Аналитика и комментарии

22 ноября 2016

Жить в эпоху перемен плохо?

Мы все сейчас имеем возможность убедиться в справедливости этого наблюдения, и я рад тому, что мы позволяем организациям финансового рынка России использовать серьезные «ветряные электростанции»! Компания iDSystems эффективно работает в достаточно узком направлении – мы предлагаем реализовать в финансовых учреждениях (банках, платежных агентах, микрофинансовых организациях и у других участников финансового рынка) возможность обмена в электронном виде документами с государственными органами. 

«Дыхание» упомянутого выше «ветра перемен» ощущается в том, что количество разнообразных государственных сервисов расширяется очень быстро. И так же быстро расширяются возможности их использования во внутрибанковских и клиентских сервисах. Радует то, что это расширение инициируется самими государственными ведомствами. Министерство связи и массовых коммуникаций, Пенсионный фонд, Министерство внутренних дел, Феде-ральная налоговая служба и другие ведомства инициативно предлагают новые возможности. Центральный банк во многом поддерживает эти начинания. 

Банковское сообщество активно привлекается для разнообразных пилотных взаимодействий, и результаты этих взаимодействий становятся доступными для клиентов банков. Мы, со своей стороны, также вовлечены во все эти движения и стараемся предложить взаимодействие не только в рамках пилотов, но и для продуктивного использования во всех финансовых организациях. Для того чтобы все инициативы реализовывались, эффективно тестировались и становились доступными, требуется координация всего и вся, что неплохо получается у НП «Национальный совет финансового рынка», технологическим партнером которого мы являемся. 

Именно это позволяет нам предлагать новые сервисы всем желающим на любой стадии их предоставления. Самыми ожидаемыми результатами пилотных проектов являются предоставление выписок из ПФР, сведений из 2-НДФЛ, дистанционная регистрация физических лиц на портале «Госуслуги.ру», взаимодействие с ГИС ЖКХ, реализация начинаний ЦБ по дистанционному открытию счетов и дистанционному выполнению других банковских операций, что ранее было под строжайшим запретом. Не все из перечисленных пилотных взаимодействий реализованы. К проекту по получению сведений из 2-НДФЛ еще даже не приступали, но движение к его старту есть. Важно тут то, что финансовые организации уже могут использовать почти все пилотируемые и все доступные госсервисы в своей деятельности. 

Каждый из госсервисов мы «упаковываем» в «коробочное» решение с открытым API. Сегодня доступно для использования более 30 модулей системы «iDБанк», из которых можно собрать достаточно функциональную систему, обеспечивающую обмен более чем 150 типами юридически значимых документов. Результаты обмена могут быть доставлены в любые информационные системы, использующиеся в финансовых организациях. Каждый модуль штатно оснащен открытыми web-сервисами или другими интеграционными механизмами. 

Мы предлагаем использовать именно эти возможности для встраивания в информационный ландшафт, а штатные визуальные интерфейсы использовать только для административных функций или в тех процессах, где нет необходимости двойного ввода. Чтобы не запутаться во многообразии возможностей, мы сгруппировали доступную функциональность в виде простых и понятных ценностей для финансовых организаций: 

  •  снижение затрат банка; 
  •  исполнение требований законодательства; 
  •  повышение лояльности клиентов;
  •  комиссионный доход банка.

Снижение затрат банка

В эту категорию попадают те модули «iDБанка», которые позволяют сократить расходы на исполнение рутинных операций, снизить издержки на интеграцию с разнообразными системами, лучше оценить потенциальных клиентов, повысить собираемость проблемной задолженности. В качестве примера сокращения расходов на рутинные операции приведу автоматизацию обмена с Федеральной службой судебных приставов. Мы сегодня предлагаем «коробочное» решение, которое не требует интеграции с учетными системами, разворачивается за один-два дня и позволяет полностью автоматизировать обмен по розыску средств должников. При этом полностью исключается бумажный документооборот по запросам о наличии счетов и остатков на них, что для многих банков является серьезным плюсом.

Это же безынтеграционное решение позволяет быстро реализовать обмен с ЦИК и с реестром банкротов. Забегая вперед, скажу, что мы сможем прекратить обмен бумажными постановлениями о розыске и аресте, аресте, взыскании от ФССП России. При этом, конечно же, потребуется наладить интеграционные механизмы со всеми системами, в которых хранятся сведения о счетах клиентов. Сложность подобной реализации довольно высока, но, сделав это один раз, мы можем использовать эти механизмы для обмена со всеми госорганами, накладывающими ограничения на счета клиентов. А именно – один раз реализуем это с ФССП России и получим реализацию обмена с ФНС (365/440-П), ФТС (390-П), попутно решив задачу обмена с той же ФНС по 311-П.

На этапе оценки потенциаль­ного клиента можно проверить паспорт, СНИЛС, ИНН, увидеть штрафы ГИБДД, неуплаченные налоги, задолженности перед ФССП России. По выписке из ПФР можно оценить место работы и качество отчислений. Кроме того, мы можем предоставить возможность получения индивидуальных для банка скоринговых баллов по методике компании «Скориста».

