Аналитика и комментарии

23 мая 2017

Цифровизация банкинга как главный тренд

Как выстраивается взаимодействие ИТ-подразделения и бизнес-департамента в Нордеа Банке? Какие наиболее значимые проекты были  реализованы банком в 2016 году и каковы его планы по совершенствованию ИТ-составляющей в 2017–2018 годах? Какие направления развития информационных технологий в банке являются сегодня приоритетными и почему? В чем заключаются главные проблемы и задачи подбора и обучения персонала ИТ-подразделения? На эти и другие вопросы в интервью NBJ ответил ИТ-директор Нордеа Банка Аркадий ЗАТУЛОВСКИЙ.

NBJ: Аркадий Ефимович, расскажите, пожалуйста, как в последние годы изменился подход к реализации проектов в сфере информационных технологий, какие факторы оказали влияние на этот процесс?

А. ЗАТУЛОВСКИЙ: Я бы сказал, что подход к реализации ИТ-проектов изменился существенно, поскольку на это влияют и новые технологии, и новые управленческие практики. Одни предпочитают концепцию agile, другие придерживаются итерационного подхода, когда создается «пилот», затем его показывают заказчику, и уже на основе этого «пилота» обе стороны начинают лучше понимать ­процессы.

Стоит отметить, что в целом взаимодействие между заказчиком и исполнителем стало более тесным: уже практически не встречаются ситуации, когда заказчик просто выдает задание и уходит со сцены до конца проектных работ.

Теперь проекты часто реализуют кросс-функциональные команды, состоящие из сотрудников различных подразделений – бизнеса, ИТ, бэк-офиса и т.д. Это также способствует быстрому решению сложных вопросов, поскольку люди работают вместе, лучше понимают друг друга, вместе обсуждают спорные моменты.

NBJ: В принципе, работа над «пилотом» очень важна, не так ли?

А. ЗАТУЛОВСКИЙ: Безусловно. «Пилот» – это начальная разработка, которая будет модифицироваться по запросам заказчика. В рамках итерационного подхода заказчик имеет возможность своевременно вносить коррективы в проект, он начинает лучше понимать, что может предложить ему разработчик, в результате повышается удовлетворенность заказчика.

NBJ: Какие сферы бизнеса на примере Нордеа Банка, с вашей точки зрения, сейчас больше всего нуждаются в автоматизации?
 
А. ЗАТУЛОВСКИЙ: Нордеа Банк имеет корпоративно-инвестиционную модель бизнеса, банк фокусируется на обслуживании корпоративных клиентов, крупных и крупнейших компаний. Естественно, это сказывается и на ИТ.

В частности, очень важным для нас становится комплаенс, соответствие работы банка требованиям всех регуляторов, причем не только российских, но и европейских, поскольку Нордеа Банк является частью международной финансовой группы Nordea. В прошлом году мы приступили к реализации масштабной программы для приведения деятельности банка в соответствие международным требованиям Базельского комитета. На сегодняшний день первый этап этой программы выполнен, и в рамках него мы внедрили новую систему управления рисками в банке. Должен сказать, что сейчас комплаенс – тема очень актуальная не только для нас, большое внимание ему уделяют и другие иностранные банки.

Кроме того, Нордеа Банк активно работает над автоматизацией ключевых бизнес-процессов как в части предоставления отчетности, так и в части совершенствования действующих и создания новых продуктов и сервисов для клиентов.

NBJ: Автоматизация бизнес-процессов в корпоративном бизнесе сильно отличается от автоматизации в розничном бизнесе или между ними много общего?

А. ЗАТУЛОВСКИЙ: Отличия, разумеется, есть, и они существенные. Мы сконцентрированы на крупном бизнесе, а у крупнейших корпораций специфические требования и задачи. Для наших клиентов главное – тесная интеграция между их ERP-системами и банком, точнее различными банками, поскольку обычно они одновременно работают с несколькими финансовыми организациями. Поэтому они строят свои корпоративные решения с учетом этого фактора. Для них актуальной является тема единого казначейства, а также интеграция с некоторыми государственными сервисами для участия, например, в программах госзакупок и т.д. Немаловажно и то, что такие компании уже обладают собственными развитыми ИТ-платформами, они очень технологичны, и поэтому им не нужны многие сервисы, востребованные средним бизнесом. Крупные компании проявляют интерес к более сложным и комплексным ИТ-продуктам.

NBJ: То же самое, наверное, можно сказать и о малых, средних и крупных банках. Ведь их разделяет не только величина активов, но и уровень автоматизации ­бизнес-процессов.

А. ЗАТУЛОВСКИЙ: Сегодня невозможно найти банк, который не использовал бы в своей работе информационные технологии. Автоматизация позволяет решать целый комплекс задач. Во-первых, с ее помощью можно сокращать расходы хотя бы потому, что не нужно раздувать штат, можно снизить объем ручного труда. Во-вторых, автоматизация повышает качество и скорость подготовки бизнес-аналитики, необходимой для принятия управленческих решений. В-третьих, автоматизация дает возможность совершенствовать качество обслуживания ­клиентов.

