Аналитика и комментарии

11 января 2018

Новые пути для решения старых задач

Рынок ИТ продолжает развиваться, несмотря на влияние многих негативных факторов. Банковский сектор находит новые направления, чтобы повышать для своих клиентов качество предоставляемых услуг. О новых тенденциях в мире информационных систем и о том, какие вызовы стоят сейчас перед банками с точки зрения совершенствования ИТ-составляющих бизнеса, рассказал в интервью NBJ начальник управления методологии АКБ «ФОРА-БАНК» Александр КРЮКОВ.

NBJ: Александр, как вы оцениваете сейчас ситуацию с информационными технологиями в банковских организациях? Какие основные тенденции, влияющие на ее состояние, вы отмечаете?

А. КРЮКОВ: Растет спрос на системы, отвечающие за комплексную автоматизацию кредитных процессов. Фактически речь в данном случае идет о неких «излучателях информации»: они позволяют автоматизировать процесс контроля ситуации и ускоряют процесс принятия предварительных решений. Остаются востребованными комплексы по обеспечению информационной безопасности, антивирусные системы, антифроды. Немного ужесточаются требования к проведению тендеров по закупкам зарубежного ПО. ФОРА-БАНК же старается концентрироваться на собственных силах, развивать внутренние компетенции, сокращать затраты на закупки продуктов, лицензируемых на короткий срок.

NBJ: Как изменилась динамика затрат вашего банка на информационное обеспечение в связи с событиями последнего года?

А. КРЮКОВ: Снижаются затраты на новые, глобальные проекты, по которым нет четко сформулированных бизнес-требований. Мы менее активно, чем раньше, входим в большие, продолжительные ИТ-проекты, не приносящие прямого или косвенного дохода. Текущие задачи всегда реализуем только под бизнес заказчика, стараясь исключать некритичные для бизнеса пожелания. В то же время все, что связано с ИБ, продолжает финансироваться, поскольку сохранились основные угрозы – атаки на платежные системы, POS, платежные терминалы, интернет-мошенничество. Выросло количество целенаправленных атак на внутренние системы банка.

NBJ: Снижение затрат как-либо отразилось на качестве предоставляемых услуг?

А.КРЮКОВ: На качестве обслуживания это никак не отражается. Мы все больше опираемся на собственные компетенции: три-четыре года назад при выходе нового продукта мы настройку заказывали у разработчика системы, а сейчас мы закрываем эту потребность собственными силами.

NBJ: Что вы можете сказать об импортозамещении, использует ли банк ПО отечественных производителей для реализации новых проектов?

А. КРЮКОВ: Мы не ставим перед собой цель замещать продукты иностранных производителей отечественными, здесь мы придерживаемся рыночных принципов: выбираем те предложения, которые позволяют решать наши бизнес-задачи с наилучшим соотношением «цена/ качество/срок окупаемости». Некоторые импортные продукты на данный момент не имеют отечественных аналогов. В целом ПО с открытым исходным кодом используем, но не по всем направлениям.

NBJ: Как вы считаете, когда на российском рынке появится отечественное оборудование, серверы, системы?

А. КРЮКОВ: Не сегодня, не завтра, а, скорее всего, в далеком послезавтра. Нет на российском рынке производителей оборудования и комплектующих, в этом направлении не идет какого-либо существенного развития. Пока, к сожалению, это так.

NBJ: Есть ли у вашего банка интерес к АБС, созданным на базе свободного ПО?

А. КРЮКОВ: Да. Мы внимательно следим как за мировым, так и за российским рынками свободного ПО, ожидаем развития автоматизации процессов бэк-офиса, где программное обеспечение с открытым исходным кодом может выступать в качестве ПО, решающего конкретные задачи. Но в то же время это ПО не даст нам конкурентного преимущества. Повсеместное использование фронт-офисных приложений на базе свободного ПО в ближайшем будущем маловероятно.

NBJ: Что вы можете сказать о развитии новых банковских услуг? Какие новые продукты здесь появляются, какие новые игроки, направления?

А. КРЮКОВ: Сейчас общение банков с клиентами переносится в виртуальную среду. Пришло новое поколение, которое ориентируется на «банк в кармане». Появляются новые ИТ-стартапы, которые уже предоставляют или планируют предоставлять услуги, аналогичные банковским. К числу таких услуг относятся кредитование, разнообразные платежи, переводы, использование мобильного телефона как средства оплаты. И мы должны держать марку, следовать за этими тенденциями, вкладывать существенные средства в развитие собственных ИТ, что, по сути, не является нашим основным бизнесом.

NBJ: В продолжение нашего разговора о развитии новых банковских услуг, что вы можете сказать об офисах будущего?

