Аналитика и комментарии
ЮНИТ – как пройти проверку на прочность
В условиях кризиса отношение к аутсорсингу в сфере ИТ трудно назвать ровным и взвешенным. Одни компании начинают относиться к этому инструменту как к волшебной палочке, способной мгновенно устранить любые препятствия на пути развития бизнеса. Другие участники рынка, единожды обжегшись на молоке – то есть, столкнувшись с некачественным аутсорсером – начинают «дуть на воду». О том, как правильно оценивать качество аутсорсинговых услуг, и о том, каких принципов в своей работе должен придерживаться поставщик таких услуг, рассказал в интерьвю NBJ пред-седатель совета директоров «ЮНИТ-ОРГТЕХНИКА» Юрий ГРИБАНОВ.
NBJ: Юрий Иванович, сейчас многие компании задумываются о необходимости аутсорсинга ИТ-услуг, но работа со сторонней организацией вызывает законные опасения. Мы знаем, что вы давно работаете на этом рынке. Как вы развеиваете опасения своих клиентов?
Ю. ГРИБАНОВ: Неудивительно, что многие боятся. Когда у тебя в компании сидят сотрудники, которым ты всегда можешь посмотреть в лицо, создается впечатление, что это гарантия качества. Это ерунда, а не гарантия. Гарантия - это принципы, с которыми человек подходит к работе. Чтобы быть успешными на рынке, есть четкие правила. Три кита нашего успеха - четкие принципы, которыми мы руководствуемся: дисциплина, качество и динамика.
Вы точно знаете, что обслуживание компании будет вестись по выработанному стандарту. Мы не делаем исключений для крупных и мелких компаний. Есть единая система обслуживания с четким регламентом работы. И каждый наш сотрудник знает, когда, как и что делать. Это удобно для всех.
Я вообще заметил, что к аутсорсу сейчас странное отношение. Ненормально завышенные ожидания. Люди думают, что мы как волшебник на голубом вертолете: махнем палочкой – и все идеально налажено! Это же бред! А еще больше потрясает другое: начинающие аутсорсинговые компании ведутся на это, берутся за все – и проваливают проекты.
NBJ: То есть вы хотите сказать, что идет дискредитация услуг и появляется тенденция – отказа от аутсорса?
Ю. ГРИБАНОВ: Дискредитация действительно происходит. Даже больше: сейчас на рынке идет обратная тенденция – возврат к инсорсингу услуг. Компании расширяют штат, нанимая специалистов к себе, или нагружают текущие подразделения дополнительной работой. И я бы даже не называл это пока тенденцией, скорее это первые шаги. Даже мы, работающие на этом рынке очень давно, сталкиваемся с опасливым отношением со стороны клиентов – и это при том, что мы известны как надежные и качественные партнеры.
Сейчас клиенты уже наобжигались столько, что одних рекомендаций мало – доверие надо заслужить в каждом новом проекте.
NBJ: А что происходит с компаниями, которые уже раз попробовали и получили негативный опыт?
Ю. ГРИБАНОВ: Для компаний, у которых были в прошлом неудачные опыты с ауторсингом, у нас есть свои методы работы. Как я говорил вначале: три принципа работы – дисциплина, качество и динамика. С нашими нынешними партнерами, у которых в прошлом был негативный опыт аутсорса, мы работаем так же. Показываем, что нами будет сделано все точно в срок, на должном уровне и с полной клиентской поддержкой в любое время. Это важно. Когда компания не чувствует себя брошенной, задачи выполняются в срок и именно так, как ей надо, – появляется уверенность в партнере. Компании становится спокойнее с нами работать.
Для демонстрации наших принципов в действии есть варианты пилотных схем. «Пилот» показывает, на что мы способны в безопасных для компании рамках. После этого начинаются нормальные переговоры.
NBJ: Мне кажется, что банки вряд ли совсем откажутся от аутсорсинга. Возможно, будет временная пауза, но потом произойдет восстановление, возможно, в новом качестве.
Ю. ГРИБАНОВ: А никто и не говорит про отказ. Деловой мир никогда не откажется от аутосорсинговых услуг. Глобализация неизбежна. Мы видим это по развитию других отраслей – от ритейла до нефти. Глобализация – это объединение производственных сил, а аутсорсинг – это производная глобализации. Он всегда будет двигаться вперед.
NBJ: Как вы думаете, компаниям это так же очевидно?
