Аналитика и комментарии

02 марта 2018

Все внимание – на клиента!

Внедрение и использование новых информационных технологий открывает перед компаниями большие возможности. Финансовые организации благодаря им могут привлекать под управление больше средств, а провайдеры способны предоставлять финансовым компаниям дополнительную информацию о клиентах. Как банки и микрофинансовые организации (МФО) используют это «окно возможностей»? В чем они видят главные плюсы принципиально новых технологий, которые сейчас выходят на рынок? На эти и другие вопросы ответил в интервью NBJ ИТ-директор компании «МигКредит» Роман МОЖАЕВ.

NBJ: Роман, скажите, пожалуйста, изменился ли подход к реализации ИТ-проектов в российском финансовом секторе за период, прошедший с начала кризиса?

Р. МОЖАЕВ: Да, подход к реализации ИТ-проектов стал, в первую очередь, более динамичным как в части автоматизации, так и в области решений и услуг. Также можно отметить и то, что он стал более ориентированным на конечный финансовый результат. То, что несколько лет назад виделось как удел немногих финансовых компаний-инноваторов, сегодня становится обязательным требованием для любого современного финансового института.

Динамичность в финансовом секторе связана с появлением и развитием целого ряда принципиально новых технологий и направлений. Это, в первую очередь, решения, которые уже вошли в фазу реального практического применения, такие как большие данные, In Memory Computing, интернет вещей, облачные и гибридные архитектуры. Наряду с ними есть и совершенно новые технологии, которые, если можно так сказать, сейчас «стоят на пороге», но в некоторых сферах применения уже серьезно конкурируют с традиционными направлениями. К числу таких новаций относятся искусственный интеллект, распределенные реестры (блокчейн), системы виртуальной (дополненной) реальности, бессерверные архитектуры и платформы.

NBJ: По вашим наблюдениям, «впереди планеты всей» снова банки? Обычно они первыми «обкатывают» новые технологии, а потом уже с учетом их опыта новации применяют некредитные финансовые организации.

Р. МОЖАЕВ: Я бы так не сказал. На сегодняшний день как раз микрофинансовые организации более динамичны, чем банки. Многие МФО, например, уже сегодня активно работают в отрасли финтеха. Так, в компании «МигКредит» уже существуют кейсы, которые были реализованы в рамках стратегии развития финтеха за последний календарный год.

NBJ: Какие тенденции, по вашему мнению, определяют ход информатизации финансовой отрасли в России?

Р. МОЖАЕВ: Основные тренды финансовой отрасли – это искусственный интеллект и машинное обучение. Уже сегодня нейросети позвляют анализировать финансовые транзакции, собирать и использовать информацию о клиентах, формировать уникальные пакеты предложений и услуг для конкретного пользователя. Это происходит из-за стремления выделиться среди конкурентов и завоевать внимание целевой аудитории, перейти от пассивного взаимодействия с клиентом к проактивному. МФО следуют этому тренду. Опираясь на принцип клиентоориентированности, они предлагают каждому именно то, в чем он заинтересован, подбирают индивидуальные предложения по займам.

Также развитие решений, основанных на использовании нейросетей, идет и в других направлениях. Так, например, повсеместно в финансовых компаниях появляются «умные помощники», которые позволяют быстро получить нужную информацию или принять решение. Онлайн-сервис Scorista оценивает благонадежность заемщиков МФО. Инструмент для автоматизации деятельности МФО Credit Sputnik включает в себя интеграцию с продуктами поставщиков кредитных историй – Объединенным кредитным бюро (ОКБ), бюро кредитных историй «Эквифакс», банком «Русский Стандарт», сервисом Федеральной службы судебных приставов (ФССП).

Кроме того, оценивать можно не только клиентов, но и самих сотрудников финансовых компаний, чтобы иметь возможность постоянно совершенствовать качество предоставляемых услуг. Уже существуют централизованные сервисы и платформы, использующие распределенные вычисления на базе блокчейна, которые позволяют расшифровывать телефонные переговоры консультанта с клиентом в текст и обрабатывать полученную информацию. Записи телефонных разговоров дают возможность контролировать деятельность сотрудников, дорабатывать скрипты продаж, выявлять ошибки и повышать лояльность клиентов за счет определения и решения основных проблем коммуникации.

NBJ: Итак, во главе угла – взаимодействие с клиентами?

Р. МОЖАЕВ: Безусловно. Поэтому такое внимание уделяется в том числе и развитию CRM-систем, использованию внешних сервисов, позволяющих обогатить информацию о клиентах при оценке кредитоспособности. Немаловажный аспект или, точнее, сфера ответ твенности ИТ-подразделения – это выполнение требований Центрального банка РФ.

