Аналитика и комментарии

30 марта 2018

Время классических банков закончилось

Вице-президент, член правления, руководитель информационно-технологического блока МТС Банка Оксана СМИРНОВА-КРЕЛЛЬ в интервью Национальному банковскому журналу рассказала о текущих и будущих ИТ-проектах банка, о том, какие задачи стоят сейчас перед блоком ИТ и какова ИТ-стратегия финансово-кредитной организации в условиях цифровой трансформации.

NBJ: Оксана, вы обладаете большим опытом работы в банковской сфере, поэтому интересно знать ваше мнение, что изменилось в области банковских информационных технологий в России за последние годы на глобальном уровне, о каком векторе развития можно говорить. Каковы основные тренды ИТ в банках?

О. СМИРНОВА-КРЕЛЛЬ: Когда на рубеже текущего тысячелетия появились вездесущий мобильный интернет, искусственный интеллект и обучающиеся машины, началась четвертая промышленная революция. И если говорить о банковских технологиях, то именно с этого момента стоит делать отсечку жизни до и после, технологий тогда и сейчас. Благодаря этому на глобальном уровне появились новые продукты и услуги, которые улучшили жизнь пользователей. Заказ такси, совершение платежей, прослушивание музыки, просмотр фильмов – все эти задачи теперь можно решать с помощью своего смартфона в онлайн-режиме. Такое простое устройство, как планшет, который мы используем для чтения, поиска данных и общения, обладает вычислительной мощностью, эквивалентной пяти тысячам нескольких компьютеров, которыми мы пользовались три десятка лет назад. При этом стоимость хранения информации на нем в настоящее время приближается к нулю.

Из четвертой промышленной революции вытекают четыре основных следствия для всех отраслей, определяющих вектор развития технологий обслуживания клиентов. Первое – ожидания потребителей меняются. Второе – качество продуктов совершенствуется за счет развития технологий работы с данными о клиентах. Третье – новые партнерства формируются по мере осознания компаниями важности новых форм сотрудничества. Четвертое – операционные модели трансформируются в новые цифровые модели.

Время классических банков закончилось. Требования времени обязали банки стать цифровыми, омниканальными, стать частью мобильного интернета.

Омниканальность – взаимная интеграция разрозненных каналов коммуникации в единую систему с целью обеспечения бесшовной и непрерывной коммуникации с клиентом.

Банки пошли за клиентом, внедряя байологию в ядро своей продуктовой разработки, научились строить экосистемы, перестраивать свои системы и процессы, вступать в партнерства с молодыми игроками, открывать свои технологии (Open API) игрокам финтеха.

Байология – наука о том, почему люди совершают покупки и как создавать долгосрочные деловые отношения, а не просто добиваться разовых продаж.

NBJ: Какие задачи в области ИТ стоят сейчас перед МТС Банком?

О. СМИРНОВА-КРЕЛЛЬ: МТС Банк идет по пути цифровой трансформации, то есть превращается в банк индивидуального обслуживания в квадрате − банк «эпохи третьего экрана». Его характеризуют мобильность, присутствие в социальных медиа и сетях. Цель – кардинальная перестройка всей бизнес-модели банка, процессов, технологий и культуры взаимоотношения сотрудников. Фокус бизнес- и ИТ-стратегии банка заключается в следующем.

Во-первых, инновационное банковское обслуживание предполагает, что наряду с классическим дистанционным банковским сервисом банк внедряет и предлагает свои продукты и услуги пользователям на площадках партнеров. Так, в 2017 году мы запустили POS-кредитование в онлайн-магазине МТС, онлайн-заявки на кредитные карты и микрокредиты на сайте МТС, услугу интернет-эквайринга на Ozon.ru.

Во-вторых, развиваются знания о клиентах. Реализация таких проектов с МТС позволит создать понятие «Единый клиент», давая клиенту ощущение «бесшовного» обслуживания во всех точках взаимодействия.

В-третьих, осуществляется конвергенция продуктов и банкинга как услуги. Мы можем использовать уже существующие решения для защищенного электронного документооборота и дистанционного банковского обслуживания, позволяющих предлагать клиентам комплексное банковское обслуживание.

В-четвертых, банковские сервисы предоставляются как услуги (технология Banking as a Service). Банк открыт для выполнения услуг в партнерских интерфейсах и встраивает партнерские сервисы в свои решения. Например, в сервисе «Кошелек МТС Деньги» пользователь может получить информацию по своим банковским счетам, проводить различные
платежи, заполнить заявку на кредит и т.д.

Наконец, обеспечивается безопасность на основе геолокации и биометрии. Мы можем создавать приложения, которые не спрашивают имени и пароля. Голос или изображение пользователя активируют нужный сервис.

NBJ: Какова ИТ-стратегия МТС Банка?