Ю. ГРИБАНОВ: Очевидно – это точно про другое, но вот что я вам скажу: для многих компаний аутсорсинг – зло! Знаете почему? Потому что против нас идут штатные сотрудники ИТ-подразделений. Когда нам передают их работу, которую мы делаем лучше и быстрее, они могут остаться без работы. Поэтому в банках часто идет внутреннее давление на руководство: люди держатся за свои места и доказывают, что мы не нужны.
NBJ: Получается, что если аутсорсинговая компания делает ту же работу, что и штатные сотрудники, но быстрее и качественнее, то вы можете говорить про очевидный экономический эффект Вашей работы?
Ю. ГРИБАНОВ: Это в корне неправильное мнение. Экономический эффект, несомненно, есть, но это не главное для аутсорсинга. Самое важное, что он дает, – это прозрачность и управляемость, а экономический эффект, о котором Вы говорите, важен, несомненно, но это сопутствующая история. Ваши ИТ-услуги перестают быть черным ящиком, в котором исчезают миллионы.
NBJ: Вы описываете положительные стороны аутсорсинговых услуг, но неужели в этой отрасли нет никаких сложных моментов?
Ю. ГРИБАНОВ: Самая большая проблема аутсорсинговых компаний – это они сами. Я уже говорил, что не надо поддаваться на миф о волшебниках. Но в ситуации экономического кризиса и компании, и вендоры хватаются за любую работу, чтобы выжить. Их цель – обеспечить приток денег, чтобы остаться на плаву, иначе они либо сократят штат и потеряют ценных сотрудников, либо вообще закроются и уйдут с рынка. А в итоге мы получаем заказчиков с обманутыми ожиданиями, которым потом приходится доказывать очевидные вещи.
NBJ: Какие очевидные вещи?
Ю. ГРИБАНОВ: Надо разделять услугу и компанию, ее предоставляющую. Если в деле замешаны люди, то, как правило, всегда будут проблемы. От этого есть один метод спасения: выстроенный и отработанный стандарт качества работы. Единый для больших и маленьких компаний. Тогда проблем не возникает: есть система, и она работает.
NBJ: Вы несколько раз говорили о маленьких компаниях. Что Вы можете сказать о небольших банках, нужен ли им аутсорсинг?
Ю. ГРИБАНОВ: Смотря что считать маленьким… Под одну гребенку тоже всех чесать нельзя. Говорить, что аутсорсинг необходим небольшим банкам, – это очередной миф. Надо смотреть на объем работ и количество персонала в ИТ-службе. Возможно, будет правильнее оставить одного-двух своих специалистов, которым руководство полностью доверяет и качество их работы устраивает, чем одну маленькую аутсорсинговую компанию, которая будет оказывать некачественные услуги.
А вот большим компаниям, особенно с разветвленной филиальной сетью по стране, гораздо выгоднее заказывать аутсорсинг, чем иметь проблемы с наймом, обучением и удержанием сотрудников по всей стране. Особенно когда уровень подготовки специалистов в столице и в городке за 500 км от Урала очень сильно различается.
NBJ: По Вашему опыту, какие сервисы чаще всего передаются на аутсорсинг?
Ю. ГРИБАНОВ: Наиболее стандартизованные услуги, например, сервис печати, поддержка телефонии, банкоматов и рабочих мест сотрудников.
NBJ: Вы не раз упоминали в своих выступлениях на различных мероприятиях, что в Вашей компании разработана уникальная система управления, при которой качество услуг становится одним из лучших в стране. Можно попросить Вас сказать несколько слов об этом?
Ю. ГРИБАНОВ: Наша модель управления действительно уникальна. Я уже говорил об основополагающих принципах – их соблюдение является обязательным для всех сотрудников компании. Система внутреннего управления у нас трехзвенная. Первое звено – совет директоров, их можно назвать скульпторами бизнеса. Второе звено (оперативно-тактическое управление) – в него входят руководители проектов и управление сервисных партнеров. Третье звено – наши подразделения, сервисные партнеры, выполняющие конкретную работу заказчиков.
NBJ: Сейчас в стране очень непростая экономическая ситуация. Многие говорят об оптимизации ресурсов, сокращении издержек и экономии бюджетов. С точки зрения развития бизнеса как вы смотрите на 2016 год?
Ю. ГРИБАНОВ: Идеология нашей компании, принципы ее работы, система управления, где в центр поставлен человек, – и в прошлый кризис мы удвоились. Сейчас мы построили не филиальную сеть, а коммерческое агентство сервиса. И на этот кризис у нас очень большие планы.