Аналитика и комментарии

16 мая 2016

Перспективные ИТ-решения для успешного бизнеса

За последние 10 лет информационные технологии интенсивно развиваются, тем самым позволяя использовать все более и более широкий спектр услуг. В стороне от развития не остался и банковский сектор. Активное применение новых технологий помогает финансово-кредитным учреждениям проще взаимодействовать с клиентами и предоставлять большой набор услуг. О новых ИТ-направлениях и о том, что ждет впереди банковский сектор, в интервью NBJ рассказал руководитель департамента информационных технологий – старший вице-президент банка ВТБ Дмитрий НАЗИПОВ.            

NBJ: Дмитрий Айратович, какие направления с точки зрения оптимизации ИТ-инфра-структуры банков будут наиболее востребованными в 2016 году?

Д. НАЗИПОВ: Я бы выделил несколько направлений. Во-первых, я считаю, что банки продолжат развитие частных «облаков», поскольку эта технология позволяет обеспечить заметную экономию средств и ресурсов путем оперативного управления производительностью. Вторым направлением являются виртуальные рабочие места VDI, которые позволяют заметно снизить затраты на текущую эксплуатацию рабочих мест и обеспечить дополнительную гибкость для их развертывания в условиях активного переформатирования филиальной сети. Третье направление – это корпоративная мобильность, которая в банках сейчас получила новый импульс, как с точки зрения доступа клиентов к услугам банка, так и с точки зрения доступа сотрудников к системам банков посредством мобильных рабочих мест, в том числе и BYOD.    

NBJ: Какие ИТ-решения и услуги, по Вашим прогнозам, будут пользоваться повышенным спросом? 

Д. НАЗИПОВ: Здесь, я думаю, все понятно: банки уходят в дистанционные каналы. В данный момент все идет к тому, что банковские продукты должны быть доступными через мобильные каналы, как для розничных, так и для корпоративных клиентов. Это действительно основной тренд последних лет. 

NBJ: Можно ли говорить о том, что тема «облачных» вычислительных технологий угасла, или она перешла в повседневную жизнь для банковского сектора?

Д. НАЗИПОВ: Данная тема перешла в повседневную жизнь и приобрела для российского банковского сектора формат внутренних частных «облаков». То есть банки создают собственные «облака» и пытаются на них развернуть доступ к банковским ресурсам. Фактически в российском банкинге, на мой взгляд, происходит «облачная» революция, но она в основном ориентирована на частные «облака». 

NBJ: Какую роль, по Вашему мнению, сейчас играют вопросы, связанные с обеспечением безопасности банковских систем? Какие «тонкие места» банки выделяют в данном вопросе при общении с компаниями-интеграторами и вендорами и на чем они делают акцент, запрашивая услуги в данной сфере?

Д. НАЗИПОВ: За последний год было много примеров весьма изощренных и эффективных атак на банковские информационные системы. Мы говорим не только о тех атаках, которые были всегда традиционными и широко распространенными, например, перехват управления компьютером клиента и вывод с банковского счета клиентских денег. В последние два года появились новые виды атак, когда захватывается управление компьютерами банка и хищение происходит изнутри банковского периметра. 

Подобного рода захват управления банковскими системами и глубокое проникновение хакеров в системы, в том числе и процессинговые, привел к многомиллиардным хищениям. Это действительно новый уровень атак на банковскую инфраструктуру, который порождает вопросы к регулятору и банкам об адекватности защиты и наличии механизмов остановки хищений и возврата украденных средств. Поэтому банки уделяют достаточно большое внимание развитию систем безопасности и вкладывают в него значительные средства. 

Разумеется, необходимо не только уделять внимание внедрению новых ИТ-систем, но и принимать меры против обычной беспечности или халатности. К сожалению, роль последнего фактора пока еще очень высока. В то же время Банк России сейчас создал специальный центр по компьютерной финансовой безопасности, который должен бороться с подобными происшествиями. Безусловно, ограничить и ликвидировать подобные атаки возможно только консолидированными усилиями всего банковского сообщества. 

NBJ: Можно ли говорить о том, что настало время офисов будущего? Насколько актуальна эта тема в сегодняшние непростые экономические времена?