NBJ: Какие направления бизнеса сейчас, с вашей точки зрения, наиболее остро нуждаются во внедрении новых передовых ИТ-решений и каковы ваши прогнозы на этот счет на 2018 год?

Р. МОЖАЕВ: Основным драйвером российского ИТ-рынка станет сегмент информационной безопасности. Последние годы показали, насколько уязвимыми бывают компании финансового сектора перед действиями злоумышленников. Вторым драйвером станут финансовые решения. Текущая рыночная ситуация говорит нам о том, что среди финансовых компаний усиливается конкуренция за хороших клиентов, которых стало меньше. Соответственно, направления, которые наиболее остро сейчас и в среднесрочной перспективе будут нуждаться во внедрении ИТ-решений, – это те, что позволят нам сформировать качественную клиентскую базу. И это все, что связано с онлайн-привлечением клиентов. Онлайн – это канал, который с каждым годом показывает себя все лучше и лучше, и наибольшего внимания к себе требуют как раз решения, которые позволяют увеличивать объем онлайн-привлечения. Онлайн-клиент ожидает достаточно оперативной обратной связи относительно решения о выдаче кредита, поэтому все, что связано с онлайн-привлечением, должно быть максимально автоматизированным и оперативно работающим. Это для нас крайне важно.

NBJ: В идеале, насколько я понимаю, число клиентов компании растет, соответственно, увеличиваются и объемы данных, которые приходится обрабатывать. Каким образом в вашей организации решается проблема увеличения нагрузки на ИТ-решения, вызванная этим и другими факторами?

Р. МОЖАЕВ: Проблема увеличения нагрузки решается с помощью оптимизации процессов, вплоть до корректировки архитектуры решения, если оно перестает удовлетворять возросшим требованиям бизнеса. Я думаю, в соответствии с этой моделью работают все современные финансовые организации. Если же говорить о нашей МФО, то в результате успешной реализации комплексного проекта была построена мощная, надежная и масштабируемая ИТ-система, способная обеспечить увеличение нагрузки в течение 4-5 лет непрерывного роста бизнеса компании «МигКредит». Бизнес-процессы выполняются эффективно и стабильно, вероятность сбоев и остановки системы снижена до минимума. Сочетание надежной архитектуры и высококачественного обслуживания позволяет достичь отличной доступности основных производственных подсистем.

NBJ: Расскажите, пожалуйста, о самых успешных проектах 2017 года. Как вы оцениваете их результаты, в том числе финансовые?

Р. МОЖАЕВ: В 2017 году в офисах компании «МигКредит», а также в личном кабинете внедрен проект по рефинансированию клиентов (UpSale), который уже показал первые отличные результаты. Как известно, вероятность продать товар новому покупателю составляет 5–10%. Шанс осуществить продажу человеку, совершавшему у нас покупки раньше, составляет 60–70%. Кроме того, UpSale позволяет нам расти быстрее. За первые полгода 2017 года объем выдач займов в компании «МигКредит» вырос на 82% по сравнению с аналогичным периодом 2016 года, притом что рынок микрофинансирования показал куда более скромный результат. Он вырос в среднем всего на 20%.

NBJ: То есть компании «МигКредит» удалось опередить средний показатель роста в четыре раза? Это действительно впечатляющий результат. А какие задачи ваша микрофинансовая организация ставит перед собой на 2018 год?

Р. МОЖАЕВ: В условиях жесткой конкуренции инновации становятся не вызовом, а необходимостью. Наша глобальная задача для развития ИТ на ближайший год – это внедрение новых процессов по увеличению объемов продаж и повышению лояльности клиентов. Сегодня выигрывают компании, умеющие коммуницировать со своими покупателями. Поэтому данная сфера предлагает и ищет различные технологии, инструменты, сервисы, придумывает все, что позволяет втянуть клиента во взаимодействие и не просто его удержать, но и убедить обратиться повторно к нам же.

Если же говорить о задачах и планах финансовой отрасли в целом, то тут важно отметить следующее. В масштабах нашей страны продолжится работа над замещением импортного программного обеспечения. Этот процесс уже набирает ход, и просто так остановить его не удастся. Особенно сильно это коснется общих вещей, например, операционных систем и систем управления базами данных (СУБД) уровня предприятия. Именно эти продукты необходимы, чтобы крупные территориально распределенные организации могли действительно масштабно переходить к импортозамещающим и импортонезависимым ИТ-решениям, а не ограничиваться уровнем небольших подразделений или пилотных зон. Я убежден, что успешные проекты, подразумевающие переход на системообразующие отечественные ИТ-продукты уровня предприятия, вызовут большие изменения в ИТ-сфере РФ уже в 2018 году.

беседовал Иван Скогорев
Поделиться:
 

Возврат к списку