Аналитика и комментарии

19 июня 2016

Ставка на собственные силы в развитии информационных технологий

Два года наша страна сталкивается с целым рядом новых для нее вызовов и с ограничениями, которые возникли в результате введения против России санкций. Испытанием на прочность как для нашего общества, так и для национальной экономики стало, как считает председатель Комитета Госдумы РФ по информационной политике, информационным технологиям и связи, председатель Совета РОЦИТ Леонид ЛЕВИН, разрушение трансграничности интернет-пространства. Как это может отра-зиться на защите наших информационных систем, какие шаги, в том числе и с точки зрения законодательства, должны быть предприняты для минимизации причиненного России ущерба – на эти и другие вопросы Леонид ЛЕВИН ответил в интервью NBJ.

NBJ: Леонид Леонидович, как Вы в целом оцениваете уровень развития информационных технологий в России и уровень их проникновения как в повседневную жизнь наших граждан, так и в процессы функционирования бизнеса?

Л. ЛЕВИН: У нас более 84 миллионов интернет-пользователей. При этом достаточно велико количество людей, которые являются потребителями различных цифровых товаров и услуг. Например, достаточно экзотический сервис по распознаванию музыки со звука имеет в нашей стране свыше 35 млн пользователей. В то же время удручающе низки средние и интегральные показатели цифровой грамотности. 

NBJ: Насколько низкими они являются?

Л. ЛЕВИН: Согласно исследованию Регио-нального общественного центра интернет-технологий (РОЦИТ), значение индекса цифровой грамотности в целом по стране составляет 4,79 по десятибалльной шкале. В основном это обусловлено низкими навыками критической оценки информации, которую можно найти в интернете, и опасно малыми навыками защиты собственной информации. РОЦИТ активно занимается вопросами обучения населения цифровым навыкам, в том числе и потому, что слабые знания граждан в этих вопросах в современных условиях уже представляют общественную опасность. 

Распространение цифрового потреб-ления говорит о хорошем развитии сетевого бизнеса, в то же время проникновение интернета в традиционные сегменты национального рынка недостаточно. Именно для того, чтобы стимулировать процесс интернетизации отечественной экономики, в прошлом году был создан Институт развития интернета (ИРИ), который стал площадкой общения всех заинтересованных лиц и структур – со стороны как государства, так и бизнеса и гражданского общества.

NBJ: Отвечая на первый вопрос, Вы подтвердили тот вывод, к которому пришли многие эксперты: развитие ИТ – явление положительное и закономерное, но оно неизбежно приводит к росту рисков, в том числе и тех, которые связаны с потерей критически важных данных, средств компаний и граждан (если речь идет об электронном мошенничестве) и т.д. Есть ли, по Вашему мнению, способы минимизировать эти риски путем изменения действующего законодательства?

Л. ЛЕВИН: Наше законодательство в целом развивается в направлении, сходном с большинством развитых стран. В то же время наказания за утечку персональных данных у нас несопоставимо мягче. Возможно, этот вопрос будет решен в относительно близкой перспективе, когда будет разрабатываться новый комплексный закон о персональных данных, необходимый в условиях наступающего «интернета вещей».

NBJ: Какие изменения, с Вашей точки зрения, необходимо внести в законодательство, в первую очередь в рамках регулирования сферы ИТ?

Л. ЛЕВИН: В дорожных картах Института развития интернета десятки первоочередных мер, многие из которых необходимо реализовать для поддержания конкурентоспособности отечественной экономики. Скажу больше, их нужно было вводить еще вчера! Самые неотложные из них вошли в перечень поручений президента Российской Федерации от 29 января этого года. Один такой законопроект уже рассматривается в Государственной думе – речь идет об уравнивании отечественных и зарубежных компаний при осуществлении продаж в интернете. Этот законопроект является сложным, поскольку он включает в себя и вопросы возврата налога на добавленную стоимость (НДС) отечественным компаниям, и ряд других тем. Другой вопрос, также требующий неотложных законодательных мер, – это поручение № 11. В идеале в результате его исполнения должна быть создана простая, но надежно защищенная система идентификации клиентов интернет-сервисов с использованием уже существующих технологий, например по SIM-картам. Хотел бы особо подчеркнуть, что эта система идентификации разрабатывается так, чтобы она была пригодной и для применения в банковской сфере. 

NBJ: Какое влияние на сферу ИТ, по Вашей экспертной оценке, оказало ухудшение отношений между Россией и странами Запада и, как результат, возникновение риска политически мотивированных компьютерных атак либо совершения иных злонамеренных действий в сфере ИТ?

Л. ЛЕВИН: Мы столкнулись с реальным разрушением трансграничности интернета. Администрация США подвергла коллективному наказанию всех проживающих в Крыму за их голосование на референдуме по вопросу о присоединении Республики Крым к Российской Федерации. Ряд крупнейших американских компаний под давлением правительства перестали оказывать им услуги. Совершенно логично сделать вывод, что этот прецедент показывает, что американские экономические субъекты – как государственные, так и частные – способны на любые действия по нанесению вреда нашим гражданам в интернете вне зависимости от их политических взглядов. И этот момент необходимо учитывать в том числе и тогда, когда мы работаем над развитием интернет-технологий и над системами информационной безопасности. 

NBJ: Санкции, которые были введены против нашей страны, в том числе и те санкции, о которых Вы упомянули, поставили на повестку дня вопрос об импортозамещении в сфере ИТ. Как Вы оцениваете ход этого процесса? Есть ли, с Вашей точки зрения, возможности и способы ускорить его с помощью изменения законодательства? 

Л. ЛЕВИН: Первый шаг в этом направлении нами уже сделан: летом прошлого года был принят закон «О реестре отечес-твенного программного обеспечения». В настоящее время министерство обрабатывает большой поток заявок: поступили уже сотни обращений. 

Следующим шагом должно стать принятие закона об уравнивании всех платежей в интернете, который должен исключить существующие сейчас преимущества иностранных компаний, не платящих НДС. О необходимости ликвидации этой несправедливости публично говорил президент. Соответствующий законопроект рассматривается Государственной думой. Имеется также поручение президента о дальнейшем распространении закона «О реестре отечественного программного обеспечения» на другие категории госзакупщиков, кроме органов государственной власти. Такой законопроект, в случае если вопрос опять не удастся решить правительственным постановлением, потребует подкрепления в виде мер государственной поддержки обучения отечественным прог-раммным продуктам в школе и высших учебных заведениях. 

Когда мы говорим об импортозамещении в сфере ИТ, надо иметь в виду следующее: невозможность для российских компаний полностью самостоятельно обеспечить обучение отечественным программам в учебных заведениях пока что предопределяет успех демпинга зарубежных конкурентов. Они за счет бесплатного обучения практически создали у нас целое поколение специалистов, не только не знающих ничего, кроме зарубежного софта, но часто даже не способных рассказать о его объективных преимуществах перед отечественными аналогами (а такое нередко, к сожалению, имеет место). Для таких специалистов закон «О реестре отечественного программного обеспечения», требующий мотивировки закупки иностранного при наличии отечественного аналога, создает реальные трудности: они используют западный софт, но не могут аргументированно объяснить почему. Очевидно, что в этом вопросе необходимы перемены как на законодательном, так и на образовательном уровне.  

беседовал Иван Скогорев
Поделиться:
 

Возврат к списку