Вход Регистрация
 

Аналитика и комментарии

01 февраля 2018

Журналы событий как средство повышения доверия клиентов к банкам

Самая актуальная проблема в защите персональных данных сегодня связана не с ее техническими особенностями, а с недостаточным уровнем доверия клиентов к банкам

Сейчас существует уже очень много самых разнообразных продуктов и решений для защиты персональных данных (ПДн), многие из них вполне эффективны и успешно применяются банками. Прекрасно проработаны организационные меры, позволяющие без этих решений обходиться, оставаясь в рамках соответствия букве и духу нормативной методической базы. У банков нет задач в части защиты ПДн, к которым они не знали бы, как подступиться. Но доверие клиентов не растет. Клиент все равно считает, что банк (как, впрочем, и любой другой оператор, вряд ли именно к банкам в этом смысле особое отношение) «продает базы клиентов спамерам» и тому подобное. В общем, использует данные клиента не в тех целях, которые анонсирует при получении согласия.

Вообще говоря, с этим можно мириться, ссылаясь на то, что клиент все равно будет чем-нибудь недоволен, а доверие – это вопрос психологический, а не технологический. Но вполне возможно создать условия, в которых будет возможно предъявить клиенту своего рода доказательство добросовестности банка в отношении защиты ПДн.

ПДн так или иначе всегда обрабатываются в информационной системе персональных данных (ИСПДн), то есть не где угодно (в физическом и в логическом смысле), а в рамках строго определенной и явно зафиксированной системы. Иное просто неудобно, комплекс организационных и технических мер в этом случае разросся бы довольно значительно. А это, в свою очередь, позволяет четко обрисовать тот круг событий, анализ которых позволит сделать вывод о том, должным образом обрабатывались ПДн или нет. Очевидно, что подсистема регистрации событий, будучи обязательной, в ИСПДн есть и настроена. Однако столь же очевидно, что, с одной стороны, подразделение безопасности банка вряд ли сочтет разумной идею трансляции данных этой подсистемы, ведь она содержит массу данных, которые по тем или иным причинам являются сведениями ограниченного доступа. А с другой стороны, любого рода «выписки», условно говоря, вызовут у клиента только скепсис, поскольку при подготовке выписки для демонстрации ему банк может подредактировать данные логирования так, как ему нужно.

Представляется довольно элегантным использование в этой ситуации программно-аппаратного неперезаписываемого журнала – устройства (USB-накопителя), предназначенного для архивирования журналов событий. Такое устройство – ПАЖ – разработано и производится на сегодняшний день только ОКБ САПР. Особенность этого накопителя заключается в том, что его диск работает в режиме add only – только добавление. То есть с него нельзя удалять ничего из того, что было туда записано, а это первое свойство, важное для данного контекста – обеспечения доверия журналу: события гарантированно не были отредактированы или удалены.

Однако есть и другая причина не доверять предъявляемому журналу, даже если он заведомо не мог быть отредактирован. Глядя на журнал, пользователь не может быть уверен, что он видит события именно той системы, в которой обрабатывались его ПДн. Мало ли откуда хорошо выглядящие журналы записали на USB-накопитель? ПАЖ построен с использованием технологии служебного носителя семейства «Секрет», которая заключается в том, что он монтируется только на тех компьютерах, которые заданы в устройстве как разрешенные, а на всех остальных не определяется системой как диск. Значит, можно задать ограничения так, что ни с какого компьютера, не имеющего отношения к целевой ИСПДн, журналы в ПАЖ записать будет нельзя. С этой точки зрения очень важно, что ограничения на компьютеры задаются именно в устройстве, и это можно проверить. Изменения этого списка, в свою очередь, отражаются во внутреннем журнале устройства, в котором также записываются все случаи подключения к компьютерам – как успешные, так и неуспешные.

При этом важно понимать, что ПАЖ является накопителем и то, какие именно журналы – из каких приложений, по какому регламенту будут записываться в тот или иной ПАЖ, определяется при администрировании системы. Это значит, что все те данные, которые определены политикой организации как сведения ограниченного доступа, могут быть исключены, а оставлены только те, что позволят клиенту убедиться в соблюдении договоренностей относительно целей обработки его ПДн.

Ролевая модель в ПАЖ реализована так, что эксплуатирующий персонал может создавать роли и назначать для них набор прав в соответствии с задачами конкретной организации, а не выбирая из заданного набора 2-3 стандартных ролей. Это и дает возможность использовать ПАЖ не только для защищенного хранения и архивирования, но и как инструмент предъявления записей о событиях по требованию. Администратор может определить регламент, в соответствии с которым будет организован процесс информирования клиентов, и создать роли с нужным набором прав так, чтобы сотрудники банка могли выполнять функции администрирования (задавали и меняли настройки) и непосредственного использования (сбора журналов), а клиенты – функции аудита (просмотр журналов, настроек и событий работы самого ПАЖ).

Доверие – это не такое уж иррациональное чувство. Применение банком технических средств с понятной клиенту функциональностью может помочь заложить доверие к технологии, которая станет хорошей основой для развития отношений сотрудничества клиента с банком.

Всего проголосовало: 0

0.0

текст Светлана Конявская, к.ф.н., заместитель генерального директора ОКБ САПР

Комментировать могут только зарегистрированные пользователи

Мы в сетевых сообществах: 

Голосование

Чем вы считаете биткоин?

Загрузка результатов голосования. Пожалуйста подождите...
Все голосования

Календарь мероприятий

Май, 2018
««
«
Сегодня
»
»»
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
  1 2 3 4 5 6
7 8 9 10 11 12 13
14 15 16 17 18 19 20
21 22 23 24 25 26 27
28 29 30 31
Ближайшие мероприятия

Видео

Весенний Интеллектуальный Кубок 2018 года

Весенний Интеллектуальный кубок 2018 года прошел в трех номинациях "Самый интеллектуальный банк", "Самая интеллектуальная компания в финансовом секторе" и "Самая интеллектуальная компания в сфере...

Яндекс.Метрика