Аналитика и комментарии

24 сентября 2019

Концепция AI First в действии

Банковская сфера активно развивает технологии искусственного интеллекта (artificial intelligence, AI). На протяжении двух последних лет крупные финансово-кредитные организации не просто внедряют эти технологии, но и активно их используют. Ряд аналитиков уверены, что в течение ближайших пяти лет произойдет качественный сдвиг сервиса банковского обслуживания в связи с внедрением систем AI.

AI принимает решения

По мнению экспертов, искусственный интеллект в силах оказать банкам существенную помощь в автоматизации процессов и повышении качества обслуживания клиентов. Безусловно, стопроцентно заменить банковского служащего не удастся, да, наверное, в этом и нет необходимости. Тем не менее, искусственный интеллект позволяет успешно автоматизировать однотипные банковские процессы и улучшать обслуживание клиентов, например, при помощи чат-ботов.

Специалисты из консалтинговой компании Capgemini утверждают, что роботы обходятся на 50-90% дешевле, чем использование штатных и внештатных сотрудников, и что банки будут инвестировать в искусственный интеллект все больше средств в попытке повысить свою эффективность, поддерживая при этом высокое качество обслуживания клиентов. «Наблюдается повышение спроса на экономичность операций при одновременном обеспечении исключительного уровня обслуживания при более низких затратах», – считают в компании.

Одним из пионеров внедрения систем искусственного интеллекта является крупнейший банк страны. Так, в преддверии Восточного экономического форума первый зампред правления Сбербанка Александр Ведяхин сообщил, что искусственный интеллект к концу 2020 года будет принимать 100% решений о кредитах физическим лицам в Сбербанке.

«Сейчас у нас уже выдается на основании решений, принимаемых искусственным интеллектом, 100% кредитных карт, более 90% потребкредитов и свыше 50% ипотечных кредитов, поскольку это более сложный продукт. Но заявленный тренд, что модели будут принимать около 100% кредитных решений, – верный. Думаю, это произойдет к концу 2020 года», – сказал он.

В настоящее время в банке не осталось ни одного подразделения, где бы не внедрялись технологии искусственного интеллекта. «Мы внедряем эту технологию везде, начиная с фронт-офиса – яркий пример тому недавнее обновление нашего мобильного приложения, которое сделало каждый «Сбербанк Онлайн» уникальным и не похожим на другой, – и заканчивая бэк-офисом, где искусственный интеллект принимает решения по рутинным операциям», – рассказал первый зампред правления Сбербанка.

Для юридических лиц в банке разработан продукт «Кредит за 7 минут», в котором от заявки до выдачи денег проходит всего 7 минут, а кредит выдается на сумму до 2 млрд рублей. В Сбербанке работает более 2000 моделей на основе ИИ, это число постоянно растет, и каждая из этих моделей повышает производительность труда минимум на 30%. Доля искусственного интеллекта в прибыли Сбербанка уже составляет 30–40%, а в ближайшие годы достигнет 50–70%.

Подобные достижения являются вполне закономерными, поскольку еще ранее глава Сбербанка Герман Греф объявил о том, что организация намерена реализовать концепцию AI First: «Сегодня искусственный интеллект – это та сфера, которой занимаются все, хотя раньше это было уделом специализированных компаний. В Сбербанке мы реализуем концепцию AI First, и у нас есть огромная потребность в чистых данных, а без искусственного интеллекта это невозможно сделать, учитывая огромный объем данных. И такие же задачи стоят перед другими компаниями и государством».

AI повысит уровень сервиса

Не только Сбербанк, но и финансово-кредитные организации гораздо меньшего масштаба задумываются о внедрении AI, поскольку искусственный интеллект решает множество задач, главной среди которых является предоставление клиентского сервиса. AI дает возможность адаптировать различные банковские инструменты под нужды разных пользователей, чем существенно повышает уровень сервиса. Кроме того, банки применяют системы искусственного интеллекта в организации различных операций, в сфере управления рисками, особенно теми, что связаны с инсайдерами, инвестирования средств в ценные бумаги. Использование искусственного интеллекта позволяет банкам минимизировать роль человеческого фактора, автоматизировать многие процессы, следствием чего является снижение издержек, решить ряд стандартных, типовых задач. Например, боты в чате мессенджера Telegram обеспечивают круглосуточную клиентскую поддержку 7 дней в неделю, моментально отвечают на вопросы пользователей чата, позволяя не привлекать к этому живых сотрудников.

«Сами по себе технологии искусственного интеллекта основаны на средствах математической статистики и методах машинного обучения, – отмечает заместитель директора департамента ИТ-развития банка «Открытие» Дмитрий Первухин. – Технологии искусственного интеллекта эффективно применять в процессах, в которых результат имеет зависимость от входящих данных или от обратной связи на ввод данных. Одним из наиболее интересных способов применения в банке такой технологии является внедрение чат-ботов в процесс первичного общения с клиентом». Но область применения искусственного интеллекта, конечно, намного шире.

«Я по-настоящему верю в перспективу искусственного интеллекта, – говорит IT-директор Банка «Зенит» Илья Кучугин. – Самые известные примеры из нашей обыденной жизни – это голосовые ассистенты Siri и Алиса, которые могут коммуницировать почти как человек. Уже сейчас понятно, что множество рутинных задач можно решать на основе искусственного интеллекта. На мой взгляд, типичные контакт-центры, в которых работают люди, в ближайшем будущем исчезнут. Для этого существуют все технологические предпосылки, например, синтез речи (TTS –Text-to-Speech) – преобразование произвольной текстовой информации в речь. По технологии TTS построено уже довольно много приложений. Еще один важный тренд, который не лежит на поверхности, но обладает огромным потенциалом – это способность систем искусственного интеллекта искать зависимости, которые не может найти человек. Если настроить системы искусственного интеллекта на массивы больших данных, то эффект может быть потрясающим».

AI внесет существенный вклад в прирост ВВП

Следует отметить, что в России существует национальная стратегия в области искусственного интеллекта, в рамках которой решаются вопросы соблюдения баланса между стимулирующим и ограничивающим государственным регулированием в этой сфере, организации эффективного взаимодействие бизнеса, науки и государства для развития AI и формирования на базе новых технологий конкурентоспособной на мировой арене российской экономики будущего.

По словам заместителя Председателя Правительства РФ Максима Акимова, «технологическая гонка в сфере искусственного интеллекта вышла на уровень государств. В 2017 году только пять стран инвестировали ресурсы в подготовку национальных стратегий развития искусственного интеллекта. Сейчас этих стран больше 30, и Россия к ним присоединилась. В мире нарастает технологическая фрагментация, ужесточаются политики ключевых игроков и регуляторов в области искусственного интеллекта. Поэтому те страны, которые хотят оставаться самодостаточными, обязаны работать над своей стратегией в этой сфере. Мы планируем привлечь из федерального бюджета около 90 млрд рублей на развитие искусственного интеллекта и четко понимаем продуктовую линейку, на которой хотели бы сосредоточиться в ближайшие три года. По самым скромным оценкам, в горизонте до 2030 года вклад в ВВП от использования технологий ИИ составит от 1,1% до 2% ежегодного прироста».

Текст: Оксана Дяченко.

Статья также опубликована в печатной версии сентябрьского номера (№9, 184) Национального Банковского Журнала.

Поделиться:
 

Возврат к списку