А. КРЮКОВ: Фактически они появляются у крупнейших игроков банковского сектора. К сожалению, существует много регуляторных ограничений и пока не совсем возможно применять технологии так, как применяют их на Западе. Клиенту не выдадут кредит на автомобиль без посещения им банковского офиса. Было бы замечательно иметь «банк в кармане», благодаря которому можно открыть вклад, воспользоваться кредитом или даже самому кого-то прокредитовать. Пока этого нет, но все к этому стремятся.

NBJ: Такая возможность появится в ближайшей перспективе?

А. КРЮКОВ: Вероятно, не сегодня, но уже «завтра». Как я сказал ранее, банки вынуждены конкурировать с ИТ-стартапами, которые более свободно развиваются в этой сфере. Из новых продуктов хотелось бы видеть полноценную интеграцию со средой государственных услуг, формирование некоего единого банковского API (application programming interface, интерфейс программирования приложений. – Прим. ред.).

NBJ: Является ли ваш банк участником обмена информацией об инцидентах в сфере ИБ в рамках FinCERT, созданного под эгидой Банка России? Поделитесь, пожалуйста, вашими впечатлениями об этом инструменте взаимодействия между участниками рынка и регулятором. Позволяет ли он снизить риск совершения успешных атак на банковские системы или хотя бы минимизировать последствия таких атак?

А. КРЮКОВ: Мы являемся участниками обмена данных в рамках FinCERT и считаем, что такое взаимодействие приносит нам пользу. ЦБ РФ очень хорошо следит за информационной безопасностью, мониторит прецеденты хакерских атак. Мы поддерживаем инициативу Банка России и считаем, что эффективность работы центра будет расти по мере увеличения количества участников. Как говорится, один в пол не воин. И еще одинмомент– я не удивлюсь, если в скором времени ЦБ РФ введет меры при недостаточном уровне обеспечения ИБ.

NBJ: Какова ваша позиция по поводу аутсорсинга в сфере ИТ? Какие сферы и задачи в вашем банке отданы на аутсорсинг?

А. КРЮКОВ: Мы очень внимательно относимся к тому, что передаем на аутсорсинг, внимательно отслеживаем зрелость наших партнеров. Мое мнение таково: полный аутсорсинг не принесет желаемой экономии. Нужно понимать и выбирать те точки, самостоятельное обслуживание которых по той или иной причине либо дорого, либо невозможно.

Приведу пример. У нас основной ЦОД на полном аутсорсинге. Все сервера находятся «где-то», обеспечено видеонаблюдение, на стороне партнера все сертифицировано. В то же время у нас имеется резервный ЦОД, у которого готовность не 365/24/7. Нам невыгодно его отдавать на сторону, в этом случае дешевле взять специалистов в штат и поддерживать работу резервного ЦОД самостоятельно.

Разработку некритичных приложений мы можем отдать подрядчику. Но отдать на аутсорсинг поддержку систем взаимодействия с Центральным банком мы не можем. Это будет либо слишком дорого, либо некачественно, либо нарушит законодательство. В вопросе аутсорсинга важно соблюдать правильный баланс.

NBJ: Как вы смотрите на утверждение о том, что основными трендами в ИТ в последние несколько лет являются облачные технологии и Big Data?

А. КРЮКОВ: Мы согласны с тем, что тренды такие имеются и нужно использовать и технологии Big Data, и облачные решения. Но как банк мы все-таки больше склоняемся к частным облачным решениям, чем к передаче наших данных, данных наших клиентов на сторону.

NBJ: Насколько острым является кадровый вопрос в сфере ИТ, с вашей точки зрения? Как часто вам приходится сталкиваться с инсайдерами?

А.КРЮКОВ: В рамках кризиса число нарушений несущественно, но возрастает в связи с тем, что люди увольняются, кто-то обижен, кому-то что-то не нравится. Это неизбежные последствия общего ухудшения экономической ситуации. Что делать? Приходится защищаться от инсайдерства, и, как мне кажется, у нас это получается весьма успешно. Наша кадровая служба всегда в таких случаях хорошо работает.

NBJ: Трудно ли сейчас найти хорошего специалиста, или, напротив, на рынке избыток квалифицированных кадров?

А. КРЮКОВ: С одной стороны, сейчас наблюдается действительно повышенное предложение на рынке труда. Но это не значит, что выбор становится легче: нужно выбирать своего человека среди соискателей, нужно смотреть их резюме, анализировать причины ухода с предыдущего места работы. Иначе слишком велик риск совершения ошибки, которая может иметь негативные последствия для банка.

беседовала Екатерина Чернышева
Поделиться:
 

Возврат к списку