Вход Регистрация
 
Мы в социальных сетях

Аналитика и комментарии

04 апреля 2016

Запсибкомбанк о реалиях процессного управления

А. СИДОРОВ: «Самое важное – это менталитет. Люди начали думать эффективно и понимают, что электронная среда не прощает безответственности»

A A A

«Старые» банки, в которых документооборот совершался на бумаге, а любое вновь внедренное ИТ-решение воспринималось сначала как чудо, а потом – как объект разочарования, уходят в прошлое. На их место приходят банки, для которых характерен высокий уровень автоматизации бизнес-процессов. О том, как работают такие организации, рассказал NBJ на примере своего банка вице-президент Запсибкомбанка Андрей СИДОРОВ. 

NBJ: Андрей, в 2015 году Запсибкомбанку исполнилось 25 лет. Каких успехов удалось достичь за это время?

А. СИДОРОВ: За 25 лет Запсибкомбанк вырос и расширил перечень услуг. В 2015 году мы получили награды из числа самых престижных в профессиональной сфере. В XI Всероссийской премии «Банковское дело» мы стали победителями в номинации «Лучший региональный банк страны». Банк также завоевал первое место в номинации «Лучшая программа управления рисками» премии «Лучший риск-менеджмент в России и СНГ – 2015». Сайт Запсибкомбанка признан лучшим в ежегодном исследовании эффективности веб-сайтов российских банков по данным агентства «Марксвебб Ранк энд Репорт». Но, конечно, самое главное достижение банка – доверие клиентов, которые ценят, что мы используем лучшие технологические решения.  

NBJ: На каком этапе вы приняли решение о переходе на процессное управление? 

А. СИДОРОВ: Сначала мы воспользовались процессным подходом, чтобы понять, чем мы занимаемся, чтобы регламентировать нашу работу. В 2011–2012 годах возникла ситуация, когда мы поняли, что процессная модель избавляет нас от необходимости писать техническое задание для вендоров информационных систем. Оно, конечно, осталось, но стало существенно проще: рисуешь процесс, понимаешь, что должно происходить и какой результат должен быть достигнут. Наполнение форм, содержание отчетов – это уже нюансы.

NBJ: По каким критериям вы выбирали систему для автоматизации? 

А. СИДОРОВ: Первый критерий – понятная нотация. Сама методика описания должна быть простой. Если вспомнить развитие процессного управления, начиная с Гради Буча, Джеймса Рамбо и прочих авторов методик, там было до 16–20 процессных диаграмм, показать это пользователю было нереально. Когда появилась activity-диаграмма в BPMN 2.0 – очень простая, понятная, позволяющая с помощью трех-пяти элементов показать любой процесс, – мы поняли, что время пришло. 

Второе требование – чтобы нотация поддерживалась и чтобы была среда, в которой можно управлять системой. Язык программирования тоже должен быть понятным, как, например, C#, который используется в ELMA. 

Третий критерий, пожалуй, самый важный: должен быть партнер, который владеет этим инструментом и может на начальном этапе внедрения поддержать клиента. 

С выбором системы и партнера по внедрению у нас связана целая история. Мы выбирали систему электронного документооборота. Не нравилось все: то среда, то жесткость систем. Если нравилась система, то не устраивала цена. У зарубежных аналогов, например, есть неплохие системы, но цена была неразумной. Затем один из наших программистов рассказал нам о хорошей методике и хорошем процессном управлении системы ELMA. Они приехали, показали продукт. На тот момент тюменского партнера у них не было. 

Нам также понравилось общаться с компанией «Тюмбит-АСУ», которая предлагала решение другого вендора. но в итоге из всех систем мы предпочли ELMA. Мы сказали ребятам из «Тюмбита»: «Есть вариант – вы становитесь партнером ELMA, и мы продолжаем работать. Другую систему мы брать не будем в любом случае». Так и получилось.

NBJ: Какие бизнес-процессы автоматизировали в первую очередь и почему?

А. СИДОРОВ: Мы начали с самых массовых процессов: входящие письма, служебные записки, распоряжения и приказы, счета на оплату. Они сразу дали нагрузку и позволили оптимально отстроить систему. Следующие процессы мы разрабатывали уже в штатном режиме. 

Внедрение первых процессов прошло удачно. Весь банк вовлекся в процесс творчества. Поначалу, конечно, бумаги вместе с электронными версиями ходили… Есть такое исследование, что бумажный документооборот увеличивается при внедрении электронного. Это реально так. Каждый хотел, получив электронный документ, изготовить себе бумажную копию, на которую ему удобно смотреть, удобно читать и т.д. С этим мы столкнулись, переболели, пережили. 

