Аналитика и комментарии

24 января 2017

«Сбербанк-Технологии» – на шаг впереди

Компания «Сбербанк-Технологии» была создана около пяти лет назад. О том, какие задачи она решает, как распределяются полномочия и функ­цио­нал в рамках блока ИТ Сбербанка, о новых тенденциях на рынке банковских информационных технологий и о проектах, которые сейчас реализует «СберТех», рассказала в интервью NBJ генеральный директор компании Алиса МЕЛЬНИКОВА.

NBJ: Алиса Валериевна, расскажите, пожалуйста, чем занимается компания «Сбербанк-Технологии»?

А. МЕЛЬНИКОВА: Функции ИТ в любом банке можно условно поделить на три группы: 

  •  задачи управленческого слоя (ИТ-стратегия, архитектура, стандарты);
  •  задачи сопровождения инфраструктуры, рабочих мест и ПО;
  •  разработка и внедрение прикладных систем поддержки бизнеса. 

Компания «Сбербанк-Технологии» реализует задачи третьей группы, работая над проектами по созданию и внедрению ПО для заказчиков группы Сбербанка. На других заказчиков мы не работаем. 

NBJ: А разработки сторонних производителей при этом используются или все исключительно свое, «родное»?

А. МЕЛЬНИКОВА: Сбербанк использует много решений сторонних разработчиков и привлекает их к реализации проектов. Выбор между «СберТехом» и внешними компаниями делается на основе разработанной для этого системы критериев, в число которых входят наличие компетенций в «СберТехе» и ноу-хау для Сбербанка, количество и стоимость  доступных ресурсов на сопровождение, постоянный поток задач, направленных  на модификацию той или иной системы и многое другое. Набор этих критериев составляет политику сорсинга  в отношении каждого класса систем. Базируясь на этой политике, банк принимает решение о разработке систем силами «СберТеха», внешних компаний или совместной разработке. 

NBJ: Если говорить о новых технологиях, использует ли ваша компания их в своей работе? Например, на протяжении долгого времени много говорили об облачных технологиях. Какое отношение к ним в «СберТехе»?

А. МЕЛЬНИКОВА: Облачные технологии были достаточно чувствительными с точки зрения безопасности данных. Многие банки настороженно относились к тому, что данные клиентов будут храниться за пределами внутренней сети. По мере того как развивались технологии информационной безопасности, вопросов и опасений становилось все меньше. Теперь эти технологии больше используют, чем говорят о них.

NBJ: А что касается технологии Big Data? Я могу поделиться с вами забавным наблюдением: когда спрашиваешь о ней и о перспективах ее использования представителей малых и средних банков, то часто в ответ слышишь: это технология для Сбербанка, это у них столько данных, что может потребоваться применение Big Data.

А. МЕЛЬНИКОВА: Мы действительно пользуемся этой технологией. Только ведь Big Data – это шире, чем объем данных, которым мы располагаем. Во-первых, для анализа могут быть использованы данные из открытых источников, дополняющие те, которые уже есть у банка. А во-вторых, технологии Big Data помогают преобразовать сырые данные в полезную информацию, проанализировать ее и сделать выводы о том, как достичь целей, поставленных в работе с клиентами. Если раньше клиент, приходя в банк, в первую очередь отвечал на вопросы о том, кто он и с какой целью пришел, то теперь мы можем встретить его, обратившись по имени, и предложить именно тот набор услуг, который максимально отвечает его текущим ­потребностям. 

NBJ: Кризис – это время, когда секвестируют ИТ-бюджеты финансово-кредитных организаций. Ощутили ли это на себе «Сбербанк-Технологии»?

А. МЕЛЬНИКОВА: Количество проектов с ИТ-составляющей не уменьшилось. Наоборот, было открыто несколько очень серьезных программ по модернизации ИТ-ландшафта. А задачи по сокращению расходов решаются за счет повышения эффективности работы и уровня качества технологической поддержки бизнеса, в результате чего происходит сокращение доли ручного труда. 

NBJ: Итак, тенденция сокращения бюджетов на работе вашей компании не сказалась. А как насчет других тенденций – какие из них вы считаете сейчас ключевыми для рынка ИТ?

А. МЕЛЬНИКОВА: Сейчас существуют две основные тенденции. Первая – техническая оптимизация систем, поскольку нагрузка на них постоянно возрастает ввиду увеличения клиентской базы банка и количества совершаемых на ежедневной основе операций. Соответственно, актуальными становятся вопросы, связанные с повышением производительности систем и их отказоустойчивости. Мы начинаем шире применять такие технологии, как IMDG,  переходим к клиентоцентричной архитектуре систем, составляющих ядро ИТ-ландшафта. 