Исполнение требований законодательства

В этом блоке обмен с ГИС ГМП, ГИС ЖКХ, ФНС, ФТС, ЦИК, ГАС «Управление», упрощенная идентификация по 115-ФЗ, реестры банкротов, электронных паспортов транспортных средств и уведомлений о залоге движимого имущества. Все «упаковано» в красивые «коробочные» решения, имеющие как визуальный интерфейс, так и API.

Повышение лояльности клиентов

Вы сможете дать клиентам возможность оплаты любых (государственных и коммерческих) платежей в рамках своей системы ДБО. Позволить им самостоятельно зарегистрироваться на портале «Госуслуги.ру», что автоматически означает регистрацию в личном кабинете всех ведомств и в ГИС ЖКХ. Также вы предоставите им возможности по дистанционному открытию счетов и выполнению других операций. Предложив это, вы получаете очень лояльного клиента, который не уйдет в другой банк.

Комиссионный доход

Сегодня каждый банк стремится повысить именно комиссионную составляющую. И мы предлагаем своим клиентам сделать это максимально удобно с iDDirect. Но для этого надо ни много ни мало «слегка» изменить платежные привычки. Сегодня граждане оплачивают товары офлайн наличными или банковской картой. Онлайн чуть более многообразен: тут есть и электронные средства платежа. Мы настойчиво пытаемся внедрить еще один способ оплаты – самый удобный, самый безопасный и самый надежный. Это формирование электронного счета за товар или услугу и доставка этого счета в банковское приложение того банка, в котором плательщик получает заработную плату. Многие поставщики уже формируют электронные счета. Многие банки позволяют оплачивать что-то в своих приложениях, мобильных или браузерных – не столь важно. 

iDDirect необходим для доставки этих электронных счетов в банковские приложения и для информирования поставщика о факте оплаты этого начисления в банке. Благодаря этой модели оплата любого начисления (штрафов, счетов за ЖКУ, газ, воду, электричество, ТВ, интернет и наземный телефон) сводится к тому, что клиенту приходит уведомление: «Вам выставлен счет. Хотите оплатить?». А приобретение товара или услуги в интернете реализуется появлением на странице оплаты логотипа банка. При нажатии на логотип плательщик перемещается в свой мобильный или интернет-банкинг. Вводит логин/пароль и сразу видит счет за товар или услугу, которую он заказал только что. Оплачивает и получает этот товар или услугу.

Какие здесь плюсы для участников операции? Удобство для плательщика: он вводит два параметра вместо многих (номер карты, фамилия и имя владельца, дата окончания действия и CVV-код). Да, можно оплатить электронным средством платежа, но для этого их надо откуда-то взять. То есть для получения удобства нам надо предварительно сделать неудобное «приседание». Кроме того, банк гарантирует плательщику безопасность проводимых операций. Что, в свою очередь, укрепляет доверие клиента, ведь это его банк, он получает там зарплату. 

iDDirect позволяет поставщику товара или услуги значительно сократить расходы. Ведь агрегатор, который поставляет средства и страницу оплаты для поставщика, не будет делать отчисления за эквайринг. Нет никаких спецсчетов – средства поступают сразу на расчетный счет. Упомянутый агрегатор снижает свои затраты, так как его действия сводятся к хранению сведений о реквизитах сформированного счета, в числе которых сумма, назначение, идентификатор плательщика и банковские реквизиты получателя. 

Банк также остается в выигрыше, поскольку исключаются расходы на инфраструктуру банковских карт (процессинг, сеть банкоматов, отвлечение наличных, инкассация, отчисления в платежные системы и др.). Банк получает готовый документ для оплаты, который далее уходит по сети ЦБ (ЕД108 тут особенно уместна). Банк получает увеличение остатков по счетам (такие «физики» не снимают наличные). Количество поставщиков, готовых поставлять электронные счета, увеличивается вне зависимости от желания банка, поскольку такая система оплаты очень быстро станет популярной у клиентов.

Самое интересное будет позже, когда агрегаторы уже не будут нужны, так как электронный счет можно будет формировать непосредственно в банке, в котором открыт расчетный счет поставщика товара и услуги. Электронный счет за товар или услугу можно будет доставить до каждого клиента любого банка, который будет использовать сервис iDDirect.

iDSystems предлагает применить результаты обмена документами со всеми доступными рынку госсервисами. Зачастую это требует вдумчивого внедрения. Но мы рады предложить и максимально быстрые для запуска в продуктив сервисы: упрощенную идентификацию, оценку качества заемщика с анализом его задолженностей, юридически значимое подтверждение занятости и доходности по выписке из ПФР, полную автоматизацию обмена с ФССП России, сервис автоплатежей и е-инвойсинг с iDDirect.   

текст Андрей Федорец, генеральный директор iDSystems
Поделиться:
 

Возврат к списку