Аналитика и комментарии

11 января 2018

Цифровизация банкинга как главный тренд

Как выстраивается взаимодействие ИТ-подразделения и бизнес-департамента в Нордеа Банке? Какие направления развития информационных технологий в банке являются сегодня приоритетными и почему? В чем заключаются главные проблемы и задачи подбора и обучения персонала ИТ-подразделения? На эти и другие вопросы в интервью NBJ ответил ИТ-директор Нордеа Банка Аркадий ЗАТУЛОВСКИЙ.

NBJ: Аркадий, расскажите, пожалуйста, как в последние годы изменился подход к реализации проектов в сфере информационных технологий, какие факторы оказали влияние на этот процесс?

А. ЗАТУЛОВСКИЙ: Я бы сказал, что подход к реализации ИТ-проектов изменился существенно, поскольку на это влияют и новые технологии, и новые управленческие практики. Одни предпочитают концепцию agile, другие придерживаются итерационного подхода, когда создается «пилот», затем его показывают заказчику, и уже на основе этого «пилота» обе стороны начинают лучше понимать процессы.

Стоит отметить, что в целом взаимодействие между заказчиком и исполнителем стало более тесным: уже практически не встречаются ситуации, когда заказчик просто выдает задание и уходит со сцены до конца проектных работ.

Кроме того, теперь проекты часто реализуют кросс-функциональные команды, состоящие из сотрудников различных подразделений – бизнеса, ИТ, бэк-офиса и т.д. Это также способствует быстрому решению сложных вопросов, поскольку люди работают вместе, лучше понимают друг друга, вместе обсуждают спорные моменты.

NBJ: В принципе, работа над «пилотом» очень важна, не так ли?

А. ЗАТУЛОВСКИЙ: Безусловно. «Пилот» – это начальная разработка, которая будет модифицироваться по запросам заказчика. В рамках итерационного подхода заказчик имеет возможность своевременно вносить коррективы в проект, он начинает лучше понимать, что может предложить ему разработчик, в результате повышается удовлетворенность заказчика.

NBJ: Автоматизация бизнес-процессов в корпоративном бизнесе сильно отличается от автоматизации в розничном бизнесе, или между ними много общего?

А. ЗАТУЛОВСКИЙ: Отличия, разумеется, есть, и они существенные. Мы сконцентрированы на крупном бизнесе, а у крупнейших корпораций специфические требования и задачи. Для наших клиентов главное – тесная интеграция между их ERP-системами и банком, точнее различными банками, поскольку обычно они одновременно работают с несколькими финансовыми организациями. Поэтому они строят свои корпоративные решения с учетом этого фактора. Для них актуальной является тема единого казначейства, а также интеграция с некоторыми государственными сервисами для участия, например, в программах госзакупок и т.д. Немаловажно и то, что такие компании уже обладают собственными развитыми ИТ-платформами, они очень технологичны, и поэтому им не нужны многие сервисы, востребованные средним бизнесом. Крупные компании проявляют интерес к более сложным и комплексным ИТ-продуктам.

NBJ: То же самое, наверное, можно сказать и о малых, средних и крупных банках. Ведь их разделяет не только величина активов, но и уровень автоматизации бизнес-процессов.

А. ЗАТУЛОВСКИЙ: Сегодня невозможно найти банк, который не использовал бы в своей работе информационные технологии. Автоматизация позволяет решать целый комплекс задач. Во-первых, с ее помощью можно сокращать расходы хотя бы потому, что не нужно раздувать штат, можно снизить объем ручного труда. Во-вторых, автоматизация повышает качество и скорость подготовки бизнес-аналитики, необходимой для принятия управленческих решений. В-третьих, автоматизация дает возможность совершенствовать качество обслуживания клиентов.

Наглядным примером преимуществ автоматизации могут служить сделки по покупке и продаже валюты. Многие клиенты заинтересованы в том, чтобы получать информацию о котировках валют в онлайн-режиме, и банкам необходимо идти им навстречу, разрабатывая и внедряя необходимые для предоставления этой услуги ИТ-решения.

Резюмируя все вышесказанное, можно сделать такой вывод: во-первых, автоматизация – это инструмент для того, чтобы создавать сложные продукты для клиентов. Во-вторых, это механизм управления внутренней себестоимостью продуктов. В-третьих, это интеграция банковских систем с системами третьих лиц – например, госучреждений или агрегаторов, – и поскольку количество таких сервисов растет, банки должны иметь возможность максимально быстро и комфортно интегрироваться с ними. Автоматизация лежит в основе глобальной диджитализации банковской сферы.