И для этого модернизируем все слои прикладного ПО. 

Вторая тенденция является прямым следствием обостряющейся конкурентной борьбы за клиента. Раньше банки сражались друг с другом преимущественно на ценовом поле. То есть выигрывал тот, кто предлагал конкурентоспособные ставки. Сейчас на первый план вышли другие критерии. Банк должен стать максимально удобным для клиента с точки зрения доступности услуг в любых каналах, из любой точки мира, в любое время.   

NBJ: Это действительно так.

А. МЕЛЬНИКОВА: Мы пошли дальше и создали свою RnD-лабораторию для изучения клиентского опыта. Раньше, когда речь шла о приложениях, основное внимание уделялось их дизайну, потом – юзабилити. Теперь мы изучаем поведение клиентов, чтобы понять их ожидания, и обязательно учитываем полученную информацию при разработке интерфейсов новых ­продуктов. 

NBJ: Расскажите, пожалуйста, о наиболее значимых проектах, которые сейчас реализует «СберТех».

А. МЕЛЬНИКОВА: К числу наиболее значимых я бы отнесла разработку Единой фронтальной системы – по сути, проект по замене на единую систему всех «легаси-систем», которые до этого использовались в части фронт-офиса банка. Наша задача в рамках этой программы – обеспечить кроссканальный клиентский опыт, создать единый интерфейс взаимодействия клиента с банком, сделать так, чтобы все каналы обслуживания были доступными для клиента «в одном окне». Благодаря этому клиент сможет воспользоваться продуктами и услугами банка в любом месте и любым способом 24/7, а банк сможет оперативно предоставлять персонализированные предложения и снижать операционные риски за счет автоматизации этого процесса.

Еще один масштабный и значимый проект, который в 2016 году завершился в Сбербанке, – «Централизация 2.0» – создание АБС (класса core banking). Цели его реализации – сокращение времени вывода на рынок новых банковских продуктов, создание качественно новых условий для дальнейшей централизации и унификации операционных и бизнес-функций, сокращение расходов банка на ИТ. NPV программы составляет около 8 млрд рублей. 

«СберТех» принимает активное участие в  реализации программы «Надежность». Уже сейчас суммарное время простоя критичных систем банка снижено в четыре раза, при проведении технологических работ – в 2,5 раза, количество инцидентов в системах – в 2,4 раза.

NBJ: Обычно, насколько я знаю, новые решения сначала обкатываются либо на одном, либо на нескольких подразделениях, а затем в случае успеха проекта масштабируются на всю сеть банковской организации. Но у Сбербанка есть не только разветвленная филиальная сеть в России, но и несколько зарубежных «дочек». Как дело обстоит с ними: их тоже перевели на общие для Сбербанка ИТ-системы или они используют те ИТ-решения, которые достались им в наследство от предыдущих владельцев?

А. МЕЛЬНИКОВА: Первое время подразделения Сбербанка действительно продолжали использовать те решения, которые достались в наследство, однако сейчас мы ведем работу по централизации ИТ-ландшафтов дочерних организаций. Эти банки работают в разных странах, и в каждом действуют свои регуляторные требования. Даже в странах Евросоюза они отличаются для разных государств. Поэтому ИТ-системы, которые поддерживают специфику требований конкретной страны, конечно, останутся. Но ядро ИТ-ландшафта все же будет централизованным.

NBJ: А сколько человек сейчас работает в вашей компании?

А. МЕЛЬНИКОВА: Около шести тысяч. «СберТех» представлен в 15 городах России, а также в Минске.

NBJ: То есть у компании нет необходимости прибегать к такому инструменту, как аутстаффинг?

А. МЕЛЬНИКОВА: Это зависит от ситуации. Если проекты длительные, мы формируем компетенцию у себя, берем специалистов в штат. Если пики нагрузки непродолжительны, то привлекаем внешних специалистов. 

NBJ: Заключительный вопрос является традиционным: каковы планы вашей компании на ближайшую перспективу?

А. МЕЛЬНИКОВА: Я назвала вам несколько проектов, которые у нас в стадии реализации. Это не все, «СберТех» одновременно реализует около 400 проектов, направленных на осуществление ИТ-стратегии банка. Наша задача – обес­­печить высочайший уровень надежности систем банка и технологическое лидерство Сбербанка на рынке.   

беседовала Анастасия Скогорева
Поделиться:
 

Возврат к списку