Вход Регистрация
 

Аналитика и комментарии

13 февраля 2017

Новые пути для решения старых задач

А. КРЮКОВ: «Сейчас общение банков с клиентами переносится в виртуальную среду. Пришло новое поколение, которое ориентируется на «банк в кармане»»

Рынок ИТ продолжает развиваться, несмотря на влияние многих негативных факторов. Банковский сектор находит новые направления, чтобы повышать для своих клиентов качество предоставляемых услуг. О новых тенденциях в мире информационных систем и о том, какие вызовы стоят сейчас перед банками с точки зрения совершенствования ИТ-составляющих бизнеса, рассказал в интервью NBJ начальник управления методологии АКБ «ФОРА-БАНК» ­Александр КРЮКОВ.

NBJ: Александр, как вы оцениваете сейчас ситуацию с информационными техноло­гиями в банковских организациях? Какие основные тенденции, влияющие на ее состояние, вы отмечаете?

А. КРЮКОВ: Растет спрос на системы, отвечающие за комплексную автоматизацию кредитных процессов. Фактически речь в данном случае идет о неких «излучателях информации»: они позволяют автоматизировать процесс контроля ситуации и ускоряют процесс принятия предварительных решений. Остаются востребованными комплексы по обеспечению информационной безопасности, ­антивирусные системы, антифроды. Немного ужесточаются требования к проведению тендеров по закупкам зарубежного ПО. ФОРА-БАНК же старается концентрироваться на собственных силах, развивать внутренние компетенции, сокращать затраты на закупки продуктов, лицензируемых на короткий срок. 

NBJ: Как изменилась динамика затрат вашего банка на информационное обеспечение в связи с событиями последнего года? 

А. КРЮКОВ: Снижаются затраты на новые, глобальные проекты, по которым нет четко сформулированных бизнес-требований. Мы менее активно, чем раньше, входим в большие, продолжительные ИТ-проекты, не приносящие прямого или косвенного дохода. Текущие задачи всегда реализуем только под бизнес заказчика, стараясь исключать некритичные для бизнеса пожелания. В то же время все, что связано с ИБ, продолжает финансироваться, поскольку сохранились основные угрозы – атаки на платежные системы, POS, платежные терминалы, интернет-мошенничество. 
Выросло количество целенаправленных атак на внутренние системы банка. 

NBJ: Снижение затрат как-либо отразилось на качестве предоставляемых услуг?

А. КРЮКОВ: На качестве обслуживания это никак не отражается. Мы все больше опираемся на собственные компетенции: два-три года назад при выходе нового продукта мы настройку заказывали у разработчика системы, а сейчас мы закрываем эту потребность собственными силами. 

NBJ: Что вы можете сказать об импортозамещении, использует ли банк ПО отечественных производителей для реализации новых проектов?

А. КРЮКОВ: Мы не ставим перед собой цель замещать продукты иностранных производителей отечественными, здесь мы придерживаемся рыночных принципов: выбираем те предложения, которые позволяют решать наши бизнес-задачи с наилучшим соотношением «цена/качество/срок окупаемости». Некоторые импортные продукты на данный момент не имеют отечественных аналогов. В целом ПО с открытым исходным кодом используем, но не по всем направлениям. ПО отечественных разработчиков также используем – например, систему AnyWay для терминальной сети от компании «ФинСтрим»; витрину данных Seeneco Banking от компании «Синеко – информационные системы» и др. 

NBJ: Как вы считаете, когда на российском рынке появится отечественное оборудование, серверы, системы? 

А. КРЮКОВ: Не сегодня, не завтра, а, скорее всего, в далеком послезавтра. Нет на российском рынке производителей оборудования и комплектующих, в этом направлении не идет какого-либо существенного развития. Пока, к сожалению, это так.
 
NBJ: Есть ли у вашего банка интерес к АБС, созданным на базе свободного ПО?

А. КРЮКОВ: Да. Мы внимательно следим как за мировым, так и за российским рынками свободного ПО, ожидаем развития автоматизации процессов бэк-офиса, где программное обеспечение с открытым исходным кодом может выступать в качестве ПО, решающего конкретные задачи. Но в то же время это ПО не даст нам конкурентного преимущества. Повсеместное использование фронт-офисных приложений на базе свободного ПО в ближайшем будущем маловероятно.

NBJ: Что вы можете сказать о развитии новых банковских услуг? Какие новые продукты здесь появляются, какие новые игроки, направления?

А. КРЮКОВ: Сейчас общение банков с клиентами переносится в виртуальную среду. Пришло новое поколение, которое ориентируется на «банк в кармане». Появляются новые ИТ-стартапы, которые уже предоставляют или планируют предоставлять услуги, аналогичные банковским. К числу таких услуг относятся кредитование, разнообразные платежи, переводы, использование мобильного телефона как средства оплаты. И мы должны держать марку, следовать за этими тенденциями, вкладывать существенные средства в развитие собственных ИТ, что, по сути, не является нашим основным бизнесом.

NBJ: В продолжение нашего разговора о развитии новых банковских услуг, что вы можете сказать об офисах будущего?

