, микро-сервисов. «Это позволяет получить максимальную отказоустойчивость всей функциональности ИТ-системы,- рассказывает Василий Халтурин.- Даже если с одним микро-сервисом что-то случится, весь остальной функциональный набор продолжит работать безошибочно».

    Таким образом, ИТ-системы банка избавляются от тяжелого наследия старых систем – тяжеловесной монолитности. Из «глыбы» программного кода они превращаются в гибкий набор модулей, более удобный для работы, масштабируемый, управляемый и отказоустойчивый. И сам процесс развития банковского бизнеса теперь можно рассматривать как вариант цифровой трансформации бизнеса и планировать ее постепенную реализацию в виде последовательных проектов. Такой подход превращает цифровую трансформацию в прогнозируемый и управляемый процесс с четкими бизнес-целями целями и предсказуемыми результатами.  


Илья Кучугин, ИТ-директор банка ЗЕНИТ.

Развитие бизнеса в русле цифровой трансформации 

Критически важным является первый этап: необходимо грамотно выбрать базовый функционал для реализации в цифровой форме, создать платформенное ИТ-ядро, разработать и апробировать цифровой механизм создания новых банковских продуктов на базе платформенного ядра. 

В качестве бизнес-функционала для цифровой реализации была выбрана процедура открытия расчетного счета для клиентов из среды малого и среднего бизнеса. «Бизнес-стратегия банка ставит задачу максимально быстрого привлечения потенциальных клиентов на обслуживание в банк ЗЕНИТ,- пояснил Илья Кучугин.- Проект по открытию счета подразумевает, по сути, реализацию основного технологического механизма, который позволяет многократно ускорить процесс открытия счетов». 

Следует отметить, что системная архитектура открытых платформ позволяет снизить риски изначальной неопределенности проекта, который свойственны любым мероприятиям информатизации, - они связаны с невозможностью абсолютно точно учесть все детали до начала проекта. «До начала опытной эксплуатации мы не можем точно предсказать, как именно будут выглядеть происходящие процессы, с точки зрения автоматизации. Какова будет динамика нагрузки? По каким каналам пойдет этот процесс? И многое другое.,- рассказал Илья Кучугин. И это, по словам ИТ-директора банка ЗЕНИТ, стало серьезной причиной выбора компании SMART Technologies в качестве подрядчика проекта: «Они не только обладают опытом формулирования технических требований к ИТ-системам после интервью с бизнес-заказчиками, что само по себе для нас очень важно, но они также продемонстрировали свою готовность очень гибко и креативно подходить  к формализации задач в меняющихся условиях». 

Так, например, в середине проекта перечень принципов реализации банковских ИТ-систем дополнился методологией DevOps. «Собственно, банк изначально был нацелен на внедрение гибких методологий ИТ-процессов. Однако лишь в ходе практических работ по проекту стало понятно, что именно из инструментария DevOps банк возьмет на вооружение в качестве стандартных элементов»,- рассказал Алексей Пархоменко, директор департамента по работе с ключевыми заказчиками компании SMART Technologies. Такими стандартными элементами стали: во-первых, единый репозиторий кода, куда специалисты заказчика могут заглянуть в любой момент в соответствии со своими полномочиями и в режиме онлайн посмотреть, что к этому моменту сделано подрядчиком. Во-вторых, инструменты и методологии автосборки кода. В-третьих, инструментарий автотестирования ПО. 

«Поскольку банк в этом проекте фактически переходил на новую архитектуру и тестировал на практике первую версию корпоративного стандарта программных продуктов и технологий, его состав уточнялся прямо по ходу проекта,- продолжает Алексей Пархоменко.- Так, в стандартном перечне СПО-продуктов появилось файловое хранилище Minio». Дело в том, что изначальная архитектура создаваемого ИТ-решения предполагала хранение данных внутри прикладных систем, в частности, SuiteCRM. Однако практические испытания продемонстрировали существенные выгоды от централизованного хранения данных в едином файловом хранилище. Подобным образом в системе появилось централизованное решение формирования отчетности на базе Microsoft SQL Server Reporting Services. «Это одно из немногих проприетарных ИТ-решений, оставшихся в банке. В ряде случаев достаточно эффективно можно использовать имеющиеся лицензии»,- прокомментировал решение Василий Халтурин. 


Алексей Пархоменко, директор департамента по работе с ключевыми заказчиками компании SMART Technologies.