Наглядным примером преимуществ автоматизации могут служить сделки по покупке и продаже валюты. Многие клиенты заинтересованы в том, чтобы получать информацию о котировках валют в онлайн-режиме, и банкам необходимо идти им навстречу, разрабатывая и внедряя необходимые для предоставления этой услуги ИТ-решения.

Резюмируя все вышесказанное, можно сделать такой вывод: во-первых, автоматизация – это инструмент для того, чтобы создавать сложные продукты для клиентов. Во-вторых, это механизм управления внутренней себестоимостью продуктов. В-третьих, это интеграция банковских систем с системами третьих лиц – например, госучреждений или агрегаторов, – и поскольку количество таких сервисов растет, банки должны иметь возможность максимально быстро и комфортно интегрироваться с ними. Автоматизация лежит в основе глобальной диджитализации банковской сферы.

NBJ: А без информационных технологий диджитализация ­невозможна…

А. ЗАТУЛОВСКИЙ: Без цифровых технологий банк уже не может быть конкурентоспособным и вести нормальный бизнес, и чем дальше, тем более высокими будут становиться требования клиентов в этом вопросе. Общий тренд в банковской сфере таков: цифровой банкинг растет, традиционный – отмирает. При этом я не верю в то, что может существовать банк без коммуникаций с клиентом: умение общаться с клиентами – это один из важных компонентов выстраивания позитивных и плодотворных взаимоотношений организации и клиента. Но сами эти коммуникации будут видоизменяться как в рознице, так и в корпоративном бизнесе. Все клиенты хотят работать с банком удаленно, и чем больше технологии будут позволять это делать, тем больше физические и юридические лица будут пользоваться этими возможностями.

NBJ: Еще одной актуальной задачей для банков становится поддержание непрерывности деятельности ИТ-систем, не так ли? Нагрузка на них наверняка возрастает, возникает ли в связи с этим проблема предела прочности?

А. ЗАТУЛОВСКИЙ: Я бы не сказал, что это серьезная проблема, это рабочий момент жизни любого банковского ИТ-подразделения. С другой стороны, еще раз подчеркну: розничный банк, который обслуживает миллионы клиентов, и корпоративный банк, обслуживающий несколько тысяч клиентов, – это разные бизнесы. Соответственно, и нагрузки на системы, и ИТ-решения у них различаются. Мы изначально считали, что у нас не должно быть перегруженной ИТ-системы, что она должна быть компактной и относительно простой в поддержке. Такой подход позволил нам избегать «зоопарка систем», от чего страдают многие банки, и поддерживать расходы на ее управление на одном уровне. Во всяком случае, в последние три года расходы банка на ИТ не увеличивались.

NBJ: Насколько активно Нордеа Банк использует такой инструмент, как аутсорсинг в сфере ИТ, и каково ваше к нему ­отношение?

А. ЗАТУЛОВСКИЙ: Думаю, что здесь можно ответить так же, как и в случае с использованием цифровых технологий: наверное, в современном мире нет банка, который не обращался бы для решения тех или иных своих задач к ИТ-аутсорсингу. Не являемся исключением и мы: Нордеа Банк использует аутсорсинг уже много лет, и сейчас мы как раз хотим повысить долю аутсорсинга в общем объеме работ в сфере ИТ.

NBJ: Чем мотивировано такое желание?

А. ЗАТУЛОВСКИЙ: Мы видим, что повысился уровень зрелости компаний-аутсорсеров. В банковском секторе начала формироваться нормальная практика аутсорсинга с точки зрения управления контрактами с аутсорсерами, с точки зрения SLA, финансовой ответственности аутсорсеров и т.д. Мы, конечно же, привлекаем внешних подрядчиков на различные задачи, начиная решением вопросов по управлению отдельными элементами ИТ-инфраструктуры и заканчивая разработкой тех или иных ИТ-систем.

NBJ: Кому при выборе компании-аутсорсера вы отдаете предпочтение: российским компаниям или же с иностранным?

А. ЗАТУЛОВСКИЙ:  В основном мы сотрудничаем с российскими компаниями и пока не видим необходимости менять этот подход. Качество услуг наших подрядчиков не хуже, а когда речь заходит об иностранном аутсорсере, то, кроме всего прочего, возникают юридические нюансы.

При этом сейчас есть тренд на замещение продуктов глобальных вендоров более экономичными разработками других компаний: покупатели все чаще отказываются от дорогостоящих решений маркетмейкеров, которые являются фактически монополистами на рынке, в пользу решений менее крупных и раскрученных производителей. И неважно, идет ли при этом речь о решении российского или западного вендора, – главное, что на рынке восстанавливается конкуренция. Любая компания или банк может выбрать для себя выгодное решение с оптимальным соотношением цены и функционала.

NBJ: Можно ли в этом контексте говорить об открытом программном обеспечении –open source решениях?

