Аналитика и комментарии

24 апреля 2019

Павел Самиев: «Финансы идут на площадки, куда каждый день заходит человек»

Куда шагает онлайн-банкинг?

Цифровая революция меняет расклад сил на рынке финансовых услуг. Финтехи начали масштабное наступление на сферу платежей и сегмент Р2Р-креди­тования. Чтобы удержаться на плаву, банки активно внедряют IT-инновации и меняют бизнес-модели. Об основных тенден­циях онлайн-банкинга рассказывает NBJ гендиректор «БизнесДрома» Павел Самиев.

NBJ: Какие перемены в банковской системе наиболее заметны?

П. Самиев: Цифровая революция меняет лицо банков. Во-первых, меняется формат коммуникаций с клиентами. Сегодня нет смысла держать в штате большое количество консультантов и сотрудников call-центров. Их успешно заменили роботы. Альфа-Банк, ВТБ, Сбербанк и другие банки давно используют чат-боты. Машины, созданные на основе искусственного интеллекта, помогают открывать брокерские счета, дают рекомендации по составлению инвестиционного портфеля. В Тинькофф Банке пошли еще дальше: кроме общения с клиентами боты подсказывают сотрудникам, как быстро оформить заказ на ремонт принтера или кондиционера. Во-вторых, сервисы в массовом порядке уходят в онлайн. Например, в «Ак Барсе» на основе биометрической системы распознавания лиц запустили сервис Face2Pay («Плати лицом»), упрощающий покупки. В-третьих, из-за диджитализации стремительно сокращаются офисные сети. Но без профессионалов при выдаче ипотеки, некоторых видов страховок не обойтись. Все вышеперечисленные изменения лежат на поверхности. Глубинные перемены, на мой взгляд, происходят в структуре бизнеса банков.

NBJ: Что вы имеете в виду?

П. Самиев: Во всех российских профильных учебниках банк называют кредитно-депозитным учреждением. Сегодня этот термин явно устарел. Банкинг вышел далеко за границы кредитования и выдачи депозитов. В продуктовых линейках многих банков можно увидеть такие квазикредиты, как факторинг и лизинг. Благодаря платежам банки становятся экосистемами, в которых можно получить множество разных нефинансовых услуг. Интересные изменения коснулись банковской экспертизы по оценке платежеспособности клиента. Еще одно ключевое направление трансформации банка – сотрудничество с поставщиками привычных нам товаров и услуг: одежды, путешествий, ресторанов, кино. Многие банки сегодня активно создают вокруг себя экосистемы, предлагая своей аудитории скидки и эксклюзивные условия.

NBJ: Почему среди банкиров так популярна идея экосистем?

П. Самиев: У банков есть ключевое преимущество – они ежедневно аккумулируют большое количество операций клиента. Человеку просто удобно в интернет-банке или мобильном банке получать другие опции. У других площадок, например производителей онлайн-игр, тоже существует огромное количество классных мобильных приложений и ботов, но они могут замотивировать заходить в них всех. Другим людям эти услуги не нужны. А с платежами и расчетами человек, особенно в городе, сталкивается каждый день. Это стало удобной привычкой. Таким образом, банки превращаются в популярные площадки для поиска самых разных услуг. Обратите внимание, как активно вторгаются в финансовую отрасль IT-гиганты. Объяснение очень простое: Google, Facebook, Apple, «Яндекс» стали для людей привычными ежедневными точками входа для получения самой разной информации. Вполне логично, что они расширили линейку сервисов финансами. По сути, банки и IT-гиганты начали движение друг к другу. Что их объединяет? Генерация ежедневного клиентского потока. В этом и заключается главная трансформация банка.

NBJ: К чему это приведет?

П. Самиев: Количество банков в России будет постепенно снижаться. Как мне кажется, обречены все бутиковые банки. Очень трудно придется кэптивным банкам и монолайнерам. Чистых монолайнеров осталось немного: «ДельтаКредит», БМВ Банк, Тойота Банк. Многие, как «Финсервис», «Связной», Русский банк развития, ушли в историю. Оставшиеся монолайнеры в последнее время пытаются диверсифицировать бизнес. Наибольших успехов достигли «Русский стандарт», специализировавшийся в 2000-е годы на выдаче кредитных карт, и Совкомбанк, сфокусировавшийся ранее на кредитовании людей старшего поколения. Сейчас они уверенно стоят на ногах благодаря широкой клиентской базе, размеру активов и капитала. Но на горизонте десяти лет я для них перспектив не вижу. У нас сейчас очень много банков, работающих в одной нише, причем предлагая практически одинаковые продукты. Конкуренция на рынке все жестче. Другое дело, есть определенное разделение по регионам. Страна-то большая. Мы видим, что немало региональных игроков довольно успешно конкурируют с крупными банками. Не стоит расслабляться и большим универсальным классическим банкам. Те, кто слабо реагирует на перемены, обречены уйти в историю.

NBJ: От кого исходит основная угроза?

