Аналитика и комментарии

13 июня 2018

Если банк стремится стать цифровым, необходимо перестроить работу всех систем

Директор ИТ-департамента Азиатско-Тихоокеанского Банка Алексей БЕЛЯКОВ в интервью NBJ рассказал об основных задачах, которые стоят перед ИТ-подразделением финансово-кредитной организации, об ИТ-стратегии банка, особенностях ИТ-инфраструктуры, наиболее успешных ИТ-проектах. Также он поделился своей точкой зрения на то, что такое в его понимании цифровой банк и что нужно делать, чтобы финансово-кредитная организация стала таковой.

NBJ: Расскажите, пожалуйста, о тех задачах, которые стоят перед вами как куратором блока информационных технологий банка в настоящее время.

А. БЕЛЯКОВ: Бизнес-процессы современного банка фактически на 100% связаны с информационными технологиями. Сбой или остановка элементов информационной инфраструктуры может привести как к замедлению обслуживания клиентов, так и к полному прекращению операционной деятельности. Поэтому основной задачей является достижение непрерывной работы информационных систем, обеспечивающей бизнес-процессы банка. Также необходимо создание инфраструктуры, которая позволяет не только обеспечивать текущие задачи бизнеса, но и удовлетворять его новые потребности в минимально возможные сро­ки при обеспечении необходимого качества.

Из этой задачи вытекают и все остальные, среди которых выделю следующие. Во-первых, минимизация простоев инфраструктуры – обеспечение катастрофоустойчивости, снижение времени устранения инцидентов и технологических простоев. Во-вторых, уменьшение срока вывода новых продуктов – организация проектной деятельности и сокращение времени собственной разработки. В-третьих, обучение персонала. Наконец, снижение как капитальных, так и операционных ИТ-затрат.

NBJ: Какова на данный момент ИТ-стратегия банка?

А. БЕЛЯКОВ: Если говорить об этом кратко, то она направлена на выполнение основной задачи – обеспечение непрерывности бизнеса, как я уже упоминал выше. В рамках этой стратегии у нас проведена централизация всех ИТ-систем, построены две площадки центра обработки данных (ЦОД), проведена стандартизация оборудования. 

Также ИТ-стратегия включает в себя внедрение системы управления ИТ-процессами на базе ITIL (IT Infrastructure Library – библиотека инфраструктуры информационных технологий. – Прим. ред.). На данный момент у нас в банке уже создана служба Service Desk, внедрено управление конфигурациями, инцидентами и изменениями.

NBJ: Существует ли в банке стратегия оптимизации ИТ-систем? Если да, то какие процессы происходят в ее рамках?

А. БЕЛЯКОВ: Да, существует. Мы постоянно работаем над повышением утилизации имеющегося оборудования, поэтому почти все серверные системы, за исключением отдельных систем информационной безопасности, у нас виртуализированы. Сейчас мы прорабатываем виртуализацию сети, которая позволит повысить ее управляемость и безопасность за счет перевода администрирования с физического уровня на программный.

Также мы планируем оптимизировать систему хранения: все большему количеству приложений требуется «быстрая» память, поэтому мы рассматриваем приобретение массивов на базе FMD (Flash Module Drive).

В прошлом году в банке была проведена замена оборудования в процессинге, которая позволила повысить его производительность в пять раз и подготовиться к увеличению количества операций, связанных с вводом в эксплуатацию новой системы дистанционного банковского обслуживания (ДБО). 

NBJ: Расскажите об особенностях ИТ-систем организации. Насколько трудно вам оценивать ее состояние у всей филиальной сети? Как можно повысить управляемость инфраструктуры банка?

А. БЕЛЯКОВ: Управляемость инфраструктуры напрямую зависит от ее организации. Децентрализованной инфраструктурой управлять сложнее, а централизованной – проще. Поэтому все системы в банке централизованы. Управление ими сосредоточено в Благовещенске, там располагается головной офис банка. В филиалы у нас вынесены только почтовые и доменные сервера, обеспечивающие работу внутри регионов. Мониторинг за всеми системами (серверами, маршрутизаторами, каналами связи и приложениями), включая регионы, также централизован. 

За счет этого вся инфраструктура находится под постоянным наблюдением, которое осуществляет круглосуточная служба дежурных администраторов.

При вводе в эксплуатацию новых систем сразу прорабатываются механизмы мониторинга их работы, чтобы обеспечить проактивное выявление ненормального функционирования и иметь возможность вовремя принять меры по его устранению, не допуская сбоев и остановки систем.

