Аналитика и комментарии

21 августа 2019

Эксперты оценили степень цифровизации ТОП-30 банков в первом полугодии 2019 года

Именно сегодняшние лидеры технологической трансформации бизнеса в перспективе 2-3 лет изменят расстановку сил в банковском сегменте и будут конкурировать за новый объем рынка, считают авторы рейтинга из VR_Bank и Фонда «Сколково».

Тренд к переходу с веб на мобильный доступ в банк происходит в течение последних пяти лет, при этом качество и перечень услуг, доступных в онлайне, у кредитных организаций до сих пор сильно разнится.

Запрос от малого и среднего бизнеса, самозанятых, индивидуальных предпринимателей станет дополнительным стимулом синхронизировать интернет-банк и мобильный банк, повысить качество и расширить возможности мобильного приложения, предложить сервисные услуги для предпринимателей. Эта целевая группа сформирует в течение ближайших 5-7 лет отдельный сегмент на рынке банковского обслуживания. Потенциальные доходы одного только нового сегмента (самозанятых) государство оценило в 1-1,5 трлн рублей ежегодно. А значит, речь идет о сотнях миллиардов рублей дополнительных поступлений в бюджет в виде налогов.

Методология рейтинга объединила 4 различных блока, которые дают представление об онлайновости банка и готовности к цифровизации:

Первый блок – это финансовые показатели, косвенно отражающие объём расходов кредитных организаций на IT (доля расходов на НИОКР, лицензионное ПО и телекоммуникации в общих операционных расходах за 2018 год, отношение нематериальных активов к общему капиталу банка на 1 января 2019 года).

Второй блок – наличие онлайн-сервисов, доступных клиентам – физическим и юридическим лицам: участие в системе быстрых платежей, наличие интерфейса для самозанятых граждан, онлайн-бухгалтерия для малого бизнеса, возможность зарезервировать номер расчетного счёта онлайн.

Третий блок – количество установок и рейтинг приложений для физлиц в App Store и Google Play.

Четвертый блок – анализ качества и скорости обработки обращений в Facebook, ВKoнтакте, Instagram, такого рода сервис для физических лиц и ИП – важное конкурентное преимущество.

«В России катастрофически не хватает отраслевой аналитики и отчетов с понятной методологией, вместе с VR_Bank мы решили исследовать банковский сектор с точки зрения их адаптаций к новым реалиям цифровой экономики. Отчет будет полезен топ-менеджерам банков, так как наглядно показывает эффективность работы «цифровых» департаментов, а стартапы смогут аргументировать внедрение своих технологий и точнее сформулировать KPI будущих проектов. Лидерами цифрового рейтинга стали партнеры Фонда «Сколково» – Тинькофф Банк и Сбербанк, что подтверждает положительный эффект от экосистемы «Сколково» и работы с аборигенами цифрового мира – ИТ-стартапами», – прокомментировал Павел Новиков, Директор центра инноваций Finance & Blockchain Фонда «Сколково».  

Ожидаемо участниками первой десятки стали Тинькофф Банк, ЮниКредит Банк, Райффайзенбанк, Ситибанк, Росбанк, Всероссийский Банк Развития Регионов, Русский Стандарт.

Интригой на фоне этих кредитных организаций стало первое место у локального Банка «Санкт-Петербург». Этот небольшой банк имеет все шансы стать успешным прототипом перехода из классического формата в диджитал. На каждые 100 тыс. клиентов кредитная организация имеет наименьшее число офисов на территории присутствия.

Интересно, что Сбербанк, который заработал за шесть месяцев 43% (444,2 млрд руб.), то есть почти половину прибыли сектора, имеет самую низкую долю расходов на НИОКР, лицензионное ПО и телекоммуникации в общих операционных расходах за 2018 год. Причин этому может быть несколько, как особенности управленческой отчетности, так и то, что работа выполнялась в большей степени штатными специалистами, чем передавалась вендорам.

Сбербанк России, Тинькофф Банк, Альфа-Банк, Райффайзенбанк, АК Барс, Росбанк, ВТБ, Банк «Санкт-Петербург», Московский Кредитный Банк – кредитные организации, находящиеся на этапе зрелой трансформации бизнеса, закономерно вошли в ТОП-10 банков по критерию соотношения нематериальных активов к общему капиталу банка.

Дистанционное обслуживание предлагают сегодня все банки, единственное, что расходы на его модернизацию у универсальных банков могут в удельном весе оказаться меньше.

К 2024 году в нацпроекте «Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы» в качестве самозанятых должно быть зарегистрировано 2,4 млн человек. Как оказалось, на практике готово работать с самозанятыми ограниченное число банков. На момент составления рейтинга располагали сервисом для самозанятых Сбербанк России, Альфа-Банк, АК Барс. Татарстан является примером региона с высокоразвитой политикой поддержки инноваций, а значит у АК Барс есть все шансы сохранить свое лидерство и впредь.