П. Самиев: Сейчас банкам чаще всего бросают вызов стартапы не из мира финансов. Они приобретают не только набор банковских опций, но и осваивают сферу инвестиций. Причем агрегаторы развивают не только внешнюю, но и внутреннюю компетенцию. А вот компетенции оценки кредитных рисков у них нет. Агрегаторы проникли в многие ниши финансов. Очень активны они среди кредитных и страховых брокеров. Некоторые сели на клиентские потоки. Например, в автосалонах, где высокий спрос на кредитные и страховые заявки. Сейчас мы видим следующую фазу их развития: успешные онлайн-агрегаторы финансовых услуг («Банки.ру», «Сравни.ру») создают свой маркетплейс. То есть они хотят не только продавать продукты и услуги, но и осознанно управлять спросом клиентов. А это уже угроза банкам. На самом деле сейчас главные силы финансового рынка переходят на маркетплейс. Банки, конечно, не спят. Посмотрите, как создает свою экосистему Сбербанк. Репутацию площадки гарантирует бренд банка. Кроме этого возрастает конкуренция со стороны государства. Уверен, что в недалеком будущем полноценным маркетплейсом станут портал госуслуг и столичные МФЦ. Уже сейчас звучат предложения сделать в МФЦ новые точки по сбору данных в единую биометрическую систему.

NBJ: Кто выиграет схватку: банки или IT-гиганты?

П. Самиев: У последних по сравнению с банками есть несомненное преимущество – они больше стоят на биржах и являются генераторами клиентской базы. К тому же финтехи наступают по разным фронтам. Среди них есть интернет-магазины типа Amazon, бывшие поисковики (Google, «Яндекс»), ставшие мощными платформами, где формируются запросы для всех сторон жизни человека. Есть также соцсети. Возможно, через время появится новый тип онлайн-платформы, генерирующей клиентский поток. На мой взгляд, именно маркетплейсы и соцсети имеют наибольшие возможности захватить спрос на финансовые услуги. Финансы идут на площадки, куда каждый день заходит человек. Например, человеку предлагают чудо-браслет, отслеживающий состояние его здоровья в режиме онлайн, а потом страховщик мягко внедряет в гаджет продукт, привязанный к показателям здоровья. От показаний браслета зависят тариф, условия и бонусы. В итоге человек в полуигровой форме получает интересный финансовый инструмент.

NBJ: Есть ли в этой схватке шанс выжить небольшим банкам?

П. Самиев: Для небольших банков перемены означают не только вызов, но и открывают новые возможности. Конечно, им сложно и дорого конкурировать с лидерами. С другой стороны, маркетплейс дает шанс запустить привлекательный оригинальный продукт, который может принести неплохой доход. Ведь популярные онлайн-платформы позволяют тиражировать удачные технологии и продукты. Другое дело, что никуда не денется история с доверием бренду. При выборе продукта клиенты всегда будет держать в голове надежность бренда.

NBJ: В последние годы классические банки теряют лицензии, зато появляется много интернет-банков для малого бизнеса. Чем объяснятся этот тренд?

П. Самиев: Россия по онлайн-банкингу для физлиц является одной из самых продвинутых в мире. Наши банки и платежные системы очень быстро осваивают передовые решения. У нас очень качественный функционал для кредитных карт, большой объем транзакций с помощью бесконтактных карт. Есть возможности использования цифровых копий карт, много удачных проектов с биометрией. В ЕС и США это развито слабее. Именно поэтому такой фурор в Штатах произвела новая платежная карта Apple. Ведь никто из американских банков такой сервис не предлагал. Хотя россиян новинка ничем не удивила. А вот функционал РКО для малого бизнеса у нас долгое время был слабым. Крупнейшие банки при большом спросе предлагали очень примитивный пакет услуг. Лет семь назад начались попытки занять этот низко маржинальный сегмент. Появились специализированные онлайн-банки для предпринимателей – «Банк24.ру», «Модуль», «Точка», «Веста», «Сфера». Успели снять сливки и крупные игроки – Сбербанк, Альфа-Банк, «Тинькофф», создавшие качественный диджитал-банк для малого бизнеса и индивидуальных предпринимателей.

NBJ: Какие специфические риски есть в этой нише?

П. Самиев: Онлайн-кредитование МСБ порой мне напоминает прогулку по минному полю. Например, из-за 115-ФЗ потерял лицензию уральский «Банк24.ру». Стартап обвинили в том, что он недостаточно внимательно отслеживает сомнительные операции, и отозвали лицензию. Добросовестный малый бизнес рискует в любой момент быть отключенным от обслуживания счета. Причем без объяснения причин ЦБ.

NBJ: Какие онлайн-сектора имеют хорошие перспективы?

П. Самиев: На мой взгляд, очень большой потенциал имеет сегмент банковских гарантий. Кроме того, есть будущее у торгового финансирования и факторинга, которые довольно активно развивают некоторые банки. Но самые блестящие перспективы, конечно, в сфере платежей: объем переводов, расчетов стабильно растет. Поэтому структура рынка наверняка изменится. Кто раньше встанет, того и будут тапочки.

Беседовал: Сергей Артемов

Полностью этот материал опубликован в апрельском номере Национального Банковского Журнала.

Поделиться:
 

Возврат к списку