Аналитика и комментарии

19 июня 2016

«Инфосистемы Джет»: рынок активно присматривается к СПО

Прикладные сервисы – ценнейший инструмент для любого банка. Создавать их на базе промышленных платформ или свободного программного обеспечения (СПО)? Вопрос непростой и весьма актуальный: у каждого подхода свои «за» и «против», разобраться в которых под силу только опытному разработчику. О тонкостях такого выбора и роли СПО в современном прикладном ландшафте рассказал в интервью NBJ директор по развитию бизнеса Центра программных решений компании «Инфосистемы Джет» Дмитрий СЕРГЕЕВ.   

NBJ: Дмитрий, какие прикладные задачи сегодня в приоритете у банков? 

Д. СЕРГЕЕВ: Основные задачи связаны с развитием каналов обслуживания клиентов – именно на этом поле конкурируют современные банки. Их популярность во многом зависит от того, насколько они удовлетворяют клиента с точки зрения удобства и скорости обслуживания, простоты использования и функциональности сервисов, в том числе предоставляемых удаленно. Все это предмет для постоянной модернизации и развития. Соответственно, возникает множество задач по интеграции, доработке софта, разработке новых сервисов. Решая их, мы обязательно погружаемся в специфику конкретного бизнеса. Это позволяет сориентировать заказчика в выборе технологического решения и разработать именно то, что нужно ему, – на базе вендорского или свободно распространяемого софта. 

NBJ: А чем отличаются заказные разработки на базе СПО от промышленных решений?

Д. СЕРГЕЕВ: Главное отличие и основной плюс решений на основе СПО – гибкость. При необходимости можно попросить сообщество разработчиков внести изменения, и вам, скорее всего, не откажут. Повлиять на вендора куда сложнее. В то же время в случае с СПО нет явного ответственного, что вызывает вопросы относительно стратегии развития продуктов и поддержки установленных решений. Сообщество, конечно, заявляет о планах по выпуску новых версий, однако такие заявления, как правило, расплывчаты и требуют разъяснений. Что касается сопровождения, эту задачу логично поручить разработчику конкретной эксплуатационной кон-струкции. Мы, например, несем перед заказчиками финансовую ответственность за функционирование наших решений.

NBJ: В каких случаях предпочтение следует отдавать СПО, а в каких – вендорским платформам? 

Д. СЕРГЕЕВ: Многое зависит от бюджета, планов по развитию и компетенций сопровождающей команды внутри банка. Решения на базе СПО по сравнению с промышленными требуют явно меньших затрат на старте, но при этом к ним есть ряд вопросов, о которых говорилось выше. 

Например, банк, занимавшийся обслуживанием юрлиц, решает выйти на розничный рынок. В начале пути непонятно, «выстрелит» ли проект. Поэтому стоит выбирать технологии, требующие минимальных капитальных вложений, максимально задействовать облачные арендные схемы. Однако на следующем этапе, когда клиентов станет больше, прежнее решение может стать сдерживающим фактором, так как имеет ограничения в части производительности, функциональности, удобства обслуживания. И тогда может потребоваться модернизация как прикладного ландшафта, так и инфраструктуры. 

Единого готового рецепта нет. При построении прикладных решений на базе СПО либо вендорских технологических стеков мы учитываем особенности конкретного заказчика. Например, в банке «Оранжевый» для интеграции фронт-офисной системы и АБС мы использовали технологии IBM. В то же время для компании «МигКредит» более подходящей оказалась открытая платформа JBoss Fuse, на которой мы успешно автоматизировали кредитный конвейер, объединив семь прикладных систем и платежные шлюзы. 

NBJ: Пользуются ли продукты на базе СПО спросом в enterprise-сегменте и в частности у банков? 

Д. СЕРГЕЕВ: В целом на рынке наблюдается рост интереса к свободно распространяемому софту, связанный с импортозамещением. Например, для одного из телеком-операторов мы делаем решение практически полностью на СПО. Смотрят в эту сторону и госструктуры. Финансовый сектор более консервативен, но даже крупные банки тратят немалые суммы на изыскание альтернатив существующим вендорским решениям. Думаю, этот интерес будет расти, как и зрелость самого софта, и опыт его эксплуатации. И банки, которые уже движутся в данном направлении, имеют шанс вырваться далеко вперед: раньше остальных обкатать свое решение, получить опыт сопровождения, выйти на версионность продуктов и т.д. Сейчас самое время заняться данным вопросом – как минимум изучить возможности СПО на примере менее критичных задач.   

беседовала Екатерина Чернышева
Поделиться:
 

Возврат к списку