Все оборудование, используемое как в головном офисе, так и в филиалах, стандартизировано. Это позволяет сократить количество используемых конфигураций, что, в свою очередь, снижает время развертывания нового оборудования и устранения неисправностей.

За счет такой централизации мы сократили не только количество используемых серверов, но и ИТ-персонал в регионах, так как попросту отпала необходимость держать в каждом регионе прежнее количество высококвалифицированных администраторов. 

NBJ: Азиатско-Тихоокеанский Банк работает в 19 регионах Сибири и Дальнего Востока. В чем для вас заключается главная сложность работы с точки зрения управления ИТ?

А. БЕЛЯКОВ: Как я говорил выше, у нас все системы централизованы, поэтому с управлением инфраструктурой проблем нет. Сложность заключается в том, чтобы обеспечить необходимую доступность систем, так как между окончанием работы московских офисов и началом рабочего дня на Камчатке у нас есть технологическое окно в 3 часа. В течение этого времени мы можем полностью остановить все системы. Все большие обновления, требующие прерывания в обслуживании клиентов, приходится переносить на выходные и праздничные дни, когда поток клиентов минимальный и остановка систем не так критична. А основные обновления у нас, как правило, запланированы на новогодние каникулы.

NBJ: Как происходит управление непрерывностью бизнеса в банке: каковы факторы выбора отказоустойчивого решения?

А. БЕЛЯКОВ: Для обеспечения непрерывности бизнеса мы стараемся резервировать все системы, начиная от элементов инфраструктуры и заканчивая приложениями. Я упоминал, что у нас построен ЦОД с двумя площадками, на которых размещены основные и резервные копии всех систем. Основные системы резервируются в онлайн-режиме, что позволяет в случае сбоев переходить на резервные копии с минимальными задержками. 

При выборе новых систем нашим обязательным требованием является возможность резервирования системы как на одной площадке, так и на нескольких. Это делается для обеспечения защиты как от локальных сбоев системы, так и от неполадок всей площадки ЦОДа. 

NBJ: Как вы оцениваете уровень автоматизации бизнес-процессов Азиатско-Тихоокеанского Банка?

А. БЕЛЯКОВ: На текущий момент она у нас завершена на 80%. В основном автоматизированны операционные про­цессы. Еще идет проект по внедрению CRM, пока что реализована только первая часть, имеющая отношение к работе колл-центра. Сейчас в процессе реализация второго этапа находится операционный CRM. В дальнейшем мы планируем внедрить CRM во все процессы 
фронт-офиса. Также у нас будет электронный архив, который не только позволит организовать работу бумажного архива, но и оптимизировать использование дискового пространства. Это позволит хранить в электронном архиве единичные копии документов, а в остальных системах использовать только ссылки на них.

Частично в банке автоматизированы управленческие процессы: идет внедрение хранилища данных, на котором строится управленческая отчетность.

NBJ: Каким образом, на ваш взгляд, можно повысить качество предоставления ИТ-услуг внутренним и внешним пользователям банка?

А. БЕЛЯКОВ: Его можно улучшить за счет построения работы ИТ на базе рекомендаций ITIL. В ней описан весь набор процессов, на которых строится работа ИТ-подразделений и которые необходимы для обеспечения высокого качества предоставляемых услуг. 

Одна из важнейших задач – это создание службы Service Desk, которая является единой точкой входа и взаимодействия между пользователями сервисов и их поставщиком (ИТ-службой) по любым вопросам, связанным с работой сервисов, например, техническая поддержка, инциденты, проблемы, запросы на изменения и т.д. Помимо этого, в случае возникновения инцидентов в работе сервисов служба Service Desk нацелена на восстановление должного уровня услуги собственными силами или с привлечением других подразделений. В случае, если сбой все-таки произошел, Service Desk и дежурные администраторы в режиме 24 часа работают вместе над его устранением.

NBJ: Какие последние ИТ-проекты в банке вы считаете наиболее успешными? Просьба аргументировать.

А. БЕЛЯКОВ: Первое, о чем хотелось бы рассказать, – это построение катастрофоустойчивого ЦОДа и замена серверного оборудования, обеспечивающего работу основных систем банка 
(АБС, фронт-офис, CRM). До того как ЦОД был запущен в полную мощность, оборудование располагалось на одной площадке, и в случае сбоев системы могли быть недоступны до нескольких часов. Сейчас при сбое идет переключение между площадками, и работа банка не останавливается. 

Если говорить об улучшениях в работе серверов, то до их замены, как правило, в начале каждого месяца утилизация доходила до 100%, что приводило к замедлению проведения 
операций и, в свою очередь, к медленному обслуживанию клиентов. Сейчас после замены серверов эти проблемы полностью ушли. В результате мы получили платформу, которая не только обеспечивает текущие потребности, но и позволяет нам развиваться без дополнительного наращивания мощностей.