Д. НАЗИПОВ: Я думаю, что эта тема крайне актуальна. Другое дело, что банк в ближайшее время не сможет полностью избавиться от офисов, поскольку физическое присутствие банка – это одно из его конкурентных преимуществ. Скорее здесь речь идет о том, что банки облегчают формат регионального присутствия и пытаются перевести большую часть сервисов в мобильные и дистанционные каналы. Тем не менее полного отказа от физического присутствия пока не наблюдается. 

В качестве полностью виртуальных банков можно отметить Тинькофф Банк и Рокетбанк. Но, конечно же, гораздо больше на рынке заметны традиционные финансово-кредитные организации, которые продолжают работать с клиентами через региональную сеть и параллельно внедряют виртуальные информационные каналы. Однако поиски новых форматов присутствия банков продолжаются. Безусловно, важное значение в банкинге имеет вывод бэк-офисов из точек продаж и централизация операционного обслуживания. Это очень заметный тренд, и практически все банки в настоящее время пошли этой дорогой, сконцентрировав свои массовые операционные подразделения в одном месте. 

В банках также широко используются устройства самообслуживания, которые способны работать полностью в автономном режиме достаточно продолжительное время. Новый проект группы ВТБ – Почта Банк, реализуемый совместно с Почтой России, – порождает новый формат банковского офиса, когда сотрудник Почты России становится агентом банка по финансовым услугам. Такого рода форматы давно уже апробируются в сети розничного потребительского кредитования, когда собственных сотрудников банка, присутствующих в точках продаж, существенно меньше по сравнению с агентами, не работающими в банке и не являющимися банковскими сотрудниками. 

Банки действительно наряду с уходом в мобильные и дистанционные каналы активно экспериментируют с форматами точек продаж, делая их более легкими, передавая на аутсорсинг часть функций, сокращая персонал, создавая огромные центры поддержки для этих точек. Основными критериями для организации работы филиальной сети сейчас являются эффективность, низкие затраты и скорость развертывания подобного рода филиалов. 

NBJ: Возможно, есть еще какие-то направления (виды услуг), которые пока не пользуются повышенным спросом, но, по Вашему экспертному мнению, станут востребованными в среднесрочной перспективе. Поделитесь Вашим мнением по этому вопросу. 

Д. НАЗИПОВ: Я могу рассказать о двух технологиях. Первая из них – это так называемая технология PFM, персональный финансовый менеджер. Речь идет о программном обеспечении, которое встраивается в мобильный банк и интернет-банк и позволяет клиентам получать полную картину своего бюджета: приход и расход средств, вплоть до того, что можно получить данные о том, сколько средств тратится на одежду, продукты питания, путешес-твия, мобильную связь и т.д. Это крайне полезное дополнение, которое позволяет оптимизировать бюджет на хозяйство. В частности, есть функция «Накопить на мечту», когда клиент в структуру своих затрат добавляет идею накопления на крупные покупки и серьезные затраты, откладывая средства из семейного бюджета. Я думаю, что это позволяет перевести на новый уровень взаимодействие клиента и банка, когда банк является не только провайдером финансовых сервисов, но и доверенным советником клиента и его семьи по расходованию средств.

Второе направление также чрезвычайно интересно: это банк, выступающий в роли полнофункционального сервис-провайдера для бизнеса, особенно для малого и среднего. В этом случае банк предоставляет клиенту полный сервис и набор услуг, ориентированных на конкретные профили бизнеса и сегменты индустрии, например, полное банковское обслуживание кафе или ресторана.

Единый банковский договор может включать в себя торговый эквайринг, кредитование, страхование имущества, лизинг, зарплатный проект и пр. В такой же комплект может входить «облачная» бухгалтерия, документооборот с поставщиками товаров и услуг и, более того, аппаратное обеспечение терминалов, которые установлены в этих предприятиях общественного питания или торговли, что позволяет обеспечить полный цикл производственной деятельности этого малого бизнеса, начиная от закупки товаров и услуг и заканчивая продажей товаров конечному потребителю. 

На самом деле, банк в этой парадигме становится чем-то гораздо большим, чем просто финансовый посредник. Он становится организатором и советником клиента по развитию его бизнеса. Я думаю, что именно в сторону расширения и углубления банковских сервисов и будут двигаться наиболее успешные банки. 

беседовала Екатерина Чернышева
Поделиться:
 

Возврат к списку