Самым тяжелым испытанием стала высоконагруженность системы. Когда мы подключили примерно половину сотрудников, система сказала: «Что-то вас много, ребята». Это был сложный этап, около полугода мы боролись, и «Тюмбит-АСУ» нам в этом очень помогал. В результате мы оптимально отладили работу системы с учетом нашей структуры. 

NBJ: Как вы развиваете систему внутри банка?

А. СИДОРОВ: Систему развиваем по намеченному сценарию. Люди привыкли к электронной среде, все внутренние документы мы смело убрали в систему: движения бумаг по банку практически нет. Остались такие уникальные документы, как решения правления, которые ЦБ РФ требует с оригинальными подписями и печатью.

Сейчас мы создаем сложные процессы. Не просто распоряжения одного сотрудника другому, а уже цепочки. На каждом этапе есть ответственный: кто ввел, кто проконтролировал, кто обработал, кто дал обратную связь клиенту. Это позволяет не упустить ни один важный момент из тех, что мы учли при проектировании. То, что забыли, никогда не выполняется, но гибкость доработки нас спасает. Если мы находим какое-то несоответствие, то его достаточно легко исправить. 

Внедрение процессов меняет мышление. Раньше у нас было «бумажное» мышление. К десятому, двадцатому процессу, к сотне процессов приходит осознание, что все по-другому нужно делать. Сейчас процессы уже легче и быстрее получаются, потому что мы заменили «бумажный» менталитет на 
«процессный». 

NBJ: Как бы вы оценили эффект внедрения ELMA?

А. СИДОРОВ: Когда мы защищали ELMA внутри банка, то измеряли эффект в бумаге, в затратах времени. Знаете, нужно измерять эффект таких систем в эффективности. Эффективность – это не время или деньги в виде материальных расходов на бумагу, тонер, печать. Самое важное – это менталитет. Люди начали думать эффективно и понимать, что электронная среда не прощает безответственности. Если сотрудник все правильно сделал, он сразу получает результат, если нет – получает отказ. Самая главная победа в том, что время принятия решений сжалось.

NBJ: Вы известны как идеолог и инвестор инновационных проектов. Как Вы думаете, как будут выглядеть банки через 10 лет? 

А. СИДОРОВ: Если применить «импортный» термин, будущее – это digital banking. На самом деле, я не люблю иностранные термины. Цифровой банк позволит человеку, не обращаясь в офис, зайти на сайт банка и получить любую услугу: совершить платеж, разместить депозит, оформить кредит.

Как всегда, вначале у людей бывает избыточный оптимизм: «Ура, мы все будем отдыхать, а компьютеры будут работать». На самом деле работа сотрудников банка остается, меняются обязанности, и возникает даже большая ответственность. Кто-то же эти процессы пишет, кто-то следит за их производительностью, эффективностью, прибыльностью, удобством. Сотрудники банков должны быть еще умнее, надежнее, интеллектуальнее, совсем с другим менталитетом, всесторонне развитыми. Такой будет цифровая эра банкинга.

NBJ: Какие рекомендации вы можете дать тем, кто только начинает задумываться о внедрении бизнес-процессов в своей компании?

А. СИДОРОВ: Организация – это сложный организм, а не монолит. В организации есть люди, которые пользуются существующими технологиями. Есть сторонники бумаг, а есть те, кто живет в картинке мира «Всегда так делали, почему мы должны делать по-другому?». Идеологу процессного управления нужно быть готовым к таким фразам и определенного рода сопротивлению. На мой взгляд, вознаграждение того стоит. 

У меня есть теория четырехлетнего цикла. Первый год – оптимизм, все чего-то ждут, никто ничего не спрашивает. Второй год все чувствуют себя обманутыми: новая технология эффекта не принесла, а еще и работать, оказывается, надо. Третий год – видны первые результаты. И, наконец, четвертый год – сбор урожая. Сейчас мы проходим четвертый год, у нас уже есть хорошие примеры, есть понимание, что новая технология действительно выигрышная.  

  • Currently 10/10

Всего проголосовало: 1

10.0

беседовала Ольга Лялина
Поделиться:

Комментировать могут только зарегистрированные пользователи

Новости банков и компаний

Х Юбилейный рождественский бал «Сокровища России»
Промышленное производство в Индии продемонстрировало рост
Компания «Балтийский лизинг» приняла участие в выставке «ЛЕСДРЕВМАШ 2018»
Национальный совет финансового рынка отмечает свой первый юбилей

Календарь мероприятий

Ближайшие мероприятия

Видео

Летний Интеллектуальный Кубок 2018г.

Летний Интеллектуальный Кубок NBJ 29 мая 2018г.

Яндекс.Метрика