О. СМИРНОВА-КРЕЛЛЬ: Все бизнес-процессы, продукты и услуги в цифровом мире имеют технологическую составляющую. Банк должен стать ИТ-компанией с банковской лицензией, а значит, должны поменяться и ИТ банка. Что необходимо сделать? Первое – стать гибким и клиентоориентированным. Первая группа задач – основная для изменения взаимодействия бизнес- и ИТ-подразделений. Они объединились в сплоченные продуктовые команды с общими ключевыми показателями эффективности. Для этого банк перевел разработку продуктов и услуг на принципы Agile-методологии. Сроки внедрения продуктов и услуг сократились как минимум в два раза. Важной частью перехода на Agile-разработку является внедрение технологий непрерывной интеграции, автоматизированного тестирования и контроля кода.

Второе, что нам нужно сделать, – перестроить ИТ-архитектуру банка. В течение первых трех кварталов 2018 года мы планируем это осуществить, чтобы обеспечить готовность к неограниченному росту
онлайн-нагрузки. Это позволит нам создавать ИТ-ландшафт, поддерживающий сквозные онлайн-процессы, а также обеспечивать рост числа транзакций в сотни раз и доступность ключевых клиентских бизнес-сервисов. Задача создания цифровой архитектуры делится на три основных части. Первая – это обеспечение производительности автоматизированной банковской системы (АБС) за счет ее рефакторинга и вынесения из АБС продуктовых функций в мидл- и фронт-системы. Вторая часть – внедрение «ядра омниканальности» для разделения бэк- и фронт-офисных процессов и доступности клиентского сервиса в режиме 24/7. Третья часть – развитие совместно с оператором МТС единой интеграционной онлайн-платформы, где представлена единая информация о клиенте. Процесс, начатый клиентом в одном канале, сможет быть без проблем продолжен в другом.

Третий пункт в нашей ИТ-стратегии – это повышение эффективности ИТ-инфраструктуры и службы поддержки бизнес-процессов. В результате будет обеспечена доступность банковских сервисов для клиентов в режиме 24/7 и возможность эффективной непрерывной разработки для Agile-команд. Последняя группа задач также включает в себя три больших блока. Во-первых, развитие сервисной ИТ-модели, запуск которой состоялся в 2016 году. С ней связано расширение возможностей мониторинга систем банка для снижения количества сбоев и простоев информационных систем. К этой же группе можно отнести задачи перехода на безбумажные технологии на всех уровнях банка, в том числе в области работы коллегиальных органов и правления.

Вторая группа – безопасность. Она позволит использовать облачные вычислительные мощности партнеров, управлять тестовыми средами, доступами в информационные системы и гарантировать целостность и безопасность данных. Наконец, обеспечение роста бизнеса необходимыми вычислительными ресурсами. Ключевая задача − максимально задействовать облачные вычислительные мощности партнеров для развития бизнеса.

NBJ: Расскажите об инновационных продуктах и услугах, запущенных банком за последний год.

О. СМИРНОВА-КРЕЛЛЬ: В 2017 году мы одни из первых среди российских банков открыли клиентам доступ к платежному сервису Android Pay, а также запустили в партнерстве с компанией МТС сервис «Кошелек МТС Деньги». В этом приложении банк предоставляет пользователям услуги дистанционного банковского обслуживания и доступ к своим продуктам. Сейчас наравне с сайтом и ДБО банка сервис «Кошелек МТС Деньги», приложение «Мой МТС» и сайт МТС стали каналами дистанционного продвижения и продаж таких банковских продуктов, как кредитные карты и потребительские кредиты. Банк запустил онлайн-кредитование в интернет-магазине МТС. В декабре 2017 года МТС Банк выиграл конкурс правительства Москвы и стал единственным оператором платежных сервисов официального сайта мэра mos.ru и будет развивать портал и мобильное приложение «Госуслуги Москвы». В январе 2018 года мы смогли предложить жителям Москвы удобный способ поиска и оплаты начислений «в один клик».

NBJ: Какие подходы сегодня существуют в банке для повышения эффективности деятельности посредством информационных технологий?

О. СМИРНОВА-КРЕЛЛЬ: Эффективный цифровой банк – это банк с низкой стоимостью транзакций. Для этого мы перестраиваем бэк-офисные процессы и системы. В 2017 году совместно с опе- рационным блоком МТС Банка был реализован целый комплекс мероприятий и доработок ИТ-систем (фронт и бэк-офисных), а также оптимизирована процедура закрытия операционного дня. Закрытие в ночное время происходит практически автоматически, без участия специалистов операционного блока.

Летом 2017 года совместно с финансовым блоком банка мы завершили реализацию проекта по созданию Единого хранилища данных и построению системы аналитической и обязательной отчетности. Итогом проделанной работы стало внедрение современного инструментария для автоматизации управленческого учета, налоговой отчетности и отчетности по стандартам МСФО и РСБУ.

В 2017 году мы внедрили и перевели на систему электронных заседаний все коллегиальные органы банка, полностью исключив необходимость печати каких-либо бумажных материалов. Мы верим в автоматизацию. В банке налажено автотестирование около 90 % всех бизнес-процессов.