А. ЗАТУЛОВСКИЙ: Да, это тоже хороший тренд, который развивается сейчас и в России, и в других странах. В последнее время ИТ-директора изменили свои взгляды на open source решения и стали более взвешенно оценивать риски их использования, перестали чрезмерно завышать их. Правда, с другой стороны, в СМИ мы часто слышим, что за open source будущее и что подобные решения вообще не несут никаких рисков. Однако оба подхода неверны: любая технология имеет свои выгоды и свои риски. Я, например, с трудом представляю себе, чтобы кто-то стал использовать базу данных, построенную на свободном программном обеспечении, для АБС. В этом случае риски могут оказаться действительно критичными для банка. В то же время существует много небольших систем, которые вполне могут базироваться на open source решениях, и их использование позволит банкам снижать затраты.

NBJ: Какие проекты из тех, что были реализованы за последние два-три года, больше всего вам запомнились и почему?

А. ЗАТУЛОВСКИЙ: Проекты последних лет были направлены преимущественно на соответствие требованиям Базельского комитета, на повышение устойчивости ИТ-архитектуры и снижение рисков бизнеса. Это естественно, учитывая растущее внимание национального регулятора к этим вопросам и необходимость предоставлять отчетность по базельским ­стандартам.

Также мы сумели сделать сквозную шифрацию документов от АБС до конечных систем – как до SWIFT, так и до системы передачи рублевых платежей АРМ КБР. Благодаря этому были закрыты риски, о которых сейчас так много говорят в ЦБ РФ, – риски фрода при осуществлении внешних платежей. Мы считаем, что Нордеа Банк достаточно устойчив к попыткам внешнего фрода. 

Если же говорить о клиентах, то для них мы создали систему, альтернативную «Клиент-банку». Сегодня многие крупные компании хотят работать не через «Клиент-банк», а напрямую обмениваясь документами с банком. Мы им такую возможность предоставляем. Это наша внутренняя разработка и достаточно интересный проект.

NBJ: Какое внимание уделяется развитию мобильного банкинга и интернет-банкинга в вашей финансово-кредитной ­организации?

А. ЗАТУЛОВСКИЙ: Мобильный банк мы используем уже порядка четырех лет, сейчас мы применяем решение от Faktura.ru. Меня, как пользователя, он вполне устраивает, но с учетом того, что банк работает в корпоративном сегменте, для нас это направление не является приоритетным. Что же касается компаний, то в прошлом году мы повысили устойчивость «Клиент-банка», и у нас есть планы развивать дистанционный функционал для корпоративных клиентов. В принципе, для корпоратов такие сервисы являются основными, поскольку сотрудники компаний уже не ходят, как раньше, с платежками в банки – у нас, например, электронный документооборот достигает 98%. И мы заинтересованы в том, чтобы поднять этот показатель до 100%, чтобы клиенту не надо было тратить время на посещение офисов.

Стоит отметить, что государственные ведомства идут в том же направлении. На электронный режим взаимодействия переходят многие госструктуры – например, Федеральная налоговая служба, Пенсионный фонд РФ и т.д. Они создают собственные сервисы, удобные для клиентов, и подталкивают банки к тому, чтобы они эти сервисы использовали для обслуживания клиентов. Это очень правильное направление движения, и его можно только приветствовать.

NBJ: Расскажите, пожалуйста, о планах вашего департамента на 2017–2018 годы.

А. ЗАТУЛОВСКИЙ: В число наших основных задач входят следующие: поддержка всех инициатив бизнеса, предоставление новых возможностей для работы с клиентами, автоматизация бизнес-процессов, сокращение расходов банка и т.д. В целом же мне кажется, что для нас, как для «дочки» иностранного банка, главная тема и в этом году, и в среднесрочной перспективе – финансовая устойчивость и комплаенс, выполнение растущих регуляторных и надзорных требований.

NBJ: В завершение нашей беседы озвучьте, пожалуйста, ваш экспертный прогноз – какие тренды на рынке банковской автоматизации займут лидирующие позиции и какие технологии будут на пике спроса в ближайшие полгода?

А. ЗАТУЛОВСКИЙ: Новые технологии появляются на рынке практически каждый день, проблема в том, что зачастую вокруг них возникает много шума и далеко не всегда этот шум бывает оправданным. Такой технологии, которая была бы способна заменить собой все существующие, пока не появилось.

NBJ: Даже agile, о котором сейчас столько говорят?

А. ЗАТУЛОВСКИЙ: Даже эта методология. Моя точка зрения такова: можно  и нужно использовать все технологии, которые предлагает рынок, но очень взвешенно выбирая при этом, какие задачи можно решать с их помощью, для обслуживания каких групп клиентов их лучше всего использовать. И, конечно же, необходимо взвешивать риски, потому что любая технология, даже самая раскрученная и восхваляемая, имеет свои ограничения.

Что же касается основополагающего тренда, то он очевиден – дальнейшая цифровизация банковского бизнеса. Безусловно, за digital-банком и цифровыми технологиями наше будущее. 

беседовал Иван Скогорев
Поделиться:
 

Возврат к списку