Аналитика и комментарии

22 ноября 2016

Качественное развитие удаленных цифровых сервисов

Цифровые технологии развиваются огромными темпами, и сейчас все чаще говорят о том, что ДБО из дополнительного канала обслуживания превращается в основной. Популярность удаленных сервисов растет, все больше банковских клиентов признают положительные стороны дистанционного обслуживания: ­экономию времени, энергии, сил, ­удобство использования. Банки же, в свою очередь, стремясь уменьшить расходы, активно работают над расширением функционала своих систем ДБО. Их цель – дать своим клиентам – как физическим, так и юридическим лицам – максимум возможностей в каналах ДБО. 

Несмотря на экономический кризис и сокращение бюджетов на информационные технологии, банки не планируют прекращать инвестиции в развитие систем дистанционного банковского обслуживания. Причем развиваются все каналы ДБО. Согласно статистике, темпы прироста числа пользователей мобильных приложений обгоняют темпы роста интернет-банкинга. 

Эксперты отмечают, что для большей эффективности и результативности различные каналы ДБО – такие как интернет-банкинг, мобильные приложения, контакт-центры, банкоматы – должны быть интегрированы между собой и представлять некое единство. Мы говорим о так называемой омниканальности – бесшовной интеграции различных сервисов ДБО. Возможно, именно омниканальность будет определять в ближайшем будущем вектор развития удаленного взаимодействия клиентов с банками. 

Причем речь идет о развитии омниканальности не только для физических, но и для юридических лиц. Ранее корпоративные системы ДБО серьезно отставали по функционалу и возможностям от удаленных сервисов для частных вкладчиков. В настоящее время корпоративные системы ДБО развиваются, наращивают функционал, выходят на новый уровень. Ряд новых инструментов, которые находятся на стадии реализации или не так давно запущены банками в работу, по мнению экспертов, в ближайшее время получат широкое распространение и значительно облегчат ведение финансовой деятельности компаний. Например, с помощью новой услуги в рамках сервиса ДБО можно перевести весь юридически значимый документооборот в электронный вид, что актуально как в отношениях клиента с банком, так и во взаимодействии непосредственно между клиентами.

Новые сервисы и удобство онлайн-банкинга

Разработчики интернет-банкинга озабочены проблемой создания удобных сервисов – понятного интерфейса системы с привлекательным дизайном, который при этом обеспечит корректную работу в различных браузерах и операционных системах.

Согласно опросу Markswebb Rank & Report, 76% владельцев аккаунтов в онлайн-банкинге просматривают историю операций, еще 64% проверяют остаток на счете. Платежные сервисы востребованы только у трети респондентов, наиболее популярные услуги – оплата мобильной связи (34%) и переводы между своими счетами внутри банка (29%).

Среди наиболее частых проблем, с которыми могут столкнуться пользователи систем ДБО и над которыми банкам нужно работать, – неудобство навигации, отсутствие или неудобное расположение подсказок об ошибках и неправильное построение ввода данных. 

Действительно, навигация не всегда бывает идеальной. Непонятной может быть структура разделов, кроме того, структура может быть нелогичной, дерево навигации может быть узким или, наоборот, чрезмерно большим. 

Подсказки и сообщения об ошибках для разработчика системы не столь значимы, а для пользователя, наоборот, очень важны. Последний должен убедиться, что совершил все операции правильно, поскольку поблизости нет реального консультанта. Банк, в свою очередь, должен стремиться избавить клиента от неудобных элементов управления, группировки длинных цепочек счетов должны быть разбиты на цифровые ряды в 4–5 знаков. Также важно, чтобы сообщения об ошибках были написаны на доступном для пользователя языке и не содержали специальной банковской ­терминологии.

Новый сервис Абсолют Банка

Банки непрерывно совершенствуют свои системы дистанционного взаимодействия как с существующими, так и с потенциальными клиентами. Например, Абсолют Банк в начале октября 2016 года запустил новый интересный сервис, который дает возможность не только клиентам банка, но и всем посетителям корпоративного сайта банка без регистрации совершать переводы, оплачивать услуги более чем 1500 поставщиков, а также погашать кредиты в других банках. При этом сервис позволяет использовать карты на базе платежных систем Visa и MasterCard, выпущенные не только Абсолют Банком, но также и любой другой кредитной о­рганизацией.

