Аналитика и комментарии

19 августа 2016

ИТ является главной составляющей цифрового банка

Технологическая составляющая российских банков продолжает развиваться под влиянием нескольких факторов: ужесточения, с одной стороны, конкуренции, а с другой, законодательного регулирования ЦБ РФ и укрепления тенденции к импортозамещению, что в немалой степени обусловлено удорожанием ИТ-решений иностранного производства. О том, с какими угрозами сталкиваются в сложившейся ситуации профильные управления и департаменты финансово-кредитных организаций и какие первостепенные задачи им при этом приходится решать, рассказал в интервью NBJ начальник управления ИТ-операций и инфраструктуры Touch Bank Дмитрий ПОЛЯКОВ.

NBJ: Дмитрий, насколько актуальна сейчас для банков тема развития ИТ? Какие факторы, обстоятельства и господствующие на банковском рынке тенденции способствуют повышению актуальности этой темы?

Д. ПОЛЯКОВ: Тема развития информационных технологий актуальна сама по себе, независимо от внешних факторов. Если банк работает на рынке и планирует продолжать работать дальше, то он должен полагаться на свои ИТ, особенно сейчас, когда банки становятся цифровыми. ИТ – это основная платформа, на которой держится любой уважающий себя банк. Поэтому в данном вопросе налицо взаимозависимость: ИТ и банк не только связаны между собой, но и напрямую зависят друг от друга. 

NBJ: А какие факторы, влияющие на развитие ИТ в банковском секторе, Вы считаете на сегодняшний день самыми главными и которому из них уделяете наибольшее внимание? Чему Вы придаете значение в создании и совершенствовании ИТ-инфраструктуры банка?

Д. ПОЛЯКОВ: Что касается факторов, то рыночные тенденции, разумеется, влияют на обстановку. Сейчас нужны любые способы сокращения издержек, а ведь хорошо известно: чем больше банк, чем больше у него издержек. В том числе и на содержание персонала, который выполняет иногда неоправданно много ручной работы. В этом контексте естественным образом вырастает роль ИТ, поскольку их использование сейчас является резервом оптимизации для банков. С помощью различных ИТ-решений можно добиться существенного сокращения многих затрат на персонал и автоматизацию новых и старых бизнес-процессов. 

В то же время надо понимать: ни один банк не может сокращать свои расходы за счет «замораживания» услуг или отказа от разработки новых продуктов. Никто из участников рынка не может это сделать, поскольку рынок остается высококонкурентным, и любое отставание может плохо отразиться на банке в целом. 

В общем, любая финансово-кредитная организация должна завладеть той частью платежеспособного сегмента, которая гарантирует ее процветание. В наше время это очень сложно. Вы сами понимаете, что уровень закредитованности населения последние годы рос, а доходы и накопления людей, то есть платежеспособность клиентов, напротив, снижалась. Это, безусловно, сказывается на положении банковских организаций.  

NBJ: Наверное, еще одним фактором, влияющим на развитие ИТ, является рост финансовой грамотности населения? Так или иначе, а люди все больше привыкают к дистанционным технологиям, когда речь идет об их коммуникациях с банками.

Д. ПОЛЯКОВ: Недавно прошедшие демонстрации валютных ипотечников не очень убедили меня в том, что у нас в стране все хорошо обстоит с финансовой грамотностью. С другой стороны, Вы правы: количество клиентов, которые пользуются пластиковыми картами, интернетом и дистанционными каналами банков, действительно существенно увеличилось, и это свидетельствует о росте финансовой культуры. Люди стали более информированными, они больше не боятся оплачивать услуги или товары через интернет. 

Я, к сожалению, не располагаю точными цифрами, которые характеризовали бы ситуацию на рынке в целом, однако могу отметить, что доля электронных и карточных платежей неуклонно растет по сравнению с долей, которую «выбирают» операции с наличными. Сбербанк, к примеру, обнародовал в своих отчетах информацию, что доля электронных платежей в его операциях по карточкам достигла 50% – а ведь еще недавно, и мы все это помним, большая часть платежей и покупок приходилась на наличные, в том числе снятые с карточек через банкоматы. И это начало пути: по стране снятие наличных все еще составляет 70% от всех операций с картами.

NBJ: В начале нашей беседы Вы сказали, что банки вынуждены сокращать свои расходы и затраты. Как это сказывается на финансировании деятельности Вашего управления? Какова динамика этих затрат в последние год-полтора?

Д. ПОЛЯКОВ: Динамика затрат нашего банка действительно сократилась, точнее, ее рост стал заметно меньше относительно предыдущих периодов. Это отразилось на инвестициях в ИТ и капитальных инвестициях в оборудование. Естественно, на динамику расходов повлияло и изменение курсов валют по отношению друг к другу. В этом нет ничего необычного: то же самое я могу сказать о динамике затрат многих других банков или организаций, с которыми мы давно уже сотрудничаем. 