NBJ: Еще одной актуальной задачей для банков становится поддержание непрерывности деятельности ИТ-систем, не так ли? Нагрузка на них наверняка возрастает, возникает ли в связи с этим проблема предела прочности?

А. ЗАТУЛОВСКИЙ: Я бы не сказал, что это серьезная проблема, это рабочий момент жизни любого банковского ИТ-подразделения. С другой стороны, еще раз подчеркну: розничный банк, который обслуживает миллионы клиентов, и корпоративный банк, обслуживающий несколько тысяч клиентов, – это разные бизнесы. Соответственно, и нагрузки на системы, и ИТ-решения у них различаются. Мы изначально считали, что у нас не должно быть перегруженной ИТ-системы, что она должна быть компактной и относительно простой в поддержке. Такой подход позволил нам избегать «зоопарка систем», от чего страдают многие банки, и поддерживать расходы на ее управление на одном уровне. Во всяком случае, в последние три года расходы банка на ИТ не увеличивались.

NBJ: Кому при выборе компании-аутсорсера вы отдаете предпочтение: российским компаниям или же иностранным?

А. ЗАТУЛОВСКИЙ: В основном мы сотрудничаем с российскими компаниями и пока не видим необходимости менять этот подход. Качество услуг наших подрядчиков не хуже, а когда речь заходит об иностранном аутсорсере, то, кроме всего прочего, возникают юридические нюансы.

При этом сейчас есть тренд на замещение продуктов глобальных вендоров более экономичными разработками других компаний: покупатели все чаще отказываются от дорогостоящих решений маркетмейкеров, которые являются фактически монополистами на рынке, в пользу решений менее крупных и раскрученных производителей. И неважно, идет ли при этом речь о решении российского или западного вендора, – главное, что на рынке восстанавливается конкуренция. Любая компания или банк может выбрать для себя выгодное решение с оптимальным соотношением цены и функционала.

NBJ: Можно ли в этом контексте говорить об открытом программном обеспечении – решениях open source?

А. ЗАТУЛОВСКИЙ: Да, это тоже хороший тренд, который развивается сейчас и в России, и в других странах. В последнее время ИТ-директора изменили свои взгляды на решения open source и стали более взвешенно оценивать риски их использования, перестали чрезмерно завышать их. Правда, с другой стороны, в СМИ мы часто слышим, что за open source будущее и что подобные решения вообще не несут никаких рисков. Оба подхода неверны: любая технология имеет свои выгоды и свои риски. Я, например, с трудом представляю себе, чтобы кто-то стал использовать базу данных, построенную на свободном программном обеспечении, для АБС. В этом случае риски могут оказаться действительно критичными для банка. В то же время существует много небольших систем, которые вполне могут базироваться на решения open source, и их использование позволит банкам снижать затраты.

NBJ: Какое внимание уделяется развитию мобильного банкинга и интернет- банкинга в вашей финансово-кредитной организации?

А. ЗАТУЛОВСКИЙ: Мобильный банк мы используем уже порядка четырех лет, сейчас мы применяем решение от Faktura.ru. Меня как пользователя он вполне устраивает, но с учетом того, что банк работает в корпоративном сегменте, для нас это направление не является приоритетным. Что же касается компаний, то в прошлом году мы повысили устойчивость «клиент-банка», и у нас есть планы развивать дистанционный функционал для корпоративных клиентов. В принципе, для корпоратов такие сервисы являются основными, поскольку сотрудники компаний уже не ходят, как раньше, с платежками в банки – у нас, например, электронный документооборот достигает 98%. И мы заинтересованы в том, чтобы поднять этот показатель до 100%, чтобы клиенту не надо было тратить время на посещение офисов.

Стоит отметить, что государственные ведомства идут в том же направлении. На электронный режим взаимодействия переходят многие госструктуры – например, Федеральная налоговая служба, Пенсионный фонд РФ и т.д. Они создают собственные сервисы, удобные для клиентов, и подталкивают банки к тому, чтобы они эти сервисы использовали для обслуживания клиентов. Это очень правильное направление движения, и его можно только приветствовать.

NBJ: В завершение нашей беседы озвучьте, пожалуйста, ваш экспертный прогноз – какие тренды на рынке банковской автоматизации займут лидирующие позиции и какие технологии будут на пике спроса в ближайшие полгода?

А. ЗАТУЛОВСКИЙ: Новые технологии появляются на рынке практически каждый день, проблема в том, что зачастую вокруг них возникает много шума и далеко не всегда этот шум бывает оправданным. Такой технологии, которая была бы способна заменить собой все существующие, пока не появилось.

беседовал Иван Скогорев
Поделиться:
 

Возврат к списку