Дополнительное преимущество сервиса – возможность выбрать и приобрести в режиме онлайн совместные партнерские продукты банка: услуги юридической поддержки, программы страхования и ряд других. Пользователь также может зарегистрироваться, завести личный кабинет и авторизоваться по номеру мобильного телефона. В этом случае сервис сохранит всю историю операций и избранные платежи. Также предусмотрена возможность привязки карт – пользователю достаточно один раз ввести номер карты любого банка в личном кабинете, и в дальнейшем ему уже не потребуется вводить ­реквизиты. 

Райффайзенбанк запускает новый интернет-банк 

После глубокого анализа потребностей пользователей и тенденций рынка Райффайзенбанк решил запустить новый интернет-банк «Райффайзен-Онлайн», который сменит прежний – «Р-Коннект». Помимо широкого функционала новый онлайн-банк обладает рядом особенностей, которые делают его интуитивно понятным и удобным для пользователей.  

«В ходе разработки нового интернет-банка мы постарались учесть опыт наших основных конкурентов и избежать допущенных ими ошибок. Кроме того, мы опирались на мнение наших клиентов, изучив около 150 тысяч отзывов, – отмечает руководитель отдела электронного бизнеса Райффайзенбанка Наталия Масарская. – В результате у нас получился простой, удобный и хорошо структурированный инструмент по управлению финансами для всей семьи». 

Как и в предыдущей версии, «Райффайзен-Онлайн» сохранит все функциональные возможности управления личными финансами, включая дистанционное управление вкладами, счетами, кредитами, пакетами услуг и ПИФами, а также возможность совершать весь перечень платежных операций, вести учет расходов и накоплений.

«Сегодня невозможно себе представить успешный розничный банк без удобного и технологичного дистанционного обслуживания. Необходимость разработки новой версии интернет-банка в Райффайзенбанке назрела давно. Команда банка проделала огромную работу и создала продукт, соответствующий всем современным стандартам и ожиданиям клиентов», – говорит генеральный директор Frank Research Group Юрий Грибанов.

Разработчики серьезно переработали интерфейс и структуру интернет-банка, объединив продуктовое и операционное меню на одном экране. Это позволит клиентам видеть все продукты и услуги одновременно, а значит, проще ориентироваться и всегда иметь весь необходимый функционал под рукой. 

Основой обновленного интерфейса «Райффайзен-Онлайн» стала гибко настраиваемая модульная система, в которой каждый продукт представлен в виде виджета. Виджеты позволят проводить самые востребованные операции по каждому продукту в пару кликов без необходимости переходить на другие страницы. 

После запуска новый интернет-банк продолжит развиваться, получая новые функциональные возможности. Уже в ближайшее время будут добавлены возможности работы со счетами юридических лиц, управления настройками ­безопасности, настройки регулярных ­платежей. В «Райффайзен-Онлайн» появятся дополнительные информационные сервисы по кредитам.    

 

мнение эксперта

Андрей Григоров, 
ведущий эксперт, ИТ-архитектор систем электронного банковского обслуживания компании 
R-Style Softlab

 

Дистанционное банковское обслуживание клиентов является одним из наиболее перспективных направлений деятельности финансовых учреждений, и на следующий год можно выделить следующие векторы развития удаленных сервисов.

Во-первых, в ближайшее время нас ждет появление в системах ДБО функциональности по работе с начислениями и платежами за жилищно-коммунальные услуги. Запуск ГИС ЖКХ и обязательство всех поставщиков ЖКУ передавать в систему информацию о начислениях дает финансовым организациям возможность организовать удобный прием платежей за ЖКУ через каналы ДБО, в частности через механизмы автоплатежей. Для банков ГИС ЖКХ становится единой точкой общения со всеми поставщиками услуг, при этом отпадает необходимость заключать прямые договоры с каждой компанией по отдельности.

Во-вторых, развитие FinTech-индустрии должно подтолкнуть банки к началу использования еще одного канала ДБО – открытого API. Его использование позволит кредитным организациям стать платформой для создания инновационных сервисов и привлечь к сотрудничеству технологические FinTech-стартапы.

В-третьих, не должны остаться незамеченными шаги Центрального банка, направленные на упрощение процесса доступа населения к банковским услугам. Так, зампред ЦБ Ольга Скоробогатова на форуме FINOPOLIS 2016 сообщила, что регулятором принято решение предложить банкам использовать в качестве системы удаленной идентификации клиентов инфраструктуру Единой системы идентификации и аутентификации (ЕСИА), созданной в рамках развития портала госуслуг. Единожды пройдя идентификацию в ЕСИА в офисе одной финансовой организации, человек сможет удаленно идентифицироваться в другом банке, клиентом которого он не является, и начать пользоваться услугами этого кредитного учреждения. 

 

Поделиться:
 

Возврат к списку