Помимо этого, в 2017 году мы перерабатывали и развивали продажи через сайт, пилотировали телемаркетинг и продажи через контактный центр, начали развивать канал доставки карточных продуктов при заказе карт через СМС-сообщение, сайт, дистанционные каналы МТС.

NBJ: Расскажите о развитии дистанционного банковского обслуживания на нынешнем этапе. Довольны ли вы результатами развития ДБО?

О. СМИРНОВА-КРЕЛЛЬ: Мы учли опыт предыдущего проекта (запуск ДБО 2.0) и решили развивать параллельно несколько каналов дистанционного обслуживания клиентов, в том числе модернизируя собственные интернет- и мобильный банки. В 2017 году мы улучшили функционал ДБО 2.0. А в середине 2018 года готовимся к запуску нашей новой платформы омниканального обслуживания, частью которой станут новый единый интернет- и мобильный банк. В 2017 году частью сервиса «Кошелек МТС Деньги» стали сервисы ДБО банка.

NBJ: В 2017 году банк перенес всю свою структуру разработки (девелоперские среды и тестовые нагрузки) в облако МТС. Почему было принято такое решение? Что это дает банку?

О. СМИРНОВА-КРЕЛЛЬ: Облачные сервисы – это удобно и быстро. В 2017 году банк одновременно запустил около 22 новых проектов. Возможность получить быстрый доступ к облачной инфраструктуре для большого числа проектов была одним из ключевых факторов успеха.

NBJ: Почему вы решили использовать все три типа облачных сервисов?

О. СМИРНОВА-КРЕЛЛЬ: МТС Банк – это сервисная компания. Мы можем встраивать свои бизнес-сервисы в чужие бизнес-приложения и активно использовать облачные сервисы и инфраструктуру наших партнеров. Это часть бизнес-стратегии банка. Отсюда SaaS-модель работы (при ней предоставляется готовое прикладное программное обеспечение. – Прим. ред.).

МТС Банк – это финансовый институт, работающий по правилам Центрального банка РФ, который применяет высокие требования по безопасности и обеспечению защиты персональных данных. Поэтому все наши продуктивные среды являются собственным облаком банка. Преимущества такого облака состоят не только в возможности обеспечить соблюдение высоких стандартов безопасности ЦБ РФ и международных платежных систем, но и в том, что банк сам управляет своей инфраструктурой. Мы начинали со строительства своего частного облака, но на сегодняшний день используем облако МТС, на базе которого строим гибридное. Разумеется, без сегментации сети и разделения продуктовых тестовых сред это было бы невозможно.

NBJ: Каковы, на ваш взгляд, главные преимущества облачных сервисов?

О. СМИРНОВА-КРЕЛЛЬ: Главный плюс – более эффективное использование ресурсов, снижение затрат на инфраструктуру и скорость в реализации бизнес-задач.

NBJ: Что стало другим в ваших подходах при планировании ИТ-бюджета в 2018 году? Как изменились ваши затраты?

О. СМИРНОВА-КРЕЛЛЬ: В 2016 году банк утвердил стратегию цифровой трансформации, в рамках которой была одобрена большая инвестиционная программа по привлечению ИТ-персонала и ИТ-решений. Фокусом инвестиций в 2018 году по-прежнему остаются современные технологические решения, позволяющие осуществлять бизнес-задачи трансформации в цифровой банк. И мы продолжаем инвестировать в людей, в создание, с одной стороны, продуктовых команд, с другой – в развитие качественной и эффективной службы поддержки наших онлайн-процессов.

NBJ: Расскажите о планах банка с точки зрения ИТ на 2018 год.

О. СМИРНОВА-КРЕЛЛЬ: ИТ-стратегия напрямую связана с бизнес-приоритетами МТС Банка. Функциональные задачи ИТ на 2018 год можно разделить на две большие группы. Первая – это обеспечение ресурсами и соблюдение сроков бизнес-проектов. Вторая – качество сервиса. Каждая из них интересна по-своему. В части бизнес-проектов у нас есть множество ИТ-задач, которые, с одной стороны, развивают продуктовый ряд, а с другой, позволяют нам стать современным цифровым банком. Например, ведется дальнейшая работа по развитию технологии удаленной идентификации и внедрению биометрической идентификации клиентов. Вместе с МТС мы являемся участником ассоциации «Финтех», основанной при ЦБ РФ, входим в ее рабочие группы и готовим свое участие в пилотных проектах по удаленной биометрической идентификации. Говоря о развитии качества сервиса, с марта 2016 мы кардинально изменили в банке подход к самому понятию ИТ-сервиса. Мы перешли от поддержки систем к поддержке бизнес-процессов. Мы стали развивать наши технологии их мониторинга и поддержки, а также вели работы по обеспечению отказоустойчивости наших систем. «Сервисы 24/7» – точка большого роста МТС Банка в 2018 году.

беседовала Оксана Дяченко
Поделиться:
 

Возврат к списку