Аналитика и комментарии

09 марта 2016

Автоматизация процессов подготовки управленческой отчетности банков

Подготовка управленческой отчетности – деятельность, характерная абсолютно для всех банков. У каждого банка свой подход к этой стандартной задаче. Многие до сих пор прибегают к базовым средствам автоматизации, используя Excel и Access. Данный метод весьма трудоемкий, затратный по времени, не позволяет работать с большим количеством информации и составлять эффективные детальные отчеты. Каким же образом организовать максимально действенную и отвечающую требованиям банка систему автоматизации управленческой отчетности? 

Для начала выделим характерные особенности сбора отчетов деятельности банков. Существует три основных вида проблем.

Первая – длительность выгрузки отчетности. Вторая проблема заключается в том, что готовящаяся отчетность не отвечает требованиям по качеству и достоверности, а также не содержит всю необходимую информацию. Третья проблема – длительные сроки подготовки. Это достаточно трудоемкая работа, которая требует привлечения большого количества ресурсов. Без внедрения автоматизированной системы подготовки отчетности практически невозможно получить финансовые результаты по Центрам финансовой ответственности (ЦФО), продуктам, клиентам, контрактам.
Для решения перечисленных задач компания РДТЕХ разработала типовое решение по подготовке управленческой отчетности на базе продуктов OFSAA (Oracle Financial Services Analytical Applications). В результате внедрения системы конечный пользователь получает в свое распоряжение мощный инструмент сбора отчетности, способный производить расчеты за конкретную дату или произвольный отчетный период. Встроенная среда Oracle BI позволяет формировать из полученных данных фиксированные и гибкие отчеты.

Функционально система организована в виде конвейера, на который поступают данные первичного учета из дата-центра. Затем, пройдя поэтапную обработку, данные формируют своеобразные «витрины» управленческой отчетности (УО): детальные сделочные или сводные витрины отчетности BS/PL (сводный баланс/отчет о прибыли и убытках), витрину показателей эффективности. Такие отчеты позволяют проводить анализ финансовых результатов по каждому из необходимых пользователю разрезов.

Подготовка управленческой отчетности на базе решения OFSAA проходит в три ключевых этапа: обогащение первичных данных, генерация расчетных сделок, корректировка первичных данных по РСБУ на уровне расчетных сделок.

При подготовке УО требуются данные, которые по некоторым причинам зачастую отсутствуют либо содержат погрешности. Именно поэтому задача первого этапа – обогащение первичных данных. Система компенсирует недостающую информацию на основе уже имеющихся данных и производит самостоятельный расчет, например, так происходит расчет среднего остатка за период, процентный расход и т.п. Решение по подготовке управленческой отчетности может как восстановить недостающие атрибуты (например, при восстановлении деталей сделки компенсируется связь сделки с лицевым счетом учета резервов), так и провести виртуальную сделку. Если в наличии имеются только бухгалтерские документы и проводки по конверсиям, то сама сделка может быть восстановлена из имеющихся данных первичного учета с помощью специального алгоритма.

Генерация расчетных сделок при подготовке управленческой отчетности требует максимально детальной проработки. Под расчетной сделкой понимается минимально необходимая единица обработки/анализа данных, которой оперирует принятая методология управленческого учета. Такая сделка может соответствовать реально заключенной сделке, траншу по кредитной линии, пролонгированной части договора, остатку по лицевому счету, стабильной части остатка на лицевом счете. Все расчеты в решении УО производятся на уровне расчетных сделок. При подготовке отчетов данные объединяются до требуемого в отчете уровня детализации.

Третий этап – корректировки первичных данных по РСБУ на уровне расчетных сделок – позволяет формировать управленческую отчетность и отчетность МСФО на базе расчетных сделок методом трансформации или корректировки. Под корректировками понимается набор правил преобразования первичных данных, который последовательно применяется к расчетным сделкам. Сначала выполняются общие для управленческой отчетности и отчетности МСФО корректировки. После этого отдельно выполняются корректировки, специфичные для целей управленческой отчетности, и отдельно выполняются корректировки, специфичные для целей МСФО.

Помимо комплексного подхода к внедрению системы по автоматизации управленческой отчетности, одно из основных преимуществ описанного решения заключается в возможности получить конечный отчет в кратчайшие сроки. Уже на седьмой день после закрытия месяца пользователи получают работоспособный документ, который содержит достоверные данные необходимого уровня детализации с возможностью формирования комплексной отчетности о финансовых результатах по офисам, филиалам, ЦФО, продуктам, менеджерам и клиентам банка, а также расшифровки любого показателя управленческой отчетности – до сделок и проводок.   

текст Владимир Сизых, директор по маркетингу компании РДТЕХ
Поделиться:
 

Возврат к списку