Вход Регистрация
 

Аналитика и комментарии

19 июня 2016

Хранилище данных: позитивный опыт внедрения и развития

Корпоративное хранилище данных обеспечивает банк информацией и позволяет оптимизировать деятельность в современных рыночных условиях

Применение консолидированных решений на основе корпоративных хранилищ информации стало сегодня обыденной банковской практикой. Наличие такого корпоративного хранилища данных стало, по сути, обязательным элементом инфраструктуры современного финансово-кредитного учреждения. В основе концепции таких хранилищ лежит идея интеграции ранее разъединенных детализированных данных, которые содержатся в исторических архивах, в единую базу.    

Поскольку хранилище данных объединяет все лучшее из информационных технологий и бизнес-практики банка, необходимо взаимодействие бизнеса и ИТ с целью постоянной координации задач и требований для успешного внедрения хранилища данных.

Построение хранилища данных – это проект, предусматривающий реализацию конкретных функций, востребованных конкретным банком-заказчиком. Зачастую на первоначальном этапе хранилища создаются для подготовки одного из видов отчетности: обязательной или управленческой, а потом функциональность хранилища начинает расширяться. Нередко поначалу создается фундамент универсального хранилища, и на основе этого фундамента реализуются функции, необходимые банку-заказчику на данный момент.

При этом эксперты говорят, что для достижения эффекта от системы хранения необходимо сразу проектировать всю инфраструктуру хранения данных, а не пытаться внедрить отдельно взятый экземпляр.

Посредством построения корпоративного хранилища данных в сочетании с системами бизнес-аналитики решаются самые разнообразные задачи. Среди них, например, такие, как анализ доходности банковских продуктов, кросс-продажи, сегментация клиентов, продуктов и рынков продаж, анализ просроченной задолженности и подготовка/корректировка скоринг-карт, подготовка отчетности по МСФО и РСБУ, расчет и анализ KPI, планирование CashFlow. 

Хранилище данных зависит от масштабов бизнеса

Выбирая платформу для автоматизации хранилища, каждая финансово-кредитная организация принимает во внимание собственные масштабы бизнеса и задачи, которые планирует решать. Здесь можно провести параллель между критериями выбора платформы для автоматизации и критериями выбора АБС. Если средние и небольшие банки, как правило, рассматривают системы, близкие к коробочным решениям и требующие стандартных аппаратных решений, то крупные ретейловые банки, исходя из своих масштабов и огромного объема накопленных и ежедневно генерируемых данных, зачастую выбирают решения от крупнейших производителей. 

Например, проект Банка ВТБ24 по созданию единого корпоративного хранилища данных, которое стало одним из крупнейших не только в России, но и в финансовом секторе Европы. Текущий объем данных в этом КХД составляет более 130 терабайт, а его архитектура допускает легкое масштабирование до сотен терабайт. Ежемесячно отчетностью, создаваемой на новом хранилище, пользуются более 10 тысяч сотрудников банка. Из них около 700 работают с хранилищем непосредственно, а среднее количество активных пользователей в день составляет более 300 человек. Исполнителем данного проекта была выбрана компания GlowByte Consulting. 

«Наряду с уже реализованными задачами, в планах финансово-кредитной организации – развитие системы отчетности в соответствии с требованиями Basel II/III, обеспечение выпуска обязательной отчетности на базе данных КХД, использование технологий Big Data для задач банка, продолжение поддержки модернизации информационных систем банка, поддержка развития сервисов кредитного конвейера», – сообщается в совместном заявлении партнеров.

Когда есть положительный результат

Безусловно, главным критерием эффективности и успешности той или иной системы хранения данных являются конкретные результаты работы, когда банк может подвести итоги и сделать выводы о результативности проекта. Именно к таким выводам пришли в банке «Санкт-Петербург». Так, в текущем году данная финансово-кредитная организация сообщила об итогах развития корпоративного хранилища данных в 2015 году, работы по организации которого начались весной 2014 года.

К основным результатам развития хранилища данных банка эксперты отнесли, во-первых, повышение доверия к данным и расширение их номенклатуры. Во-вторых, создание новых BI-отчетов для контроля обязательных нормативов и финансовых показателей банка, а также технологии подготовки консолидированной отчетности банка при присоединении других финансово-кредитных организаций. 

