Вход
Мы в социальных сетях

Аналитика и комментарии

11 октября 2019

Роботы ОТР проверяют заемщиков «Байкалинвестбанка»

A A A

Алексей Ильин

CIO «Байкалинвестбанка» Антон Прямиков и руководитель направления RPA/AI компании ОТР Алексей Ильин рассказали о том, как с помощью применения программных роботов Банк смог повысить операционную эффективность процессов кредитного фронт-офиса.

NBJ: Какие технологические тренды сегодня наиболее актуальны для банковской отрасли?

А. Ильин: Последние пять-семь лет очень много говорят о Digital, цифровой трансформации. Банки и ИТ-компании, которые работают с банками, ищут новые возможности применения прорывных технологий для повышения гибкости и скорости вывода на рынок новых продуктов, новых бизнес-концепций, новых подходов работы с клиентом, что в свою очередь требует умения делать быстрые операционные преобразования под новые бизнес-модели. Одна из таких прорывных технологий – это интеллектуальная автоматизация, а именно роботизированная автоматизация (RPA), искусственный интеллект и машинное обучение (AI&ML). Еще несколько лет назад все это было недостаточно развито с точки зрения управляемости и ИТ-безопасности. Сейчас ведущие промышленные платформы RPA имеют управляемость и безопасность уровня банковских систем (Corebanking), лучших в классе.

А. Прямиков: Сейчас банки предпринимают все больше усилий, чтобы быстрее реагировать на изменения. Важной задачей для ИТ стал поиск возможностей поддержать требуемые изменения гораздо быстрее, чем позволяет традиционный релизный цикл. Можно перестроить внутренние ИТ-процессы, чтобы выпускать обновления ИТ-систем гораздо чаще, чем раньше. Для этого некоторые банки пробуют перестроить процессы на Agile. Я помню, как представитель одного крупного банка рассказывал на конференции, что внедрение Agile позволило им увеличить периодичность выпуска новых релизов вдвое, с шести до трех месяцев. Но они посчитали это недостаточным и начали использовать RPA. Это привело к тому, что обновления стали внедрять еще в два раза чаще, каждые 45 дней, и говорят, что это не предел. Следующая их цель – выпуск обновлений каждые 30 дней. Учитывая этот опыт, мы также обратили свое внимание на интеллектуальную автоматизацию, в частности на RPA. 


Антон Прямиков

NBJ: Банковская отрасль критически зависит от стабильности работы IT-инфраструктуры. И банковские системы, как известно, не самые гибкие. Как это сочетается с требованиями к ускорению и повышению гибкости бизнес-процессов?

А. Ильин: Современная автоматизация – это гибкая многослойная система, где бок о бок работают и развиваются как традиционные бизнес-приложения, BPM-системы, так и новые, такие как RPA, искусственный интеллект и машинное обучение. К этому пришли эволюционным путем. Раньше, лет 20 назад, все изменения делались внутримонолитных АБС, потом архитектура менялась, основные коррективывносились вне АБС, создавались специализированные системы для определенных задач и под них делали системную интеграцию, потом начали внедрять системы управления процессами, BPM, а сейчас, когда стала нужна еще большая скорость,начали использоватьRPA. Сейчас задачи АБС – это самые стабильные и массовые операции, такие, например, как завершение операционного дня или базовые функции операционного бэк-офиса.

А. Прямиков: Я предполагаю, что основные учетные функции и функции операционного бэк-офиса как сейчас, так и в ближайшем будущем, будут поддерживаться и развиваться с помощью традиционных технологий, автоматизированных банковских систем. Если вам нужно, например, собрать баланс, начислить проценты и резервы по кредитам, рассчитать нормативы, то есть решить задачу в масштабе банка, то тут RPA применять нецелесообразно. На мой взгляд, RPA есть смысл использовать для быстрой операционной трансформации определенного, не очень большого, участка работы. Поэтому мы выбрали RPA для относительно небольшой, но важной задачи – помочь службе экономической безопасности банка автоматизировать комплексную проверку заемщика. В ходе проекта мы не только запустили программных роботов, но и проработали вопросы обеспечения непрерывности бизнеса.

NBJ: Расскажите подробнее про этот проект – какие процессы были роботизированы и какие задачи решены?

А. Прямиков: Для роботизированной автоматизации мы выбрали задачу – освободитьболее десятка сотрудников от рутинной работы, проверки потенциальных заемщиков банка на официальныхфедеральных сайтах, которым наша служба безопасности доверяет больше, чем специализированным агрегаторам. Чтобы проверить одну заявку нужно пройти более 30 таких сайтов: проверить заемщика, его работодателя, поручителя и предмет залога. На каждом сайте сотрудник вручную вбивал запрос, получал результат и вручную собирал итоговый отчет по кредитной заявке.

Как итог, мы заменили ручные рутинные операции программными роботами. Процесс стал полностью автоматизированным. Фронт-офисная система передает все заявки в единый центр управления программными роботами, который в свою очередь разбивает их на отдельные запросы и раскидывает эти запросы между несколькими программными роботами. Несколько роботов параллельно пробивают несколько запросов по одной заявке. Результат автоматически через веб-сервисы возвращается во фронт-офисную систему банка. Роботы освободили от рутинных операций нескольких сотрудников, время обработки сократилось с часов до нескольких минут.  