Нет большой заинтересованности у крупных кредитных организаций взять на себя онлайн бухгалтерию, отправку отчётности в контролирующие органы, ведение документооборота. Услугу предпринимателям оказывают Сбербанк России, Альфа-Банк, АК Барс, Тинькофф Банк. Пока основные игроки этого рынка – некрупные технологичные банки для предпринимателей и сервисы. 

Открыть счет в ходе подготовки рейтинга оказалось проще. Сделать это онлайн юридическому лицу с минимальными усилиями можно в Сбербанке России, Россельхозбанке, Альфа-Банке, Райффайзенбанке, Банке «Санкт-Петербург», России, АК Барс, Банке Уралсиб, СМП Банк, Тинькофф Банк, Русский Стандарт, Связь-Банк, Банк ДОМ.РФ, Московском Индустриальном Банке.

Все чаще одним из критериев выбора банка становится удобство работы с банковским мобильным клиентом для Android или iOS. Функциональность, удобство, модернизация приложений для ускорения и облегчения работы с ними, безопасность – вот плоскость, в которой онлайн банки будут конкурировать в ближайшие 1-2 года. Наиболее скачиваемыми установками на момент подготовки рейтинга оказались приложения Сбербанка России, ВТБ, Газпромбанка, Россельхозбанка, Альфа-Банк, Московского Кредитного Банка, Банка «ФК Открытие», ЮниКредит Банка.

Вышеперечисленные банки активно присутствуют в Facebook, ВКонтакте, Instagram. Примечательно, что в Facebook очень активная сервисная поддержка у банков Банк Уралсиб, Альфа-Банк, ВТБ, Тинькофф Банк, Новикомбанк. У других банков ТОП-30 ответы поступают в течение нескольких часов или даже дня. Гораздо быстрее банки отвечали ВКонтакте. В банках Тинькофф Банк, Сбербанк России, Альфа-Банк, Почта Банк, Банк «Санкт-Петербург», Русский Стандарт, Газпромбанк, Банк Уралсиб скорость ответов не превышала 15 минут, а иной раз минуты.

«Наращивание доли цифрового бизнеса – это вопрос выживания для банков. Причем для большинства кредитных организаций речь уже идет о конкуренции с банками ТОП-10, пытающихся на 360 градусов охватить интересы своих клиентов, как физических, так и юридических лиц. Результаты рейтинга позволяют сделать вывод о высокой готовности кредитных организаций к цифровизации взаимоотношений с клиентами, созданий экосистем для удовлетворения новых клиентских запросов. Уже в 2019 году мы увидим, как банки будут расширять собственные digital-команды с компетенциями бизнеса, ИТ и маркетинга, пониманием глобальной экономической повестки, привлекать финтех-компании для реализации стратегии ускоренного роста», – считает финансовый директор VR_Bank Роман Ромашевский.

Итак, по степени готовности банков к цифровизации агрегированные результаты рейтинга по ТОП-10 кредитных организаций таковы (по степени убывания): Тинькофф Банк, Сбербанк России, Альфа-Банк, Райффайзенбанк, АК Барс, Росбанк, ВТБ, Русский Стандарт, Банк «Санкт-Петербург».

Главное отличие данного рейтинга в том, что он наглядно демонстрирует не только намерения, но и конкретные шаги кредитной организации направлять ресурсы, разрабатывать цифровые технологии для создания новых бизнес-моделей и предоставлять дополнительные возможности своим клиентам.

Примечание:

В выборку попали банки, которые входили в ТОП-30 по активам на 31.05.2019, согласно статистике ЦБ РФ. Другие данные собраны из открытых источников.

В случае с App Store количество установок неизвестно, поэтому учитывалось количество отзывов о приложении. Количество установок (и отзывов) взвешивалось на количество клиентов-физических лиц.

Данные четырех кредитных организаций учтены в рейтинге, из них Национальный клиринговый центр не оказывает услуги физлицам, «Национальный Банк «Траст» и «БМ-Банк» находятся в стадии продажи активов и не ведут деятельность, данных «Банк Дом.РФ» нет в открытых источниках.

Об авторах рейтинга:

 О VR_Bank

VR_Bank – инновационная российская компания-разработчик индивидуальных платежных решений в сферах электронной коммерции, телекома и банкинга. Основной продукт – модульный финтех-сервис VR_Cube, предоставляющий полный спектр финансовых и аналитических сервисов для онлайн-коммерции и МФО (интернет-эквайринг, электронные кошельки, KYC, переводы, бонусные и кэшбэк-сервисы). VR_Bank является резидентом кластера информационных технологий фонда «Сколково».

 Фонд «Сколково»

Экспертная панель Фонда «Сколково» – уникальна для России. Она объединяет более 700 специалистов (треть из них – международные эксперты), которые осуществляют научную, техническую и бизнес-экспертизу проектов.  Методика экспертизы, успешно применяемая Фондом «Сколково», позволяет проводить комплексную оценку не только проектов участников, но и проектов других структур инновационного рынка России. Экспертов «Сколково» активно привлекают Минпромторг, РВК, Фонд Бортника и другие организации.

 

 

Поделиться:
 

Возврат к списку