NBJ: В декабре 2017 года было объявлено, что Азиатско-Тихоокеанский Банк обновил сервисы ДБО. Каких процессов коснулись изменения? Как вы оцениваете нынешнюю систему ДБО банка?

А. БЕЛЯКОВ: В рамках ежегодного рейтинга Internet Banking Rank 2017, проводимого аналитическим агентством Markswebb Rank & Report, интернет-банк Азиатско-Тихоокеанского Банка (АТБ) по оценке эффективности занял 30 место. По различным параметрам он получил следующие места: по дизайну он набрал 75%, что соответствует 5-8 месту; по удобству навигации – 60%; по времени выполнения задач – 65%, что является 2-3 местом. Это очень хорошие показатели с учетом серьезной конкуренции.

В обновленную версию интернет-банка были добавлены новые сервисы. Во-первых, стали доступны переводы с карт любых банков на карты АТБ, отменена комиссия при пополнении карт АТБ с карт сторонних банков. Во-вторых, появилась возможность переименования продуктов, и теперь можно присвоить свое название любому продукту. В-третьих, добавлен поиск по ИНН. В-четвертых, обновлен раздел «Доступные средства»: теперь на странице отображаются все используемые банковские продукты и агрегированный баланс по каждому из них. В-пятых, изменен раздел «Курсы валют». В-шестых, добавлена возможность автоплатежа. В-седьмых, стало доступно отображение имени и отчества при переводе клиенту АТБ по номеру телефона, карты или счета. Кроме того, появилась возможность сохранения в формате PDF и отправки по электронной почте чека по любой операции.

NBJ: В конце прошлого года было также обновлено мобильное приложение «АТБ-Мобайл» для Android. Как вы оцениваете перспективы мобильного банкинга по сравнению с интернет-банкингом в целом в банковской сфере и, в частности в вашей организации?

А. БЕЛЯКОВ: Количество смартфонов у клиентов растет, соответственно, также увеличивается и число пользователей мобильных приложений. Интернет-банк используют все меньше людей. Но для удобства наших клиентов как продукт он все равно останется. Исходя из практики, можно заметить, что кому-то удобнее работать на компьютере или ноутбуке, а кому-то – на телефоне. Поэтому, разрабатывая нашу систему ДБО, мы стремимся к тому, чтобы одинаково высокая функциональность была во всех наших приложениях.

NBJ: Сейчас много говорят о цифровизации банковского бизнеса. Какой смысл вы вкладываете в понятие «цифровой банк»? Стремится ли Азиатско-Тихоокеанский Банк стать цифровым и если да, то что для этого предпринимается?

А. БЕЛЯКОВ: Выделю три основных пункта, на которых, по моему мнению, базируется это понятие. Цифровой банк, в первую очередь, – это банк без привычных офисов, позволяющий клиентам получать все существующие банковские услуги в онлайн-режиме, в любое время и в любом месте, где есть интернет. Второе – это клиентоориентированность и персонализация предложений. Третье – скорость изменения и вывода новых продуктов.

Конечно, банк стремится стать цифровым, но для этого необходимо перестроить работу всех систем. Так как цифровой банк работает круглосуточно, без перерывов, то и системы, обеспечивающие его работу, также должны функционировать без остановки. Используемые банком на данный момент системы пока что не могут работать в таком режиме, им требуются технологические перерывы для закрытия операционного дня, обновления и т.д. Поэтому в настоящее время мы ведем анализ систем, имеющихся на рынке, которые могут обеспечивать предоставление сервисов без технологических перерывов.

Также мы сейчас рассматриваем системы биометрической идентификации клиентов (видео, голос) для предоставления этого сервиса удаленно. Это новая востребованная клиентами, а также обусловленная современным прогрессом услуга. Сейчас для начала работы с банком клиенту необходимо прийти в отделение или встретиться с представителем банка для первоначальной идентификации. С внедрением единой информационной системы персональных данных, обеспечивающей обработку, сбор и хранение биометрических данных, а также регистрацию в ней клиентов, эта необходимость отпадет, и клиент сможет начать работу с банком в любой момент.

Еще один аспект цифрового банка – это скорость выпуска продуктов. Для максимального ускорения необходимо перестраивать процесс разработки продукта: организовывать для него отдельные команды или рабочие группы, в которые должны входить как представители бизнес-подразделений (собственники продукта), так и ИТ-специалисты, создающие сам продукт.     

беседовала Оксана Дяченко
Поделиться:
 

Возврат к списку