А. Ильин: Перед началом проекта с банком мы разработали общую концепцию и сделали прототип робота. На прототипе мы решили несколько техническихвопросов, например, задачу прохода капчи на внешних сайтах. Также отдельный важный вопрос, требующий проработки на всех проектахRPA,это управление доступом и защита информации. Правила работы роботов в банковских системах, настройки доступа, а также ответственность за действия, выполняемые роботами, должны быть заранее четко определены и прописаны. Две недели ушло на разработку концепции и прототипа. Потом мы приступили к реализации. Проект делали совместной командой Банка и ОТР. Запуск роботов в коммерческую эксплуатацию занял всего шесть недель. Результаты превзошли ожидания.

NBJ: Какие еще преимущества дает роботизация самим банкам и их клиентам?

А. Прямиков: Я бы выделил три ключевых преимущества: во-первых, снижение итоговой стоимости транзакции, за счет сокращения операционных расходов. Грамотное использование RPA дает существенную экономию. Робот быстрее выполняет операции, чем человек, и может заменить несколько сотрудников, выполняющих рутинные операции. Таким образом – меньше ручного труда, меньше затрат на рутинную однообразную работу.Во-вторых, это сокращение операционных рисков. Робот не ошибается, выполняя операции. После перестройки бизнес-процесса на новый, с использованием RPA, отпадает необходимость в ручном контроле, который был нужен, чтобы снизить уровень ошибок в операциях, выполняемых сотрудниками вручную. Ну и в-третьих, этоtime-to-market. Настроить и обучить робота быстрее, чем сделать разработку в традиционной ИТ-системе, это проще, чем поставить ручной бизнес-процесс и обучить группу людей делать те или иные операции. Получается выигрыш в скорости.

NBJ: Насколько легко запустить программного робота в банке? И как его правильно обучать, повышая эффективность работы?

А. Ильин: Чтобы получить максимальный эффект от внедрения RPA, важно правильно начать. Можно изучить много теории, ознакомится с опытом других на конференциях, пригласить консультантов, но этого недостаточно. Важно попробовать самому. Ощутить на практике, как это работает. Важно, чтобы в банке был руководитель, заинтересованный в RPA,и как минимум один, а лучше несколько специалистов, которые посвятили бы все свое время этой теме. Первые процессы, с одной стороны, должны быть максимально простыми, рутинными задачами, и, с другой стороны, содержать большое число ручных или полуавтоматических операций. Например, когда несколько человек собирают в Excel сложный отчет, при этом выгружая данные из нескольких ИТ-систем, делая разные выборки. Иликогда сотрудники вручную переносят данные из одних систем в другие, из Excel-таблиц в системыи наоборот, проводят сверки между ними и т.д. Настройка прототипа такого процесса в идеале не должна превышать 3-5 дней, а внедрение – 3-4 недель. После того, как в банке сделают первые пилотные проекты, сотрудники, увидев результат, осознают потенциал RPAи начнут это использовать в своей работе для других процессов.

А. Прямиков: В «Байкалинвестбанке» мы не пошли по этому пути. Первый процесс, который мы выбрали для роботизации, был сложным, а задача слишком амбициозная. Делясь нашим опытом, мы рекомендуем другим для начала внедрения RPA выбирать более простые процессы. Начините с небольшого пилотного проекта, сделайте сначала простые процессы и на практике получите ответ на вопрос, насколько все это легко роботизировать. Еще я бы рекомендовал не пытаться получить максимальный экономический эффект исключительно от одного пилотного проекта. Вы можете не получить существенной экономии вначале, но постепенно, с ростом объема роботизации, кумулятивный эффект будет нарастать. Он будет достигаться не только за счет автоматизации процессов «как есть», но и за счет перестройки и оптимизации операционных процессов.

NBJ: Какие перспективы у проекта в «Байкалинвестбанке»?

А. Прямиков: Наш первый проект признан успешным. Для начала мы планируем масштабировать эту технологию на другие наши продукты. Потом –перенести этот опыт на другие бизнес-блоки, финансовый и операционный блок. Мы собираемся применять роботизацию аккуратно и взвешенно, каждый новый проект в первую очередь будет оцениваться с экономической точки зрения – это как сокращение затрат, так и получение косвенных выгод, таких, как ускорение процесса и снижение операционных рисков. Мы будем рассматривать RPA, как один из самых эффективных инструментов для решения задач, но при этом мы будем сравнивать: можно ли ту же задачу решить традиционными ИТ-технологиями, что в итоге получится дешевле, быстрее, надежнее. И в результате будем выбирать оптимальный подход для каждой конкретной задачи.

P.S. Когда номер уходил в печать, стало известно, что заместитель директора по развитию бизнеса компании ОТР Константин Маркелов возглавил комитет по информационным технологиям Ассоциации российских банков (АРБ). Поздравляем нашего партнера с новым назначением.

Редакция NBJ

  • Currently 10/10

Всего проголосовало: 1

10.0

Поделиться:

Комментировать могут только зарегистрированные пользователи

Новости банков и компаний

Новикомбанк запустил новый интернет-банк для корпоративных клиентов на платформе BSS
«Балтийский лизинг» остался лидером отраслевого медиарейтинга
ЦИБИТ – 10 лет на рынке информационной безопасности!
Банковская гарантия – решение гарантийных обязательств

Календарь мероприятий

Ближайшие мероприятия