А. КРЮКОВ: Фактически они появляются у крупнейших игроков банковского сектора. К сожалению, существует много регуляторных ограничений и пока не совсем возможно применять технологии так, как применяют их на Западе. Клиенту не выдадут кредит на автомобиль без посещения им банковского офиса. Было бы замечательно иметь «банк в кармане», благодаря которому можно открыть вклад, воспользоваться кредитом или даже самому кого-то прокредитовать. Пока этого нет, но все к этому стремятся. 

NBJ: Такая возможность появится в ближайшей перспективе?

А. КРЮКОВ: Вероятно, не сегодня, но уже «завтра». Как я сказал ранее, банки вынуждены конкурировать с ИТ-стартапами, которые более свободно развиваются в этой сфере. Из новых продуктов хотелось бы видеть полноценную интеграцию со средой государственных услуг, формирование некоего единого банковского API (application programming interface, интерфейс программирования приложений. – Прим. ред.). 

NBJ: Является ли ваш банк участником обмена информацией об инцидентах в сфере ИБ в рамках FinCert, созданного под эгидой Банка России? Поделитесь, пожалуйста, вашими впечатлениями об этом инструменте взаимодействия между участниками рынка и регулятором. Позволяет ли он снизить риск совершения успешных атак на банковские системы или хотя бы минимизировать последствия таких атак?

А. КРЮКОВ: Мы являемся участниками обмена данных в рамках FinCert и считаем, что такое взаимодействие приносит нам пользу. ЦБ РФ очень хорошо следит за информационной безопасностью, мониторит прецеденты хакерских атак. Мы поддерживаем инициативу Банка России и считаем, что эффективность работы центра будет расти по мере увеличения количества участников. Как говорится, один в поле не воин. И еще один момент – я не удивлюсь, если в скором времени ЦБ РФ введет меры при недостаточном уровне обеспечения ИБ.

NBJ: Какова ваша позиция по поводу аутсорсинга в сфере ИТ? Какие сферы и задачи в вашем банке отданы на аутсорсинг?

А. КРЮКОВ: Мы очень внимательно относимся к тому, что предаем на аутсорсинг, внимательно отслеживаем зрелость наших партнеров. Мое мнение таково: полный аутсорсинг не принесет желаемой экономии. Нужно понимать и выбирать те точки, самостоятельное обслуживание которых по той или иной причине либо дорого, либо невозможно. 

Приведу пример. У нас основной ЦОД на полном аутсорсинге. Все сервера находятся «где-то», обеспечено видеонаблюдение, на стороне партнера все сертифицировано. В то же время у нас имеется резервный ЦОД, у которого готовность не 365/24/7. Нам невыгодно его отдавать на сторону, в этом случае дешевле взять специалистов в штат и поддерживать работу резервного ЦОД самостоятельно. 

Разработку некритичных приложений мы можем отдать подрядчику. Но отдать на аутсорсинг поддержку систем взаимодействия с Центральным банком мы не можем. Это будет либо слишком дорого, либо некачественно, либо нарушит законодательство. В вопросе аутсорсинга важно соблюдать правильный баланс. 

NBJ: Как вы смотрите на утверждение о том, что основными трендами в ИТ в последние несколько лет являются облачные технологии и Big Data?

А. КРЮКОВ: Мы согласны с тем, что тренды такие имеются и нужно использовать и технологии Big Data, и облачные решения. Но как банк мы все-таки больше склоняемся к частным облачным решениям, чем к передаче наших данных, данных наших клиентов на сторону. 

NBJ: Насколько острым является кадровый вопрос в сфере ИТ, с вашей точки зрения? Как часто вам приходится сталкиваться с инсайдерами? 

А. КРЮКОВ: В рамках кризиса число нарушений несущественно, но возрастает в связи с тем, что люди увольняются, кто-то обижен, кому-то что-то не нравится. Это неизбежные последствия общего ухудшения экономической ситуации. Что делать? Приходится защищаться от инсайдерства, и, как мне кажется, у нас это получается весьма успешно. Наша кадровая служба всегда в таких случаях хорошо работает. 

NBJ: Трудно ли сейчас найти хорошего специалиста, или, напротив, на рынке избыток квалифицированных кадров?

А. КРЮКОВ: С одной стороны, сейчас наблюдается действительно повышенное предложение на рынке труда. Но это не значит, что выбор становится легче: нужно выбирать своего человека среди соискателей, нужно смотреть их резюме, анализировать причины ухода с предыдущего места работы. Иначе слишком велик риск совершения ошибки, которая может иметь негативные последствия для банка.   

Всего проголосовало: 0

0.0

беседовала Екатерина Чернышева

Комментировать могут только зарегистрированные пользователи

Мы в сетевых сообществах: 

Голосование

Как вы считаете, новый механизм оздоровления банков, предложенный ЦБ РФ

Загрузка результатов голосования. Пожалуйста подождите...
Все голосования

Календарь мероприятий

Сентябрь, 2017
««
«
Сегодня
»
»»
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
        1 2 3
4 5 6 7 8 9 10
11 12 13 14 15 16 17
18 19 20 21 22 23 24
25 26 27 28 29 30
Ближайшие мероприятия

Видео

Летний Интеллектуальный кубок "Самый интеллектуальный банк" и "Самая интеллектуальная компания в финансовой сфере"

Ведущий - магистр игры «Что? Где? Когда?», шестикратный обладатель «Хрустальной совы», обладатель «Бриллиантовой совы» Александр Друзь.

Яндекс.Метрика