В жизни всегда есть место творчеству. Или как в банке строились цифровые процессы 

Базовые СПО-продукты составили основу для реализации ключевых бизнес-процессов банка. Так, фронт-офисная система SuiteCRM, которая хранит основные справочные данные по клиентам, интегрирована с BPMS системой Camunda, являющейся в данном случае движком бизнес-процессов. «Это очень интересный продукт, который сегодня популярен в многих сферах бизнеса, во многом потому, существенную долю процессов можно реализовывать без непосредственного участия программистов,- пояснил Василий Халтурин.- Значит, тонкую подстройку процессов может осуществить в любой нужный момент персонал заказчика». 

В объектно-реляционной СПО-СУБД PostgreSQL хранится вся информация, отличная от справочных клиентских данных, а неструктурированные данные - в объектном хранилище, реализованном на основе СПО Minio. При этом ИТ-системы банка используют интеграцию с внешними источниками данных, например, обогащение заявок на открытие счета информацией, связанной с заявителем: юридический и физический адрес компании, данные человека, подавшего заявление, и т.д. Для эффективной реализации многочисленных ситуаций интеграции данных банк принял принципиальное решение об использовании единой банковской интеграционной шины данных на базе СПО продукта VSO. 

Как рассказал Алексей Пархоменко, радикальные изменения претерпел стиль работы клиентских менеджеров: «Раньше они работали в традиционном «статусном» режиме – нужно было регулярно просматривать текущий статус заявки и думать, что делать дальше. Теперь все изменилось принципиальным образом: менеджер стал получать задачи в автоматическом режиме - они появляются у него на экране во всплывающем окне по ходу движения процессов по заявке». Клиентские менеджеры раньше собирали сведения о заявителе, посредством отдельных внешних сервисов и онлайновых баз данных. Теперь весь набор данных размещается в одном хранилище, и менеджер имеет к нему доступ в момент поступления заявки – это позволяет сформировать персональное предложение для клиента, учитывающие специфику его деятельности, например, банковские гарантии под госконтракт.  

Более того, создана гибкая система, которая дает возможность самим сотрудникам банка без привлечения программистов оперативно изменять тот или иной  процесс. Это особенно важно для обслуживания SMB-клиентов – взаимодействие с ними в силу высокой степени конкурентности среды требует постоянной оптимизации и изменений. В частности, банк может изменять время обработки бизнес-задачи, например, открытие счета, для каждого сотрудника, участвующего в процессе. Банк полагает, что новая система позволит сократить время открытия счета для SMB-клиента, как минимум на 25 – 30%. 

Существенным элементом проекта стало внедрение методологии DevOps. «Работники Банка учились правильному использованию практик, которые приняты в DevOps-процессе, непосредственно в ходе самого проекта,- рассказывает Алексей Пархоменко.- И это потребовало от  них серьезных усилий, ведь DevOps – это не только программные инструменты, но и определенный подход специалистов заказчика к тому, каким образом они пользуются этими инструментами в ходе решения своих задач». Наибольшим образом в эти процессы оказался вовлечен ИТ-департамент: его сотрудники вместе со специалистами подрядчика устанавливали и настраивали всю программную среду, корректировали все нюансы и тонкие моменты. В ходе дальнейших проектов именно ИТ-департамент станет основным наставником бизнес-департаментов при внедрении гибких методологий при разработке новых цифровых банковских продуктов.  

Особый интерес представляет практическая реализация интеграционных систем. «Любая интеграция в банковских проектах такого типа – это вызов, как для разработчиков, так и для самого банка. Потому что это предполагает не столько «взаимопонимание» технических систем, сколько слаженные организационные взаимодействие между сотрудниками разных подразделений банка и специалистами подрядчика»,- комментирует Василий Халтурин. Кроме того, потребовалась кропотливая работа бизнес-аналитика SMART Techmologies. 

Дело в том, что для реализации идеи микро-сервисной архитектуры необходимо вначале разбить задачи у клиентского менеджера на небольшие «атомарные» микро-сервисы, а потом из них вновь сложить оптимизированные цифровые процессы. На практике в случае нетривиальных рабочих процессов, к которым относятся банковские, это весьма сложная задача. Фактически задача формализации оцифрованных бизнес-процессов на базе множества микро-сервисов сопровождается построением разветвленной структуры дерева процессов, которая затем прописывается в информационной системе. Эта задача требует серьезной работы аналитика, но зато достигается та высокая гибкость результирующих процессов, за которую, собственно, и ценится микро-сервисная архитектура - бизнес-процессы верхнего уровня легко адаптируются под те или иные изменения бизнес-среды. 