Исключением из правил могут быть крупные банки и финансово-кредитные организации с большим капиталом или банки с госучастием, способные развивать, например, стартапы и другие технологии, привлекающие новых клиентов. Наш Touch Bank в этом смысле занимает хорошие позиции, имея, как стартап, поддержку материнской OTP Group.  

NBJ: Но ведь затраты нельзя сокращать бесконечно без риска потерять в качестве технологической составляющей банка?

Д. ПОЛЯКОВ: Конечно. Поэтому речь должна идти не только и не столько о сокращениях. В последнее время мы стали более четко регламентировать наш бюджет. Сейчас мы тратим на технологии столько, сколько может позволить себе банк. Это не значит, что мы оставили ИТ без внимания, однако мы не стали искать и закупать такие технологические решения, которые привели бы к очень большим затратам при долгой и неочевидной отдаче. То есть приятные любому ИТ-директору опции nice to have – «здорово это иметь» – отложены до лучших времен. Остается только выверенное и необходимое.

Вы сами понимаете, и все в нашей стране это понимают: за последний год произошло сильное изменение стоимости национальной валюты. Поэтому мы исходим из нашего бюджета и заранее высчитываем, сколько мы можем потратить на технологии. 

NBJ: А Вам необходимо средство продвижения и развития своего бизнеса?

Д. ПОЛЯКОВ: Да. Мы выполняем свой собственный план – не пятилетний, а рассчитанный на более короткий временной интервал. Наш план сверстан на один год, в нем учитываются все возможные шаги и последствия принятых решений. Touch Bank планирует завершить то, что начал в 2014–2015 годах в контексте развития своих направлений в бизнесе в интересных и доступных для нас городах и регионах страны. Мы по-прежнему строим цифровой банк для России.

NBJ: Есть ли у вас планы или проекты в сфере обеспечения ИТ, рассчитанные на 2016–2017 годы? Если возможно, расскажите о них подробнее.

Д. ПОЛЯКОВ: Основным финансовым проектом для нас было создание цифрового банка в соответствии с планом, охватывающим 2014–2015 годы. Целью этого проекта было запустить банк и дать ему возможность работать как в регионах, так и в городах федерального значения – в Москве и Санкт-Петербурге. Дальнейший проект касается постепенного и планомерного развития цифровых систем и продвижения нашего банковского продукта. 

Для нас главное – это практика. Помните цитату Маркса: «Практика есть критерий истины». Поэтому мы постоянно ищем лучшие решения, развивая как внутренние, так и внешние проекты интеграции ИТ-компонентов электронных банковских систем. Прежде всего речь идет об интернет-платформах и мобильных платформах. Мы не все успели сделать: так, версии для планшетных устройств еще ждут нашей разработки. Тем не менее мы над этим работаем. Мы будем расширять каналы, по которым работаем сейчас и планируем работать в будущем.

NBJ: В общем, есть проекты по внедрению Ваших систем в различные носители, и эти проекты, если я правильно понимаю, направлены на то, чтобы увеличить объемы предоставляемых клиентам услуг?

Д. ПОЛЯКОВ: Конечно, у нас есть проекты, связанные с развитием такого направления, например обслуживание дебетовых и кредитных карт. Этим проектам мы уделяем особое значение, поскольку именно они должны привлекать клиентов. Мы создали специальный операционный блок для оптимизации и ускорения обслуживания. В общем, проектов у нас много, более 40, не говорю уже о сопутствующих задачах, которые нам неизбежно предстоит решать по мере реализации этих проектов.

Если же говорить о нашей главной цели и задаче в 2016 году, то она очевидна – укрепиться на рынке. 

NBJ: С какими поставщиками Вы предпочитаете сотрудничать и по каким критериям Вы их отбираете?

Д. ПОЛЯКОВ: Touch Bank – международный проект, поэтому почти сразу же после его запуска мы стали ориентироваться на международных партнеров. У нас, конечно, используются продукты компаний Oracle, Microsoft, IBM и т.д. Именно они составляют серьезную часть нашего ландшафта, особенно в части маркетинга и интеграционных продуктов. Мы также сотрудничаем с международной компанией Tieto, представленной в России, и с большими локальными игроками, такими как IBS, «Крок», «Неофлекс», «Глоубайт Консалтинг», «Мастердата» и другими. 
В нашем ИТ-ландшафте в качестве поставщиков решений и партнеров представлен целый набор серьезных игроков. Ни для кого не является секретом тот факт, что они умеют делать свою работу и что именно они создают премиальные решения, качество которых давно зарекомендовало себя на рынке. В целом мы довольны этим сотрудничеством, поскольку знали, кого выбирали, и процедура выбора была несложная. Практически все партнеры продолжают оказывать нам свои услуги с самого начала нашего существования и по сей день.  

NBJ: Но их услуги и решения наверняка недешевы, ведь это все, за редким исключением, нерезиденты. 