Банк развивает корпоративное хранилище данных (КХД) на основе платформы «Контур» разработки компании Intersoft Lab с 2014 года. В банке создана инфраструктура корпоративного хранилища данных, налажены процессы сбора первичных данных в хранилище, внедрена технология обеспечения качества данных и построена служба качества данных, развернуты аналитические витрины по кредитным портфелям для юридических и физических лиц.

«В результате основным источником формирования отчетов по кредитной деятельности стало КХД, время подготовки отчетов сократилось в несколько раз. В течение 2015 года за счет оптимизации разработчиком алгоритмов подготовки витрин данных и в результате работы «Службы качества данных» банка удалось выявить и устранить причины появления различных ошибок», – сообщается в пресс-релизе.

По заявлению партнеров, многократно возросла скорость получения данных для анализа кредитного портфеля банка, повысилось доверие к данным со стороны бизнес-пользователей.
Еще об одном проекте, связанном с построением ХД в банковской организации, сообщили в компании Intersoft Lab в конце марта текущего года. Речь идет о завершении первого этапа построения системы управления прибыльностью в Банке Казани. 

В ходе проекта была развернута инфраструктура хранилища данных на коммерческой платформе «Контур», на основе СПО Pentaho Data Integration Kettle ETL обеспечена интеграция с АБС банка, автоматизирован выпуск управленческой отчетности.

В ходе первого этапа специалисты компании-разработчика построили в банке единое хранилище для данных бухгалтерского учета, нормативно-справочной информации и информации по клиентам, настроили процедуры контроля качества данных и обеспечили выверку данных в хранилище. 

«Важной целью стартового этапа проекта было создание технологической платформы для поддержки современных управленческих технологий. Полученная в результате инфраструктура хранилища данных позволяет банку далее последовательно расширять состав данных для решения различных аналитических задач, с которыми в департамент информационных технологий обращаются и финансисты, и зарабатывающие подразделения, – заявил CIO Банка Казани Олег Бачурин. – Готовые механизмы контроля качества данных, их обогащения и интерактивного анализа позволяют существенно экономить на создании новых отчетов. Немаловажно и то, что за счет использования в проекте инструментов интеграции на основе ПО с открытым кодом достигнута оптимизация бюджета проекта».

Проект будет продолжен. Уже на следующем его этапе планируется «дополнить хранилище данными по кредитным и депозитным договорам, обеспечить подготовку аналитической отчетности по этим портфелям финансовых инструментов, автоматизировать расчет трансфертной стоимости ресурсов и аллокаций накладных расходов», – сообщают в компании Intersoft Lab. 

 

мнение эксперта

Максим АСТАХОВ, 
руководитель коммерческого офиса компании Intersoft Lab

В ИТ-проектах, особенно в таких масштабных, как построение хранилища данных, банку важно начать получать значимый для бизнеса результат как можно быстрее. Опыт Intersoft Lab, успешно реализовавшей более 200 проектов построения ХД и управленческих систем, обеспечивает минимальные сроки развертывания ХД и прикладной функциональности на его основе. Благодаря готовой отраслевой модели данных сроки построения ХД по данным бухучета составляют два-три месяца, с учетом сбора данных оперативного учета – от шести месяцев, автоматизация сегментированной управленческой отчетности занимает два-три месяца, на ИТ-поддержку расчета трансфертных доходов/расходов по данным сделок потребуется три месяца, на автоматизацию модели аллокаций расходов любой сложности – три месяца, финансового планирования – четыре-пять месяцев. Результат обеспечивает наличие в составе ВРМ-платформы «Контур» тиражных высокоадаптивных приложений, спроектированных с учетом лучших управленческих практик банков.

  • Currently 10/10

Всего проголосовало: 1

10.0

текст Оксана Дяченко

Комментировать могут только зарегистрированные пользователи

Мы в сетевых сообществах: 

Голосование

Чем вы считаете биткоин?

Загрузка результатов голосования. Пожалуйста подождите...
Все голосования

Календарь мероприятий

Ближайшие мероприятия

Видео

26 сентября 2017 года состоялся Осенний Интеллектуальный кубок

26 сентября 2017 года состоялся Осенний Интеллектуальный кубок в номинациях "Самый интеллектуальный банк", "Самая интеллектуальная компания в финансовой сфере" и "Самая интеллектуальная компания...

Яндекс.Метрика