С точки зрения бизнес-процессов банка, созданная ИТ-система стала, по сути, агрегатором различных каналов взаимодействия банка с клиентами по приему заявок на открытие счета: клиент получает возможность не только наблюдать за статусом своей заявки, но и видеть всю корзину своих банковских продуктов.  

Проект кардинального поворота банка в сторону цифровой трансформации был выполнен в предельно сжатые сроки: работы начались в марте 2019 г., а к декабрю уже полным ходом шла опытная эксплуатация бизнес-процесса открытия счета для SMB-клиентов на новом ИТ-ядре банка. 

Результаты проекта 

  • Работающий банковский продуктБанк получил первый цифровой продукт, на котором были отлажены системные подходы к цифровизации. 
     
  • Ускорение процесса открытия банковского счета» за счет перехода от статусной реализации бизнес-процесса к проактивной. 
     
  • Рост количества клиентов, которые открывают счет в банке ЗЕНИТ, каждый месяц.

    «Высокая скорость принятия решения об открытии счета, которая достигается с помощью новой ИТ-системы, оборачивается способностью принимать большее количество новых клиентов в единицу времени»,- комментирует Илья Кучугин. 
     
  • ИТ-платформа, кастомизированная под специфику бизнеса банка, которая дает возможность быстро и эффективно реализовать различные бизнес-процессы и бизнес-функции в цифровом формате.  
     
  • Гибкая эффективная методология, которая будет использоваться в ходе реализации последующих продуктов. «Прежде всего, нужно было научиться говорить с банком на одном языке, в том числе, языке DevOps, чтобы далее мы совместно работали в рамках единого информационного поля,- подчеркивает Иван Банцов, директор департамента комплексных проектов SMART Technologies.- Работа над следующими банковскими продуктами будет гораздо проще, потому что у банковских специалистов появились все необходимые технологии, инструменты и компетенции для эффективной работы по методологии DevOps». 
     
  • Единая точка управления различными каналами обслуживания клиентов. Бизнес-подразделения банка видят полную картину обслуживания клиентов, могут оперативно и гибко регулировать их, что позволяет банку держать руку на пульсе потребностей клиентов и стимулировать их приток. 
     
  • Возможность формирования персонализированных предложений для клиента при получении заявки на открытие счета. 
     
  • Тиражирование проектных решений и опыта для решения новых бизнес-задач. «Мы будем тиражировать полученный опыт в новых проектах. У нас большие планы в части пере-использования проектных решений, апробированных в этом проекте»,- говорит Илья Кучугин. «Вместе с передовым цифровым банковским продуктом, который полностью укладывается в его стратегию развития, банк приобрел, можно сказать, философию развития, которая включает и технологию и методологию  для дальнейшего развития. Причем, не одного продукта, а многих других, которые будут появляться у банка в будущем»,- комментирует Василий Халтурин. 
     
  • Эффективное решение ИТ-ядра банковских ИТ-систем. «В ходе проекта создана ИТ-инфраструктура, которая позволяет на этой базе, в этом комплексе технологий создавать новые решения,- подчеркивает Илья Кучугин.- Ее не нужно будет каждый раз создавать заново». 
     
  • Сокращение срока time-to-market для новых банковских продуктов. «Мы построили такой ИТ-фундамент и получили такой набор технологий, который позволяет снизить time-to-market для новых продуктов,- говорит Илья Кучугин.- Развертывание подобного ИТ-ядра с нуля в любой организации занимает до двух месяцев. Как минимум, на этот срок мы будем сокращать time-to-market для наших новых продуктов». 
     
  • Сокращение стоимости и сроков разработки новых банковских продуктов. В этом проекте банк успешно прошел весь по развертыванию современной ИТ-инфраструктуры, необходимой для оперативной разработки новых продуктов. «Теперь мы умеем быстро развертывать и предоставлять разработчикам необходимую ИТ-среду и эффективно сопровождать эти процессы»,- подчеркивает Илья Кучугин. Теперь банк сможет легко и удобно взаимодействовать с любыми внешними ИТ-разработчиками, максимально быстро достигать поставленных целей. 
     
  • Синергический эффект для банка и ИТ-департамента. «С точки зрения ИТ, мы получили замечательное ИТ-решение на открытом ПО, которое экономит деньги банку и даем нам возможность работать эффективнее»,- резюмирует Илья Кучугин. 

Текст: Елена Покатаева

Материал также опубликован в печатной версии Национального банковского журнала (№187, декабрь-январь).

Поделиться:
 

Возврат к списку