Д. ПОЛЯКОВ: Конечно, в последнее время нам стало сложнее сотрудничать с компаниями, предлагающими нам ИТ-решения или услуги в иностранной валюте. Однако мы находим компромиссы с партнерами и поставщиками, и они идут нам навстречу и через своих представителей на территории России создают условия для продолжения нормального сотрудничества нашего банка с ними. 

NBJ: Сейчас много говорят о том, что альтернативой для банков, желающих сэкономить, может стать передача определенных функций в сфере технологической поддержки банков на аутсорсинг. В связи с этим хотел бы задать следующий вопрос: сотрудничает ли Ваш банк в рамках развития ИТ, применяемых в банке, с компаниями-аутсорсерами? Если да, то скажите, пожалуйста, удовлетворяет ли Вас качество этого сотрудничества и каким аспектам Вы придаете наибольшее значение?

Д. ПОЛЯКОВ: Если исключить услуги облачных вычислений и ресурсов, которые мы потребляем в значительном объеме, то мы почти не пользуемся услугами аутсорсинга. Мы не отправляем и не передаем на аутсорсинг какие-либо прямые функции, связанные с ИТ банка. Заказную разработку ПО и его поддержку я не отношу к аутсорсингу, это все же услуги. Кстати, в рамках совместных проектов мы постоянно принимаем у себя внешние команды и даже иногда перестаем отличать своих и командированных сотрудников. 

NBJ: А по каким причинам банк воздерживается от использования аутсорсинга в сфере ИТ?

Д. ПОЛЯКОВ: Это связано в первую очередь с жесткой регуляторной позицией ЦБ РФ по данному вопросу. В ИТ-системах любого банка содержится много конфиденциальной информации и персональных данных, поэтому в связи с новыми требования государства достаточно сложно стало привлекать сотрудников других фирм для работы с нами. 

Могу подчеркнуть, что многие банки прекращают пользоваться услугами аутсорсинга или аутстаффинга, это длится уже несколько лет. Кстати, мы приняли в штат многих экспертов, ранее работавших по внешней модели. Мне отчасти жаль рынок этих услуг, его гибкость, но профессиональные кадры, мне кажется, не сильно пострадали от смены форматов. 

NBJ: На протяжении последних двух лет достаточно популярной была тема импортозамещения в ИТ. Как Вы оцениваете перспективы этого процесса? Могут ли российские банки отказаться от использования западных ИТ-решений в пользу российских разработок и если да, то в какой временной перспективе?

Д. ПОЛЯКОВ: Разумеется, организации могут отказаться от использования иностранных технологий. Многие компании уже давно отказались от импортного ПО и переходят на отечественные технологии, создав либо свои аналоги, либо, как я уже говорил, локализуя деятельность иностранных компаний. 

С другой стороны, история о том, что у нас все импортное, не совсем корректна. В России давно существует и применяется программное обеспечение для бизнеса всех размеров и самых разных потребностей. Россия очень быстро создает прикладные ИТ-системы, аналогичные западным и достаточно качественные по своим характеристикам. Чего у нас нет, так это своей стандартизованной и общепринятой платформы ПО баз данных и операционных систем. Министерство связи и массовых коммуникаций РФ пыталось сделать новые программы и технологии, но пока результатов нет. 
Поэтому если говорить о Touch Bank, то мы работаем в основном с иностранным оборудованием и с импортным ПО. Наши продукты привязаны к этим технологиям, и какое-то время мы будем зависеть от них. С другой стороны, если вдруг будут созданы у нас подобные технологии, отвечающие необходимым стандартам, то мы, разумеется, будем их рассматривать. Чем раньше это произойдет, тем лучше. Но уже сейчас отечественных разработок у нас довольно много, это как минимум треть нашего фонда программ.

NBJ: Как говорят многие эксперты, технологическая составляющая в ИТ – программное обеспечение, «железо» – очень важно, но не менее важно и то, как относятся к ИТ в самом банке, в первую очередь его собственники и топ-менеджеры. Повысился ли, по Вашим наблюдениям, интерес к работе Вашего управления с их стороны? Если да, то с чем это связано?

Д. ПОЛЯКОВ: Этот интерес не повысился и не понизился, он у нас остается таким же высоким, каким был в 2014–2015 годах. ИТ находится в тесном контакте с нашими топ-менеджерами и директорами. Мы одна команда, и для нашего банка развитие ИТ имеет приоритетное значение. Это одно из основных направлений деятельности банка: от того, насколько четко и слаженно будет работать ИТ-составляющая, зависит буквально все. Поскольку мы цифровой банк, любые проблемы, возникающие в ИТ, будут отражаться на наших продуктах и услугах. Именно поэтому мы стремимся к тому, чтобы все работало наилучшим образом. 

беседовал Иван Скогорев
Поделиться:
 

Возврат к списку